Потрясающий пейзажист Фредерик Эдвин Черч. Такие натуралистичные картины, но с легким лоском дымки, создающим эффект таинственности, магии. Смотришь – и веришь, что нет ничего сильнее красоты природы. Вот пример – картина «Сумерки в дикой местности», написанная Черчем в 1860 г. Кажется, смотришь на фотографию, обработанную фильтрами, а не на холст. Мастерски изображена местность близ вулкана Копотаки, находящегося в Эквадоре. Особо притягательно смотрится небо, затянутое многослойными облаками и подсвеченное красно-розовым отблеском уходящего на закат солнца.
А вот еще одна картина Куинджи – «В Крыму». Она не входит в число его самых известных работ, но ее техническое исполнение просто завораживает. Эта картина построена на контрастах. Грозовое небо расслаивается темно-синими тонами. Мрачнеет и горный хребет на горизонте, перекликающийся с цветом неба. А впереди – зеленая поляна, притемненная ночным небосклоном, но словно освещающая всю картину своей сочной зеленью. Завершает пейзаж стена хвойных деревьев, стремительно тянущихся вверх.
Один из величайших пейзажистов XIX в., по моему мнению, – Архип Куинджи. Он дважды провалил вступительные экзамены в Академию Художеств, но талант все-таки привел его в учебное заведение. Благодаря картине «Татарская сакля», Куинджи был принят в Академию вольнослушателем.
Работы Архипа Ивановича – это же не просто пейзажи. Часто это отсылки к социальным неурядицам, в частности вымирающим деревням. Яркий пример – картина «Забытая деревня». Смотришь на нее, а по спине мурашки от ощущения чего-то пустынного и потерянного. Деталей домов не видно, тона приглушенные, настроение осени увядшей наседает. Не просто показывает Куинджи окрестности – он заявляет о проблеме, которую тогда предпочитали просто не замечать.
Ну и, конечно, Алексея Боголюбова тоже нужно вспомнить. Он и сам себя называл моряк-художник. А работы его живописные это прозвище только подтверждают. Боголюбов отучился в Морском Кадетском корпусе, много путешествовал, поступил в Академию Художеств и стал художником в Главном морском штабе.
Он писал и натуралистичные морские пейзажи, и сцены морских сражений. Причем ранние работы Боголюбова подвергались критике – якобы, слишком статичны его картины.
А вот эта картина – «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года» – уже больше наполнена динамикой.
А вот и представитель следующего поколения маринистов – Николай Гриценко. Он был учеником и Льва Лагорио, и Алексея Боголюбова. У второго Гриценко проходил двухгодовую стажировку в Париже, куда его направил Лагорио.
Гриценко неоднократно становился участником морских походов, а его картины, по сути, представляли собой графические заметки. Талант мариниста был настолько явным, что Морское министерство назначило его своим официальным художником.
Одна из множества картин Гриценко – «Встреча российского императора Николая II с германским императором Вильгельмом II». 1897 год, холст, масло. Потрясающее изображение воды. Натуралистично настолько, что хочется прикоснуться.
Айвазовский – это, конечно, столп русской морской живописи. Но и его подмастерье, Лев Лагорио достоин отдельного внимания. Он начал писать еще ребенком, и свое вдохновение черпал из красот окружающей природы. А знакомство с Иваном Константиновичем подарило Лагорио новую любовь – море. Он много путешествовал, отражая такой разносторонний нрав морской стихии в своих картинах.
Вот одна из них – «Маяк». Написана в 1895 году. Как натурально изображены рассерженные волны. Каким стойким выглядит скалистый берег, и сколько надежды дарит главный герой картины – маяк.