ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Заказ изготовления копии

готовые копии

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:

Петроматик - грузовая автомойка, цены.

Опубликовано: Ноябрь 25, 2008

Пейзаж

Пейзаж ( англ.Landscape фр.Paysage; нем.Landschaft ) - жанр станковой живописи и графики; изображающий природу или какую-либо местность поля, горы, леса, рощи, деревни, города, исторические памятники и т.п.


В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра различают:
- сельский и городской пейзажи;
- архитектурный и индустриальный пейзажи;
- морской и речной пейзажи.

Если не указан тип пейзажа, то подразумевается пейзаж с изображением природы.

Пейзажи по пространственному принципу подразделяются на открытые, полуоткрытые, полузакрытые и закрытые.


Натурная пейзажная картина - визуально воспринимаемая часть ландшафта: - ограниченная определенными пределами; Как правило, пейзаж призван вызывать определённые ощущения и настроения.


 

Специализированные разделы:

Современный пейзаж

современный пейзаж

 

Городской пейзаж

городской пейзаж
 

 

Пейзажи художников прошлых веков

пейзажи

 

Архитектурные пейзажи

пейзажи архитектура
 

 

Морские пейзажи

 

 

Пейзажная живопись

Пейзажная живопись, также известная как пейзажное искусство, представляет собой изображение в искусстве пейзажей - природных ландшафтов, таких как горы, долины, деревья, реки и леса, особенно там, где основным сюжетом является широкая панорама - с элементами, расположенными в связную композицию. В других картинах пейзажные фоны для фигур всё ещё могут составлять важную часть работы. Небо почти всегда является частью вида, а погода в большинстве случаев элементом композиции. Во всех художественных традициях подробные пейзажи не встречаются как отдельный субъект, а развиваются, когда уже существует сложная традиция представлять другие предметы.

Пейзаж, термин в стиле википедии

«Весенняя фреска» из Акротири, 600 - 1500 год до н.э.

 

Пейзаж, термин в стиле википедии
Хасэгава Тохаку, ширма «Сосны» (Shōrin-zu byōbu 松林図 屏風), одна из пары складных ширм, Япония, 1593 год. 156,8 × 356 см (61.73 × 140.16 дюймов).

 

Две основные традиции проистекают из западной живописи и китайского искусства, и обе насчитываю уже более тысячи лет. В пейзажном искусстве признание духовного элемента наблюдается от его истоков в восточноазиатском искусстве, которое опирается на даосизм и другие философские традиции, но на Западе становится явным лишь благодаря романтизму.

Пейзажные виды в искусстве могут быть полностью мнимыми или копироваться из реальности с различной степенью точности. Если основной целью изображения является отображение фактического, конкретного места, особенно это касается зданий, оно называется топографическим видом. Такие виды, чрезвычайно распространённые в виде печатных изданий на Западе, часто воспринимаются как уступающие пейзажам изобразительного искусства, хотя отличия не всегда заметны; подобные предрассудки существовали в китайском искусстве, где литературная живопись обычно изображала воображаемые виды, в то время как профессиональные придворные художники рисовали реальные виды, часто включавшие дворцы и города.

Пейзаж, термин в стиле википедии

 

Иоахим Патинир, «Пейзаж с Хароном пересекающим реку Стикс», 1515 - 1524 год. Патинир был пионером стиля мировой пейзаж.

Слово «пейзаж» (landscape) вошло в современный английский язык как landskip (произносится по-разному), англицизация голландского landschap, приблизительно в начале 17 века, чисто как термин для произведений искусства, и впервые был использован в качестве слова для живописи в 1598 году. В течение нескольких десятилетий его использовали для описания видов в поэзии и, в итоге, как термин для реальных панорам. При этом в древнеанглийском языке существовал родной термин landscaef или landskipe для очищенного участка земли, однако он не был записан на среднеанглийском языке.

Пейзаж с сюжетом из Одиссеи, Рим, прибл. 60 - 40  год до н.э.

Пейзаж с сюжетом из «Одиссеи», Рим, прибл. 60 - 40  год до н.э.

 

История

Самые ранние формы искусства во всем мире мало изображают то, что действительно можно назвать пейзажем, хотя включают наземные линии, а иногда и указания на горы, деревья или другие природные объекты. Самыми ранними «чистыми пейзажами» без человеческих фигур являются фрески из Минойской Греции около 1500 года до нашей эры.

