Картина Птичий концертМЕЛХИОР ДЕ ХОНДЕКУТЕР (MELCHIOR DE HONDECOETER) 1636-1695 Холст, масло. 99 х 85 Слева, на стволе дерева, монограмма: М. D. Н. Музей Смидт ван Гельдер, инв. № S М 867 Происхождение: дар Питера Смидта ван Гельдера городу Антверпену, 1949 г. Выставки: „Het Aards Paradijs", Антверпен, 1982, № 131. Множество птиц собралось у подножия деревца. Каждая из них поет по-своему, и в целом этот разноголосый ансамбль звучит едва ли гармонично. Сова дирижирует концертом, сидя на партитуре, недалеко от которой брошена пара очков. Эта картина наглядно демонстрирует главную особенность живописи Хондеку-тера-анималиста - исключительную верность передачи характерных движений, присущих разнообразным птицам, которых художник изучил до мельчайших деталей. Позади совы изображен петух, а далее, в направлении слева направо мы узнаем веретенника, зимородка, сойку, двух свиристелей и - справа от партитуры - синицу. Эту небольшую группу дополняют две сороки, сидящие на ветке. На более тонкой ветке - два щегла и черноголовая синица, а над ними - деревенская ласточка. Слева отдельную ветку занимает скворец, а справа собирается сесть на дерево зяблик. Начиная с 17 в., подобные сцены птичьих концертов, где сова выступает в роли дирижера, получили широкое распространение в Нидерландах. Ряд таких сцен был исполнен Хондекутером. Он, правда, не первым среди художников обратился к"данному сюжету. Франс Снейдерс и Ян Баптист Венике писали подобные картины до него. Как убедительно показал А. П. Миримонд (Mirimonde А. Р., de. Les concerts parodiques chez les maitres du Nord. - „Gazette des Beaux - Arts", 1964, 64, p. 253-280), птичьи концерты следует рассматривать вместе с более общей группой концертов животных, а точнее - с концертами обезьян и концертами кошек. Достойна, например, восхищения маленькая картина Давида Тенирса Младшего (Мюнхен), на которой изображена сова, дирижирующая кошачьим концертом (Schwarz Н. und Plagemann V. Eule - „Reallexikon zur Kentschen Kunstgeschichte". Munchen, 1973, VI, Kol. 313). Конечно, подобные картины мы не должны воспринимать как чисто анималистические произведения, ибо прежде всего это - морализующие сцены. Сова в них является не столько символом мудрости, сколько выражением духовной слепоты, глупости. Ведь очки, брошенные рядом с партитурой, на которой она сидит, явно намекают на старую фламандскую поговорку: „Кому служат свеча и очки, если сова вообще не желает ничего видеть?" Нельзя обойти молчанием символическое содержание представленного на данной выставке „Птичьего концерта". По аналогии с „концертами кошек" можно предположить, что и здесь главное - дисгармонический характер изображенного музыкального ансамбля: резкие, пронзительные крики и пение более крупных птиц заглушают писк мелких. Само же изображение концерта птиц можно сблизить с изречением Катса: „Каждая птица поет согласно своей породе". Вытекающая отсюда мо раль - выбор слов и стиль речи позволяют нам судить о человеке, с которым мы имеем дело (Cats J. Spiegel van Ouden en Nieuwen Tvdt. 's Gravenhage. 1632). Литература: Melchior de Hondecoeter (1636- 1695), catalogue tentoonstelling, Akademie der Bildenden Kiinste, Wenen, 1968, biz. 16-19; Pigler K. Barockthemen. II. Budapest, 1974, S. 600-601; Tillemans, 1980, biz. 56-57; Leytens L. „Contrapunto bestiale" ou „Catalogue d'oiseau", Bedenkingen bij de plaats van het dier in de Westerse Cultuurmu-ziek. - „Zoom op Zoo, Antwerp Zoo focusing on Arts and Sciences", Anvers, 1985, p. 402-403. ГОЛЛАНДСКАЯ И ФЛАМАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVI-ХVII веков из музеев Антверпена - Каталог выставки. Перевод и редакция русского текста - Н. И. Грицай. Государственный Эрмитаж. Ленинград, 1988 год. фото: Общественное достояние
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|