Картина Юный рисовальщик, описание
ВАЙАН, ВАЛЛЕРАН (VAILLANT, WALLERAND) 1623, Лилль - 1677, Амстердам Французская школа Холст, масло. 117 х 89,5 Пост, в 1888 г. Выставки: Валансьен, 1918, № 349; Берлин, 1964, № 45, репр.; ,,La Peinture français aux XVIIe et XVIIIe siècles (Trésors des Musées du Nord de la France, IV); Дюнкерк, Валансьен, Лилль, № 28. Музей изящных искусств Лилль
Образ юного рисовальщика был, без сомнения, излюбленным у Валлерана Вайана. Эта тема известна по пяти живописным версиям и трем гравюрам, бесспорно, исполненным его рукой, хотя и очень разным. Эти работы свидетельствуют о некоторой последовательной эволюции замысла художника: от изображения, по существу, графического к более пластической и пространственной концепции. Несомненно, необходим и пересмотр их датировок, принимавшихся до сих пор. Вероятно, картина из Лилля, не имеющая ни подписи, ни даты, была создана позже версии на тот же сюжет (подписана и датирована 1655 годом), которая хранится в Замке Броуди. Рассматриваемое полотно написано и позднее варианта из Маурицхейса, с более гибкими и мягкими формами (подписан и датирован 1659 годом). Правда, характер их совершенно различен. Строгость, в работе 1659 года приближающаяся к сухости, сменяется в картине из Лилля более уютной и теплой атмосферой. Свет здесь мягче, а поэтому объемы выступают менее резко. Кроме того, в рассматриваемом произведении цветовая гамма теплее и богаче оттенками, а одежда мальчика выглядит более нарядной. Интерьер мастерской, где происходит действие, ближе к реальной действительности. Все эти элементы свидетельствуют о несомненной принадлежности картины из Лилля французской школе живописи, и, следовательно, позволяют датировать ее парижским периодом творчества художника (1659-1665), или, самое позднее, несколькими месяцами, следующими за его возвращением в Амстердам. Во всяком случае, это полотно написано до того времени, когда влияние голландского окружения привело к изменению манеры Вайана, ибо он был чрезвычайно чувствителен к воздействию художественной среды, в которой оказывался. Вендалль предложил отождествить „Юного рисовальщика" с самым младшим братом художника, Андре Вайаном, родившимся в 1655 году, что заставило бы отнести картину ко времени после возвращения художника в Амстердам, поскольку мальчик оставался с родителями. Однако сравнение с „Портретом Андре Вайана", хранящимся в Музее изобразительных искусств в Будапеште, здесь не выглядит очень убедительным. Наконец, вопреки предположению А. Шатле, картина, стоящая на мольберте, не является произведением французской или, тем более, парижской школы. Г. Дисс (устное высказывание) увидел в ней „Пана и Сирингу" фламандского живописца Корнелиса ван дер Воорта (1576-1624). Правда, это ни в коей мере не мешает датировать полотно временем пребывания художника в Париже, так как в собраниях французских любителей искусства было множество фламандских работ, широко известных, благодаря гравюре. Как бы то ни было, Валлеран Вайан воплотил в картине поэтический образ прилежного ребенка, исполняющего серьезный урок, и создал очаровательное и тонкое произведение, раскрывающее его яркую творческую индивидуальность. Литература: Lenglart J. Catalogue du musée. 1893, n. 7 77; Leblanc, p. 10; Vandalle M. Les frères Vaillant, artistes lillois du XVIIe siècle. - „Revue belge d'archéologie et d'histoire de l'art", 1937, p. 349; Châtelet, n. 55, p. 126, repr.; Oursel, 1971, p. 6; Oursel, 1984, p. 47. ГОЛЛАНДСКАЯ И ФЛАМАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVI-ХVII веков из музеев Антверпена - Каталог выставки. Перевод и редакция русского текста - Н. И. Грицай. Государственный Эрмитаж. Ленинград, 1988 год.
От: Bira,  
Скрыть комментарии (1)
Похожие темы:
|
В цвете.
1