Сцены охоты, особенно те, которые вставлены в закрытый вид зарослей тростника в дельте Нила из Древнего Египта, могут придать сильное ощущение места, но акцент делается на отдельных растительных формах и фигурах человека и животных, а не на общем пейзажном окружении. Знаменитый пример - фрески из могилы Небамуна, ныне находящиеся в Британском музее (прибл. 1350 год до н.э.).

Для гармоничного изображения целого пейзажа, необходима некоторая жёсткая система перспективы, или измерение расстояния, и это, кажется, по литературным свидетельствам, впервые было разработано в Древней Греции в Эллинистический период, однако ни один крупный пример не сохранился. Сохранились более древние римские пейзажи, начиная с 1-ого столетия до нашей эры, особенно фрески пейзажей, украшающие комнаты, которые поддерживались в сохранности в археологических местах Помпей, Геркуланумы и в других местах, и мозаики.

Пейзаж, термин в стиле википедии

Чжань Цзыцянь, «Весенняя прогулка», очень ранний китайский пейзаж, прибл. 600 год.

Китайская традиция рисунка тушью шан-шуй («гора-вода») или «чистый» пейзаж, в которой единственным признаком человеческой жизни обычно является мудрец или проблеск его хижины, использует сложные пейзажные фоны для изображения сюжетов, а пейзажное искусство этого периода сохраняет классическое и сильно подражающее положение в китайской традиции.

Как китайская, так и римская традиция обычно показывают большие панорамы воображаемых пейзажей, и в большинстве случаев фоном служат впечатляющие горные цепи - в Китае часто водопады, а в Риме моря, озёра или реки. Их часто используют, как показано в примере, чтобы преодолеть разрыв между передним планом с фигурами и дальним панорамным видом, что является постоянной проблемой для пейзажистов. Китайский стиль обычно показывал только отдаленный вид, или использовал пустую землю или туман, чтобы избежать этой трудности.

Основной контраст между пейзажной живописью на Западе и в Восточной Азии состоял в том, что, хотя на Западе до 19 века она занимала низкую позицию в принятой иерархии жанров, в Восточной Азии классическая китайская картина с горами, написанная водными чернилами была традиционно самой престижной формой визуального искусства. Эстетические теории в обоих регионах дали наивысшее положение картинам, которые, как считается, требуют от художника воображения. На Западе это была историческая живопись, но в Восточной Азии это был воображаемый пейзаж, где известными практиками были, по крайней мере, теоретически, художники-любители южной школы, в том числе несколько Императоров Китая и Японии. Они часто были поэтами, линии и образы которых иллюстрировали друг друга.

Тем не менее, на Западе историческая живопись требовала обширного пейзажного фона, где это уместно, поэтому теория не полностью противодействовала развитию пейзажной живописи - на протяжении нескольких веков пейзажи постоянно продвигались к статусу исторической живописи, добавляя небольшие фигуры, чтобы сделать повествовательную сцену, обычно религиозную или мифологическую.

Пейзаж, термин в стиле википедии

Фемистокл фон Экенбрехер (Германия, 1842 - 1921), «Вид на Лердалсёйри в Согне-фьорд», 1901 год.

 

Западная традиция пейзажной живописи

Средневековье

В раннем западном средневековом искусстве интерес к пейзажу исчез почти полностью, сохранился он только в копиях позднеантичных произведений, таких как «Утрехтский псалтырь»; последнее восстановление этого источника в ранней готической версии уменьшило ранее обширные пейзажи до нескольких деревьев, заполняющих пробелы в композиции, безо всякого присутствия ощущения общего пространства. Возрождение интереса к природе сначала проявляется преимущественно в изображениях небольших садов таких как «Закрытый сад» или в гобеленах с мильфлёром. Фрески фигур в работе или игра на фоне густых деревьев в Папском дворце в Авиньоне, вероятно, являются уникальным сохранившимся общим предметом. Несколько фресок садов сохранились из римских домов, как например Вилла Ливии.

нижняя часть страницы Крещения Господнего, Турино-Миланский часослов, Фландрия, прибл. 1425 год.

«Рука G», нижняя часть страницы «Крещения Господнего», Турино-Миланский часослов, Фландрия, прибл. 1425 год.

