Опубликовано: Апрель 14, 2011
Музей изящных искусств города Лилля. История и коллекции Одним из результатов Великой французской революции явилось создание учреждений, призванных охранять культурное наследие страны. И если первоначально имели место попытки распродажи произведений искусства и даже уничтожения отдельных памятников, то в дальнейшем заботу об их сохранении взяли на себя музеи, особенно парижские. Лилльский музей был создан по инициативе Луи Ватто, самого известного в те годы в Лилле художника. Он был преподавателем бесплатной школы рисунка и членом лилльской Академии живописи и скульптуры. 17 февраля 1792 года Ватто предложил открыть музей „для просвещения народа", отобрав для него картины из конфискованного церковного имущества. Городская администрация одобрила это предложение, но не оказала никакого содействия. Тогда Ватто поместил около 30 картин, взятых из различных культовых зданий, в большом зале Академии, где обычно выставляли работы, представленные художниками для получения звания члена Академии. В 1797 году, когда умер Ватто, количество собранных таким путем произведений искусства уже удвоилось. Согласно постановлению Первого консула от 14 фруктидора IX года республики (1 сентября 1801 года), коллекцию картин из собрания центрального Музея искусств надлежало распределить между пятнадцатью городами, с тем, чтобы каждый город оборудовал на собственные средства „подходящую галерею, чтобы принять их". Лилль приготовил необходимое помещение - бывшую часовню монастыря Реколле, перестроенную для этой цели, - и весной 1803 года Музей начал свое существование. Официальное открытие состоялось 15 августа 1809 года. Государство передало Музею 46 картин французской, фламандской, голландской и итальянской школ. Среди них особенно замечательны „Портрет венецианского сенатора" Якопо Тинторетто (кат. № 18), „Экстаз св. Магдалины" Питера Пауля Рубенса, „Рождество" Филиппа де Шампеня (кат. № 19), „Аллегория" Пьера Миньяра из Малых покоев короля в Версале. В собрание Музея вошли 16 картин из Лилля, среди них - две большие религиозные композиции Рубенса (одна из местной церкви, другая из монастыря), „Распятый Христос" Антониса ван Дейка, написанный для монастыря Реколле, и великолепный „Портрет архитектора" кисти французского художника Гийома Карлье, который приписывали Луи Ленену и даже Диего Веласкесу. В 1824 году благодаря лилльскому Обществу наук, земледелия и искусств в Музее был создан отдел археологии и нумизматики. В него вошли коллекции средневековой скульптуры, предметов искусства, керамики, монет и медалей, которые быстро пополнялись. Десять лет спустя художник Жан-Батист Викар завещал Музею свое собрание рисунков. Он был уроженцем Лилля, учился у Давида, но большую часть жизни провел в Италии (главным образом в Риме, где и умер). Викар составил богатую коллекцию итальянского рисунка, насчитывающую около 800 работ художников XV-XVIII веков. Особенно выделяются рисунки Рафаэля (кат. №№ 26-29). Дар Викара включал в себя и другие произведения искусства, среди них - превосходный барельеф работы Донателло. В 1837 году был куплен прекрасный этюд Якоба Иорданса „Коровы". Самым значительным периодом в истории Музея можно считать 1841-1879 годы, когда им управлял Эдуард Рейнар. Он проявил себя прекрасным специалистом во всех областях и, обладая верным вкусом и безошибочной интуицией, придал коллекциям Музея тот блеск, который на сегодняшний день обеспечивает их престиж и известность. Количество картин увеличилось со 188 в 1841 году до 715 в 1875 году, и все приобретения отличались высоким качеством. Это были полотна как старых мастеров (например, Дирка Боутса, Давида Тенирса), так и новых для того времени художников; среди них - работа Жака-Луи Давида, исполненная им для вступления в члены королевской Академии, первое и грандиозное неоклассическое произведение этого мастера; и такие шедевры как „Письмо, или Юность" и „Время, или Старость" Франсиско Гойи (кат. №№ 4, 5) ; и „Послеобеденный отдых в Орнане" Гюстава Курбе - реалистический манифест художника, вызвавший скандал в Салоне 1849 года. Мудрая политика Рейнара позволила ему также получить крупные дары: „Портрет Ж.-Б. Форе" кисти Никола де Ларжильера (кат. № 10), „Кормление птенцов" Жана-Франсуа Милле (кат. № 11), превосходное кадило XII века, шедевр маас-ской чеканки по меди, известное под названием „Лилльского кадила". Музею передавали в дар и целые коллекции, в состав которых входили, например, полотна, принадлежащие Якобу ван Рейсдалу, крупнейшему пейзажисту Голландии, или одно из немногих неоклассических произведений французского живописца Греза. А один из коллекционеров даже завещал Музею свое состояние, что позволило в период между 1890 и 1910 годами сделать ряд замечательных приобретений. Так вошло в наше собрание несколько шедевров: „Портрет маленького мальчика" Яна Верспронка (парный к знаменитой „Девочке в синем платье" из Рейксмузеума в Амстердаме) ; „Интерьер Новой церкви в Делфте" Эмануела де Витте, который все