Греки и римляне любили мрамор. В нем ценили мелкозернистую фактуру, позволяющую тонкость моделировки, блеск, исходящий от его шлифованной поверхности. Греки работали в желтоватом паросском мраморе, сильно просвечивающем. Римляне — в снежно-белом каррарском, этот сорт мрамора до сих пор считается самым лучшим. Создавая одетую скульптуру, римляне порой делали обнаженное тело из белого мрамора, одежду — из цветного.
Советские скульпторы часто работают в уральском мраморе — на Урале встречаются сорта разной фактуры и разных цветов. Из глыбы белого уральского мрамора исполнен памятник генералу Карбышеву в Маутхаузене.
Главный недостаток мрамора — хрупкость. Камни с крупной кристаллической структурой — гранит, порфир, базальт — напротив, очень прочны. Из-за чрезвычайной твердости их тяжело обрабатывать, они требуют монументальности, больших обобщенных планов. Не случайно твердые камни господствовали в искусстве Древнего Египта.
В Советском искусстве с базальтом много работают армянские скульпторы, с гранитом — латышские. Из серого гранита исполнен московский памятник Карлу Марксу, о котором мы упоминали; тяжеловесность и монолитность гранита сообщают этому памятнику особую устойчивость и сдержанную силу.
Твердые камни разнообразны по цвету. Они бывают черными, серыми, красными, розовыми, могут быть испещрены прожилками, создающими сложную и нарядную цветовую гамму. Существуют также полупрозрачны и прозрачные камни, легко пропускающие свет и кажущиеся светящимися изнутри; они не так тверды, как гранит или базальт, и позволяют не только обобщенную, но и ювелирную обработку. Из них особенно известен нефрит—скульпторы Древнего Востока делали из него и большие статуи и изящные безделушки.
Прекрасным пластическим материалом является дерево. Живое, теплое, разнообразное по рисунку волокон, оно дает возможность включать в композиции его естественные наросты и напластования.
Практически в дереве можно добиться любых форм. Африканские скульпторы делают из него очень своеобразные и экспрессивные произведения, используя простейшие геометрические объемы: головы в их фигурах похожи на шары, торсы — на цилиндры или эллипсоиды, женские груди — на усеченные конусы. Китайские и индийские мастера, напротив, приближают деревянную скульптуру к ажурной вязи: тонкие изящные фигуры с изысканными жестами становятся как бы частью прозрачного орнамента, замыкающего их в пространстве.
В Западной Европе дерево в течение долгих веков считалось «библейским» материалом — из него вырезали культовые статуи. В средние века эти статуи часто повторяли естественную форму древесных стволов. В XVI—XVII вв. им начали придавать повышенную динамичность: наделяли их стремительными движениями, заставляли развеваться складки одежд — это создавало впечатление легкости, одухотворенности дерева.
В России дерево считается национальным материалом, известным еще во времена язычества: о славянских деревянных идолах рассказывал путешественник Ибн-Фадлан, побывавший в 922 г. на Волге. Деревом охотно пользовались народные мастера, вырезавшие культовую скульптуру. Великолепная коллекция такой скульптуры собрана в Пермской художественной галерее; у «пермских богов» в облике ярко выражен местный национальный крестьянский тип, отличный от великорусского.
Существуют деревья с древесиной тона слоновой кости, с золотистой, розовой, красной, черной. В Южной Америке растут деревья кебрачо: темно-коричневая, похожая на приглушенную временем бронзу, древесина их тверда, как железо, и не поддается резцу. Известный советский скульптор Степан Эрьзя изобрел специальный инструмент для его обработки. Околдованный этим чудесным деревом, он в течение двадцати лет жил в Аргентине. «Россия, — говорил он, — моя родина; Аргентина — родина кебрачо».
Бронза
Полной противоположностью камню и дереву является бронза. Твердые материалы заставляют художника считаться с их особенностями. Бронза предоставляет ему любые возможности: в композиции Чайкова «Футболисты» (1928—1938) группа борющихся за мяч спортсменов висит в воздухе — лишь один из них касается земли кончиком носка. Ни в одном другом материале скульптура с такой опорой была бы невозможна.
В бронзе можно передать любые движения, подчеркнуть их характер, устремленность. Абсолютно точно воссоздающая модель, она сохраняет даже следы пальцев скульптора — позволяет ощутить «дыхание» его замысла. Легко поддаваясь полировке, она делается искрящейся, воспринимающей переливы света и тени. Старея и окисляясь, приобретает различные цветовые оттенки— от зеленого до коричневого. Как правило, оттенки эти очень красивы: некоторые статуи на Исаакиевском соборе в Ленинграде стали изумрудными. Такой налет времени называется патиной; чтобы добиться его в новых произведениях, их искусственно «патинируют», воздействуя на них химическими средствами.