В течение 14 века Джотто ди Бондоне и его последователи стали признавать природу в своём творчестве, всё чаще вводя элементы пейзажа в качестве фона для движения фигур в картинах. В начале 15 века пейзажная живопись была создана в Европе как жанр, как установка на человеческую деятельность, часто выражаемая в религиозном сюжете, в таких темах как «Отдых на пути в Египет», «Странствие волхвов» или «Святой Иероним в пустыне». Роскошные иллюминированные рукописи были очень важны в раннем развитии пейзажа, особенно серия «Труды месяцев» в «Великолепном часослове герцога Беррийского», который традиционно показывал небольшие жанровые фигуры в более широких пейзажах. Особый прогресс виден в менее известном «Турино-Миланском часослове», большая часть которого в настоящее время уничтожена огнём, чьи события отразились на ранней голландской живописи в течение остальной части столетия. Художник, известный как «Рука G», вероятно, один из братьев ван Эйк, был особенно успешным в воспроизведении эффектов света и в природно-кажущейся прогрессии от переднего плана до отдаленного вида. Это было то, что другие художники считали трудным в течение века или больше, часто решая проблему, демонстрацией пейзажного фона с верхней части парапета или подоконника, словно с большой высоты.

Ренессанс

Пейзажные фоны для различных видов живописи становились все более заметными и искусными в течение 15 века. Период приблизительно конца 15 века видел чистые пейзажные рисунки и акварели от Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Фра Бартоломео и других, но чистые пейзажные сюжеты в живописи и гравюре, всё ещё небольшие, были впервые созданы Альбрехтом Альтдорфером и другими художника немецкой дунайской школы в начале 16 века. В то же время Йоахим Патинир в Нидерландах разработал «мировой пейзаж», стиль панорамного пейзажа с маленькими фигурами и использованием высокой точки обзора, который оставался влиятельным на протяжении столетия, и применялся и совершенствовался Питером Брейгелем Старшим. Итальянское развитие глубокого метода графической перспективы теперь было известно во всей Европе, что позволило очень подробно написать большие и сложные виды.


Питер Брейгель Старший, «Жатва», 1565 год: Мир и сельское хозяйство в предромантичном идеальном пейзаже, без величественных ужасов.

Пейзажи были идеализированы, отражая в основном пасторальный идеал, взятый из классической поэзии, которая была впервые в полной мере был изображена Джорджоне и молодым Тицианом, и оставалась связанной, прежде всего, с холмисто-лесистым итальянским пейзажем, который был изображен художниками из Северной Европы, которые никогда не посещали Италию, так же, как живущие на равнинах художники южной школы в Китае и Японии рисовали головокружительные горы. Несмотря на то, что молодых художников часто приглашали посетить Италию, чтобы ощутить «итальянский свет», многие художники из Северной Европы могли бы зарабатывать на жизнь итальянскими пейзажами, даже не утруждая себя поездкой. Действительно, некоторые стили были настолько популярны, что стали формулами, которые можно было копировать снова и снова.

Публикация в Антверпене в 1559 и 1561 годах двух серий из 48 гравюр («Малые пейзажи») после рисунков анонимного художника, называемого «Мастером малых пейзажей», означала переход от воображаемых далеких видов с религиозным содержанием мирового пейзажа к изображениям в увеличительном масштабе на уровне глаз опознаваемых загородных имений и деревень, населенных фигурами, занятыми повседневной деятельностью. Отказавшись от панорамной точки обозрения мирового пейзажа и сосредоточив внимание на скромных, сельских и даже топографических, малые пейзажи создали почву для пейзажной живописи Нидерландов в 17 веке. После публикации «Маленьких пейзажей» художники-пейзажисты в Нижних землях либо продолжали свой мировой пейзаж, либо следовали новому методу представленному малыми пейзажами.

Клод Лоррен, Асканий, охотящийся на оленя Сильвины, 1682 год. Пейзаж в качестве исторической живописи

Клод Лоррен, «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины», 1682 год. Пейзаж в качестве исторической живописи.

Пейзаж, термин в стиле википедии

Ян ван Гойен, «Пейзаж дюны», прибл. 1630 - 1635 год, пример тонального стиля в золотом веке голландской живописи.

 

17 и 18 век

Популярность экзотических пейзажных сцен можно увидеть в успехе живописца Франса Поста, который всю оставшуюся жизнь рисовал бразильские пейзажи после поездки туда в 1636-1644 годах. Другие художники, которые никогда не пересекали Альпы, могли зарабатывать деньги на пейзажах Рейнской области, а третьи - на создание фантастических сцен для конкретного заказа, как например вид Смеренбурга, написанный Корнелисом де Маном в 1639 году.