специалисты считают самым мастерским и тонким произведением этого голландского живописца церковных интерьеров ; „Река Маас близ Фрейера" Курбе (кат. № 9). Результаты активной деятельности Э. Рейнара давали о себе знать еще некоторое время, и до конца XIX века дары (например, по завещаниям Пюви де Шаванна и Фантен-Латура) и покупки регулярно обогащали коллекции рисунков, предметов прикладного искусства (маасский „Христос" XII века, выполненный в латуни) ; скульптуры (в частности, произведения XII века из Северной Франции, среди которых следует отметить одну женскую голову) и живописи („Святой Иероним" Хосе де Риберы (кат.15) и произведения Йорданса). Кроме этой приобретательской деятельности, следует упомянуть полную реорганизацию археологического отдела и, особенно, сооружение нового здания (1885-1892). Это было важным событием, так как коллекциям Музея к этому моменту стало очень тесно в помещениях, оборудованных для них в 1848 году в городской ратуше. В период между двумя мировыми войнами рост Музея приостанавливается. Правда, в 1932-1935 годах с целью увеличения экспозиционной площади был перекрыт внутренний двор здания. По любопытному совпадению, возрождение жизнедеятельности музея, как и в предыдущем столетии, отмечено двумя крупными дарами, поступившими в 1949 году. Особенно значительным был дар Мориса Массона: в Музее появилась живопись импрессионистов. Позднее эту коллекцию пополнила его дочь. В Музей поступили работы Эжена Будена, Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея (кат. №№ 1, 12, 13, 14, 16), Жана-Эдуарда Вюйа-ра, Иогана-Бартольда Йонкинда. Искусство XX века также представлено в Музее. „Общество друзей современного искусства" способствует приобретению значительных современных полотен и следит, чтобы они были доступны для публики. Усилия по обогащению Музея не ослабевают, и все его отделы непрерывно пополняются. Таковы основные этапы истории лилльского музея изящных искусств. Сегодня это музей с богатыми и разнообразными коллекциями, с ярко выраженной местной спецификой, музей, который отражает (хотя и не с исчерпывающей полнотой) историю города и края. Лилль, расположенный на севере Франции, долгое время был связан с Нидерландами, и его художественная жизнь во многом испытывала их влияние. Вкусам жителей этого города, естественно, отвечали произведения, несущие на себе отпечаток нидерландской эстетики. Не следует поэтому удивляться, что фламандская и голландская живопись представлена в Музее многочисленными и значительными полотнами. В XVII веке крупнейшие мастера этих школ работали для различных лилльских учреждений. Мы уже упоминали некоторые картины, поступившие оттуда в Музей. С течением времени к ним присоединились и другие работы. В результате, три прекрасных мастера - Рубенс, Ван Дейк и особенно Йордане - представлены у нас достаточно полно. Портрет, картины на религиозные, светские, мифологические сюжеты, анималистический жанр, пейзажи всех периодов творчества Йорданса составляют, без сомнения, самое богатое собрание его произведений во Франции. Рядом с этими корифеями следует упомянуть и таких известных художников, как Тенирс, Франс Снейдерс, Ян Фейт, а также и других, менее крупных, чьи картины, однако, обладают высокими художественными качествами. Такова „Аллегория суетности" Питера Була - один из грандиознейших натюрмортов во фламандской живописи. В музее представлены все жанры и направления живописи „Золотого века", но богатство этой части собрания не должно заслонять такие сокровища предыдущих веков, как выдающийся памятник ранней нидерландской живописи - боковые створки триптиха Боутса „Страшный СУД" („Праведники" и „Грешники"), произведения, редкие по силе выразительности. То же можно сказать и о недавно приобретенной, неизвестной ранее, картине Франса Флориса. Экспозицию украшают несколько картин XVI века, принадлежащих таким крупным нидерландским мастерам, как Мартин ван Хемскерк или Иоахим Эйте-вал. Что касается голландской школы XVII века, то подбор работ позволяет проследить основные этапы ее развития по произведениям, отличающимся высокими художественными достоинствами (некоторые из них уже были названы). Начало столетия представлено прекрасным натюрмортом Балтазара ван дер Аста - одного из лучших мастеров этого жанра; следующий период иллюстрируется несколькими шедеврами Яна ван Гойена и одной великолепной работой Питера Кодде. Окружение Рембрандта представлено характерными полотнами его учителя Питера Ластмана, товарища по мастерской Яна Ливенса, или лучшего ученика Рембрандта Гербрандта ван ден Экхаута. Затем следуют пейзажи, жанровые сценки, портреты, натюрморты, демонстрирующие разнообразие талантов и жанров вплоть до начала XVIII века. Есть в Музее и немецкая живопись, гораздо реже встречающаяся во французских собраниях, чем нидерландская. Это несколько произведений XV и XVI веков. Одно из них - творение Мастера M. S., венгра по происхождению (работал около 1500 года), художника, обладавшего мятежным талантом. Испанские картины