История искусств показывает, что материалы, которыми пользовались скульпторы на протяжении веков, не оставались неизменными. В древности делались статуи из серебра и золота. Греческие золотые статуи, о которых рассказывает философ Платон, до нас не дошли: их погубила материальная ценность. Но парадные залы Красного дворца в Лхассе, в Тибете, и сейчас украшены золотой скульптурой, инкрустированной кораллом и бирюзой.
В Древней Греции была распространена так называемая хризоэлефантинная техника. Прославленный художник Фидий (ок. 500—490 — ок. 431 до н.э.) исполнил в этой технике двенадцатиметровую статую Афины (438 г. до н.э.). Основу ее составляла деревянная фигура, на лицо и обнаженные части тела которой были наложены тысячи пластинок слоновой кости, пригнанных друг к другу так тщательно, что, казалось, будто вся фигура высечена из грандиозного слонового клыка. Одежду и вооружение богини Фидий сделал из золота, на это ушло около двух тысяч килограммов. Рядом со сверкающим золотом желтоватая матовая слоновая кость воспринималась как живое, пульсирующее кровью тело.
Каждая эпоха приносит в искусство свои материалы. В 1925 г. Эрьзя сформовал фигуры рабочих для Союза горняков в Баку из железных стружек и опилок. Сейчас в скульптуре применяются бетон, различные сплавы, пластические массы, сталь, алюминий, стекло. Гибкая и ковкая сталь позволяет использовать современные заводские методы сварки, не мутнеет и не поддается коррозии, в ней легко передается физическое ощущение объема, можно исполнить фигуру очень большой величины. Статуя Свободы, установленная в 1886 г. у входа в Нью-Йоркский порт, достигает около девяноста трех метров в высоту.
Стекло
Особую сложность представляет для скульптора работа в стекле. Нужно все время помнить о его прозрачности, о том, чтобы объемы не «спорили» друг с другом. В то же время стекло оказывается очень благодарным материалом: прозрачная, пронизанная светом стеклянная скульптура производит впечатление поэтической и немного таинственной.
С течением веков изменялось отношение и к цвету скульптуры. Сейчас мы привыкли к скульптуре одноцветной, имеющей естественный тон материала, из которого она выполнена. Но монохромность эта условна. Античные греки вводили в композиции не только слоновую кость и золото, но и цвет: древние статуи были синеглазыми, золотоволосыми, розовощекими. В средние века, в эпоху Возрождения, во времена барокко деревянную скульптуру иногда золотили, иногда раскрашивали: мадонн «одевали» в разноцветные платья, выписывали на этих платьях золотую и серебряную кайму. Полихромной была и русская народная культовая скульптура. В Вологде сохранилась фигура Георгия Победоносца XVI в. — витязь в синей рубахе, золотом панцире и красном плаще, сидя на покрытом алой попоной коне, пронзает копьем пятнистого, голубокрылого дракона.
При помощи цвета художники стремились добиться впечатления жизненности фигуры, подчеркнуть ее красоту, выделить ее из окружающей обстановки. В XVII в. профессиональные скульпторы начали пользоваться цветом более скупо и целеустремленно, подчинять его психологической сути создаваемого образа. Сдержанная светло-коричневая чалма одежды Петра Мученика в изображении испанца Хосе де Мора (1642—1724) подчеркивает его суровую отрешенность от земной жизни.
В XVIII—XIX вв. полихромная скульптура была окончательно вытеснена монохромной. Лишь в XX в. были вновь предприняты попытки ввести в нее цвет. Известный скульптор Сергей Коненков (1874—1971) начал сперва подкрашивать свои произведения, а затем и золотить их: позолотил фриз на Музыкально-драматическом театре в Петрозаводске — хоровод танцующих и поющих фигур (1953—1954) и статую разорвавшего цепи «Освобожденного человека» (1947).
И теперь на выставках мы нередко встречаем полихромную скульптуру, некоторые советские мастера считают цвет почти непременным компонентом ее художественной выразительности. И хотя время доказало, что обычно пластический образ звучит целостнее в монохромном исполнении, в отдельных случаях умело использованный цвет, оказывая сильное эмоциональное воздействие на восприятие зрителя, может обогатить скульптуру.
« Предыдущая страница | Страница 2 из 3
| Следующая страница »От: Platova,  
Скрыть комментарии (1)
Похожие темы:
Не попадалась никогда информация о работе скульптуров, это очень интересно! Стать любопытная, я с удовольствием ее прочитала.
1