Были разработаны композиционные формулы с использованием таких элементов, как репуссуар, которые остаются влиятельными в современной фотографии и живописи, в частности, благодаря Пуссену и Клоду Лорреему, французским художникам, жившим в Риме 17 века, и живопись в основном классической тематики, или библейские сцены, помещённые в те же пейзажи. В отличие от своих голландских современников, итальянские и французские художники-пейзажисты по-прежнему чаще всего хотели сохранить свою классификацию в иерархии жанров как историческую живопись, включив в неё небольшие фигуры, представляющие сцену из классической мифологии или Библии. Сальватор Роза придал живописное волнение своим пейзажам, показав более дикую южно-итальянскую страну, часто населенную бандитами.

Золотой века голландской живописи 17 века увидела драматический рост пейзажной живописи, в которой специализировались много художников, и развитие чрезвычайно тонких реалистичных методов для того, чтобы изобразить свет и погоду. Существуют различные стили и периоды, и поджанры морской и животной живописи, а также отдельный стиль итальянского пейзажа. Большинство голландских пейзажей были относительно небольшими, но пейзажи во фламандской барочной живописи, всё ещё как обычно населённые, были часто очень большими, прежде всего в серии работ, которые Питер Пауль Рубенс написал для своих домов. Пейзажные гравюры были также популярны, благодаря подобным работам Рембрандта и экспериментальным работам Геркулеса Сегэрса, которые обычно считались самое прекрасное.

Голландцы имели тенденцию делать небольшие картины для небольших домов. Некоторые голландские особенности пейзажа, названные в период описей, включают: Batalje, или сцену сражения; Maneschijntje, или сцену лунного света; Bosjes, или лесную сцену; Boederijtje, или сцену фермы, и Dorpje или деревенскую сцену. Хотя и не названная в это время определенным жанром, популярность римских руин вдохновила многих голландских пейзажистов этого периода писать руины их собственного региона, наподобие монастырей и церквей разрушенных после Иконоборческого восстания.

Якоб ван Рёйсдал считается самым универсальным из всех пейзажистов Золотого века Голландии. Популярность пейзажей в Нидерландах отчасти была отражением фактического исчезновения религиозной живописи в кальвинистском обществе и упадком религиозной живописи в 18 и 19 веках во всей Европе, что в сочетании с романтизмом дало пейзажам гораздо большее и более престижное место в искусстве 19 века, чем они предполагали раньше.

В Англии пейзажи первоначально были в основном фоном для портретов, как правило, предлагая парки или владения помещика, хотя в основном они были написаны в Лондоне художником, который никогда не посещал холмистые земли. Английская традиция была основана Энтони ван Дейком и другими преимущественно фламандскими художниками, работающими в Англии, но в 18 веке работы Клода Лоррена были внимательно собраны и повлияли не только на картины пейзажей, но и на английские пейзажные парки «умелого Брауна» и др.

В 18 веке акварельная живопись, в основном пейзажи, стала английской особенностью, обладающей как плавающим рынком для профессиональных работ, так и большим количеством художников-любителей, многие из которых пользовались популярными методами из книг Александра Козенса и других. К началу 19 века английские художники с самой высокой современной репутацией были в основном преданными пейзажистами, демонстрируя широкий спектр романтических интерпретаций английского пейзажа, найденных в работах Джона Констебла, Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнера и Самуэля Палмера. Однако все это затрудняло утверждение их на рынке современного искусства, который по-прежнему предпочитал историю и портреты.

В Европе, как сказал Джон Раскин, и подтвердил сэр Кеннет Кларк, пейзажная живопись была «главным художественным творением девятнадцатого века» и «доминирующим искусством», в результате чего в следующий период люди были «склонны предполагать, что высокая оценка естественной красоты и пейзажной живописи - это нормальная и постоянная часть нашей духовной деятельности». В анализе Кларка основные европейские способы, преобразовывающие сложности пейзажа в идею, заключались в четырёх фундаментальных подходах: принятие описательных символов, любопытстве к фактам природы, создание фантазии, чтобы смягчить глубоко укоренившиеся страхи перед природой и вере в золотой век гармонии и порядка, которые можно было бы восстановить.