также немногочисленны, но зато исключительны по качеству. Кроме полотен Гойи (кат. №№ 4 и 5), надо особенно отметить „Святого Франциска" Эль Греко (кат. № 6) и „Святого Иеронима" Риберы (кат. № 15). Среди произведений итальянской школы следует выделить работы примитивов, картины венецианского Возрождения, например, „Портрет венецианского сенатора" Тинторетто (кат. № 18) и большой эскиз Паоло Веронезе к живописной композиции во Дворце Дожей „Рай". Музей обладает и несколькими полотнами итальянских живописцев XVII и XVIII веков. Наиболее полно представлена в собрании Музея французская живопись. XVII век отражен недостаточно широко, хотя здесь есть и такие основополагающие произведения, как „Рождество" Шампеня (кат. № 19), или один из самых совершенных пейзажей Лорана де Ла Гира, художника, занимающего центральное место в искусстве того времени. С живописью XVIII века дело обстоит иначе: блестяще открывает экспозицию „Портрет Ж.-Б. Форе" кисти Ларжильера (кат. № 10), а далее следуют полотна Франсуа Буше, Мориса Кантена де Латура, Жана-Оноре Фрагонара; великолепным завершением служат четыре картины Давида - украшение залов Музея. Особенно многообразна и богата коллекция картин XIX века. Она с блеском открывается полотнами великих романтиков - Эжена Делакруа и Теодора Жери-ко. Но и произведения других, менее известных, авторов представляют историческую и художественную ценность (как, например, картины Пьера-Поля Прюдона). За романтиками следует барбизонская школа, названная так по имени деревни, расположенной в знаменитом лесу Фонтенбло в окрестностях Парижа. По собранию Музея можно перечислить всех пейзажистов, участвовавших в открытии новых способов изображения природы: Шарль Добиньи, Теодор Руссо, Нарсис Диаз де ла Пенья и др. Среди своих современников пейзажист Камиль Коро выделяется индивидуальностью таланта: различные грани его творчества представлены в Музее тремя очень отличающимися друг от друга произведениями. Как создатель реалистического течения выступает уже Курбе (кат. № 9). Есть в Музее и работы академического направления, подчас выполненные с большим мастерством, но они блекнут рядом с собранием картин импрессионистов. Оно очень богато: Моне представлен тремя полотнами, одно из которых относится к периоду расцвета - к 1880 году; Сислей привлекает к себе внимание зимним пейзажем (кат. № 16), отличающимся изысканной выразительностью; Ренуар очаровывает прелестью „Женского портрета". XX столетие открывает Вюйар. В его полотнах мир отражался разносторонне и тонко: натюрморты и пейзажи полны настроения, портреты - характера (как, например, блистательный и основательно построенный „Портрет министра Лу-шера"). Многоцветная композиция Сони Делоне типична для ее геометрической и в то же время темпераментной манеры. Следует упомянуть также „натюрморт" Андре Дерена. Серж Поляков с большим умением и проницательностью передает нюансы цвета, в то время как Визира да Сильва воссоздает необычность вымышленного мира. Различные тенденции современного искусства демонстрируют картины других художников, начиная с Фернана Леже, и кончая произведениями абстракционистов. Представлена в Музее и скульптура XX века, но особой полнотой отличается собрание скульптуры XIX века. Здесь, в соответствии со вкусом времени, много портретов, есть также и композиции на аллегорические, мифологические и исторические сюжеты. Большая часть выставки отведена Огюсту Родену. Имеются работы и таких крупных мастеров, как Пьер Каррье-Белез и Эмиль-Антуан Бурдель. Что касается более отдаленных времен, то в числе шедевров собрания - и средневековая скульптура (главным образом, местная), и бюсты XVIII века - эпохи наивысшего расцвета портретного искусства. Средневековые экспонаты, частично уже упоминавшиеся, представляют большую ценность. Парные к некоторым из них хранятся в Британском музее в Лондоне или в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. В коллекции разнообразных предметов прикладного искусства следует особенно отметить прославленные в XVIII веке золотые и серебряные изделия Лилля и соседних городов. Оригинальностью отличается фаянс, изготовленный местными мануфактурами. Первоначально они не могли соперничать с голландскими фабриками, но постетенно их продукция достигла очень высокого качества. Об этом свидетельствуют различные блюда, тарелки и другие предметы. Не претендуя на соперничество с исключительными по богатству коллекциями Эрмитажа, лилльский Музей изящных искусств занимает, тем не менее, почетное место среди учреждений подобного типа. Это подтверждается его участием в многочисленных международных выставках, где он выступает наряду с самыми знаменитыми музеями. Обмен выставками с Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина дополняет этот список, и мы надеемся, что посетители получат от них большое удовольствие. Эрве Урсель, главный хранитель в подготовке [Музеи Франции] официальный сайт музея: www.pba-lille.fr
От: Vikki,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|