В 18 веке был также большой рост топографической гравюры, более или менее точно изображающий реальный вид таким образом, что сделал живопись редкой. Первоначально она была в основном сконцентрирована на здании, но в течение века с ростом романтизма, чистые пейзажи стали более распространенными. Топографическая гравюра, которая часто предназначалась для обрамления и висения на стене, осталась очень популярной техникой в 20 веке, но часто классифицировалась как низшая форма искусства, в отличие от воображаемого пейзажа.

Пейзажи акварелью на бумаге стали отдельным направлением, прежде всего в Англии, где развилась особая традиция талантливых художников, которые только или почти полностью рисовали пейзажные акварели, чего не было в других странах. Очень часто это были реальные виды, хотя иногда композиции адаптировались для художественного эффекта. Картины продавались относительно дешево, но создавали их гораздо быстрее. Эти профессионалы могли бы увеличить свой доход, обучая «армии любителей», которые также рисовали.

Ведущими художниками в конце 18 века были: Джон Роберт Козенс, Фрэнсис Таун, Томас Гиртин, Майкл Анджело Рукер, Уильям Парс, Томас Херн и Джон Уорик Смит; в начале 19 века: Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, Джон Варли, Джон Продать Котман, Энтони Копли Филдинг, Самуэль Палмер.

Пейзаж, термин в стиле википедии

Каспар Давид Фридрих, «Странник над морем тумана,» 1818 год. Классический образ немецкого романтизма.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, Парк в Петуортской усадьбе, прибл. 1830 год.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, «Парк в Петуортской усадьбе», прибл. 1830 год.

Фредерик Эдвин Чёрч, Сердце Анд, 1859 год. Чёрч был частью американской школы реки Гудзон

Фредерик Эдвин Чёрч, «Сердце Анд», 1859 год. Чёрч был частью американской школы реки Гудзон.

 

19 и 20 век

Романтичное движение усилило существующий интерес в искусстве пейзажа, отдаленных и диких пейзажей, которые были тем, возвращающимся элементом в более раннем искусстве пейзажа, который теперь стал более значимым. У немца Каспара Дэвида Фридриха был отличительный стиль, на который повлияло его датское обучение, где развился отдельный национальный стиль, заимствованный из голландского примера 17-ого столетия. К нему он добавил квази-мистический романтизм. Французские художники работали медленнее, развивая пейзажную живопись, но примерно с 1830-х годов Жан-Батист-Камиль Коро и другие художники в барбизонской школе установили французскую традицию пейзажа, которая станет самой влиятельной в Европе на протяжении столетия, благодаря импрессионистам и постимпрессионистам, которые впервые сделали пейзажную живопись главным источником общих стилистических новшеств во всех видах живописи.

Национализм новых Соединённых провинций был фактором в популярности голландской пейзажной живописи 17 века и в 19-ом столетии, поскольку другие нации попытались развить отличительные национальные школы живописи, стремление выражать исключительную природу пейзажа родины стала общей тенденцией. В России, как в Америке, гигантский размер картин был сам по себе националистическим утверждением.

В Соединенных Штатах школа реки Гудзон, известная в середине-конце 19 века, является, вероятно, самым известным местным развитием пейзажного искусства. Эти художники создали произведения гигантского масштаба, которые пытались захватить эпического объёма пейзажи, вдохновляющие их. Работа Томаса Коула, общепризнанного основателя школы, имеет много общего с философскими идеалами европейских пейзажных картин - своего рода светская вера в духовные преимущества, которые можно получить от созерцания естественной красоты. Некоторые из более поздних художников школы реки Гудзон, такие как Альберт Бирстадт, создали менее умиротворяющие работы, в которых делался больший акцент (с большим романтическим преувеличением) на реальной, даже ужасающей силе природы. Лучшие примеры канадского пейзажного искусства можно найти в работах «Группы семи», известной в 1920-х годах.

Несмотря на определённо меньшее преобладание в период после Первой мировой войны, многие крупные художники по-прежнему рисовали пейзажи в самых разных стилях, например, Чарльз Берклифилд, Нил Велливер, Алекс Кац, Милтон Эйвери, Питер Дойг, Эндрю Уайет, Дэвид Хокни и Сидней Нолан.

 

Восточноазиатская традиция пейзажной живописи

Китай

Пейзажная живопись была названа «величайшим вкладом Китая в искусство мира» и обязана своим особым характером традиции даосизма в китайской культуре. Уильям Уотсон отмечает, что: «Было сказано, что роль пейзажного искусства в китайской живописи соответствует роли ню на Западе, как теме, неизменной само по себе, но создавшей средство бесконечных нюансов зрения и чувства».

Го Си, Прояснение осеннего неба над горами и долинами», династия Северная Сун

Го Си, «Прояснение осеннего неба над горами и долинами», династия Северная Сун, прибл. 1070 год, деталь из горизонтального свитка.

Есть все более и более сложные пейзажные фоны для изображения сюжетов показывающих охоту, занятие сельским хозяйством или животных начиная с династии Ханьшуй, за счёт сохранившихся примеров преимущественно в камне или глиняном рельефе из гробниц, которые, как предполагают, следуют за преобладающими стилями в живописи, без сомнения, не захватывая полный эффект оригинальных картин. Точный статус более поздних копий предполагаемых работ знаменитых живописцев (многие из которых увековечены в литературе) до 10 века неясен. Одним из примеров является знаменитая картина 8 века из императорской коллекции под названием «Император Мин Хуан, путешествующий по Шу». Она показывает свиту, которая едет верхом через головокружительные горы типичные для более поздних картин, но в глубоком цвете «создает общую почти персидскую картину», в том, что было очевидно популярным и модным придворным стилем.

Шэнь Чжоу, Поэт на горе, прибл. 1500 год. Картина и стихотворение Шэнь Чжоу

Шэнь Чжоу, «Поэт на горе», прибл. 1500 год. Картина и стихотворение Шэнь Чжоу: «Белые облака окружают горную талию, как пояс, / Каменные ступени поднимаются высоко в пустоту, где узкая тропинка ведет далеко. / В одиночестве, опираясь на простую палку, я лениво смотрю вдаль. / Моя тоска по нотам флейты отзывается в ропоте ущелья ».

Дун Цичан, Пейзаж, 1597 год. Цичан был высокопоставленным, но вежливым государственным служащим династии Мин

Дун Цичан, «Пейзаж», 1597 год. Цичан был высокопоставленным, но вежливым государственным служащим династии Мин, который ценил выразительность вместо деликатности, с печатями и стихами коллекционера.

Четыре из шестнадцати раздвижных комнатных перегородок созданных для японского аббата 16 века. Типичны для более поздних японски

Четыре из шестнадцати раздвижных комнатных перегородок созданных для японского аббата 16 века. Типичны для более поздних японских пейзажей, основное внимание уделяется элементу на переднем плане.

Решающий переход к монохромному пейзажному стилю, почти лишённому фигур, приписывается Ван Вэй (699-759), также известному в качестве поэта; в основном остались только копии его произведений. С 10 века сохранилось увеличивающееся количество оригинальных картин, и лучшие произведения южной школы династии Сун (960-1279) остаются одними из самых уважаемых в том, что является непрерывной традицией и по сей день. Китайская традиция ценила картины художников-любителей южной школы, часто и поэтов, больше тех, что создавали профессионалы, хотя сцена была более сложной. Если они включали какие-либо фигуры, ими очень часто были такие люди, или мудрецы, созерцающие горы. Знаменитые произведения собрали множество красных «печатей высокой оценки», и часто стихи, добавленные более поздними владельцами - император Цяньлун (1711-1799) обильно добавлял свои собственные стихи, следуя прежним императорам.

Традиция шан-шуй никогда не предназначалась для представления реальных мест, даже если их назвали в честь них, как в традиции Восьми видов. Другой стиль, созданный мастерскими профессиональных придворных художников, представил официальные виды императорских поездок и церемоний, причём основное внимание уделяется очень подробным сценам переполненных городов и торжественных церемоний с высокой точки обзора. Их писали на свитках огромной длины ярким цветом (пример ниже).

Китайская скульптура также достигает сложного мастерства создания успешных пейзажей в трёх измерениях. Существует давняя традиция высокой оценки «смотровых камней» - естественно сформированных валунов, обычно известняк с берегов горных рек, который был размыт в фантастические формы, доставлялся во дворы и сады творческой интеллигенции. Вероятно, это связано с традицией вырезать гораздо более мелкие валуны нефрита или какого-либо другого полудрагоценного камня в форме горы, включая крошечные фигуры монахов или мудрецов. Китайские сады также развили очень сложную эстетику гораздо раньше, чем на Западе; каренсансуи или японский «сухой сад» дзэн-буддизма подводит сад ещё ближе к скульптуре, представляющей собой сильно абстрагированный пейзаж.

См. современная китайская живопись гохуа

Галерея

Ли Кань, Бамбук и камень, прибл. 1300 год н.э., Китай.

1. Ли Кань, «Бамбук и камень», прибл. 1300 год н.э., Китай.

Тао Чи, коней 17 века, Китай.

2. Тао Чи, коней 17 века, Китай.

Тан Инь, Рыбак на осенней реке, 1523 год н.э., Китай.

3. Тан Инь, «Рыбак на осенней реке», 1523 год н.э., Китай.


Япония

Японское искусство изначально адаптировало китайские стили, чтобы отразить интерес к повествовательным темам в искусстве, со сценами, помещенными в пейзажах, смешанными с теми, которые показывают дворцовые или городские сцены, используя ту же самую высокую точку обзора, обрезая крыши по мере необходимости. Оно появилось в виде очень длинных свитков сцен в стиле ямато-е, иллюстрирующих «Повесть о Гэндзи» и другие сюжеты, в основном с 12 - 13 веков. Концепция художника-любителя имела небольшой резонанс в феодальной Японии, где художники обычно были профессионалами с сильной связью с мастером и его школой, а не с классическими художниками из далекого прошлого, у которых китайские художники имели тенденцию черпать вдохновение. Живопись изначально была полностью цветная, часто яркая, и пейзаж никогда не переполняли фигуры, которые часто были довольно крупными.

Тенсё Сюбун, дзен-буддийский монах, ранний рисунок в возрождении китайских стилей в Японии. Чтение в бамбуковой роще, 1446 год

Тенсё Сюбун, дзен-буддийский монах, ранний рисунок в возрождении китайских стилей в Японии. «Чтение в бамбуковой роще», 1446 год, Япония.

Кано Масанобу, основатель 15 века школы Кань, которая доминировала в рисовании японской кистью до 19 века, Чжоу Маошу

Кано Масанобу, основатель 15 века школы Кань, которая доминировала в рисовании японской кистью до 19 века, «Чжоу Маошу созерцающий лотосы», висячий свиток.

Сцена, изображенная справа, представляет свиток, полные размеры которого 37,8 см × 802,0 см, только в одном из двенадцати свитков иллюстрируется жизнь буддийского монаха; как и на Западе, монастыри и храмы заказали множество таких работ, и у них было больше шансов на сохранение, чем у их придворных эквивалентов. Ещё более редкими были сохранившиеся пейзажные складные ширмы и висячие свитки, которые, похоже, распространены в придворных кругах - в «Повести о Гэндзи» есть эпизод, где придворные представляют лучшие картины из своих коллекций для конкурса. Они были ближе к китайской шань-шуй, но по-прежнему полностью цветными.

С 15-го века сохранились ещё многие чистые пейзажи; несколькими ключевыми художниками были дзэн-буддийские священники, которые работали в монохромном стиле с большим вниманием к мазкам кисти в китайской манере. Некоторые школы переняли менее утончённый стиль, с меньшими видами, делающими больший акцент на переднем плане. Тип изображения, который имел неизменную популярность у японских художников и стал называться «японским стилем», на самом деле впервые встречается в Китае. Он объединяет один или несколько крупных птиц, животных или деревьев на переднем плане, как правило, на одной стороне в горизонтальной композиции, с широким пейзажем за пределами, часто только охватывающим часть фона. Более поздние версии этого стиля, часто вообще обходились без пейзажного фона.

Мост в Уби, знаменитая композиция на ширме, обнаружена в множестве версий 16 или 17 века

«Мост в Уби», знаменитая композиция на ширме, обнаружена в множестве версий 16 или 17 века, демонстрирующая красочный абстрактный стиль профессиональных художников. В стиле японской живописи ямато-э.

Стиль укиё-э, который развивался с 16-го века, сначала в живописи, а затем в цветных гравюрах, которые были дешевыми и широко доступными, первоначально концентрировался на человеческой фигуре, индивидуально и в группах. Но с конца 18 века пейзаж укиё-э развился при Хокусае и Хиросигэ, чтобы стать самым известным типом японского пейзажного искусства.

Пейзаж, термин в стиле википедии

Сцена из «Биографии священника Иппена», ширма в стиле ямато-э, 1299 год.

См. японская живопись


От: adm




Похожие темы


----------------------------