Женский портрет в живописи
При обсуждении портретной живописи нельзя сопоставлять бытовой жанр с повествованием вымышленных героев крупным планом, истинному портрету, написанному, с натуры или, хотя бы, по фотографии. Портрет – это отпечаток сиюминутного куска обыденности реально существующего человека или жившего некогда на земле. Женщина… Ее красота и утонченность ломалась веками, начиная с эпохи возрождения и до наших дней. Представление об идеале женщины и ее плоти менялось, как погода – от крепкой древнегреческой дивы до «Твигги» XX века. Первые женские портреты и скульптуры появились в Древнем Египте. Если задачи изображения цариц и царей древнеегипетского царства и Месопотамии носили культовый и религиозный характер, то современный портрет имеет в большей степени эстетическое и памятное значение. Сандро Боттичелли | Портрет молодой женщины. 1480—1485 | Ritratto di dama | Тополь, темпера и масло. 82 × 54 см | Штедель, Франкфурт-на-Майне |
Друзья картины современных авторов больше нельзя добавить в галерею, приносим свои извинения. См. разделы: Написание портрета персонажа любого пола было значимой частью в жизни вельмож и королей по причине отсутствия фотографии. Это был ритуал с музыкой, чтением книг вслух, интересной компанией. Долгое сидение или стояние на месте побуждало к капризам неугомонных девочек-аристократок, к истомной дремоте тех, кто постарше. Портрет, как самостоятельная ниша мировой живописи, к женщине имел трепетное отношение издавна. Обращаясь к Возрождению с его стремлением к божественной красоте смертных, олицетворением неземной красоты, вымышленной и приукрашенной, первым на ум приходит знаменитый портрет Моны Лизы (Джоконды) Давинчи. В основе работы лежит реально существующий персонаж, предположительно Лизы Герардини – супруги флорентийского торговца тканью. Уже тогда, по причине сложной техники письма и долгосохнущих красок, Леонардо корпел над портретом Джоконды 4 года. Уже тогда Лизу развлекали шуты во время написания полотна, а быть может это вымысел? Трепетное отношение к деталям преследует портретистов и ныне. Не зависимо от направления живописи – авангард, реализм или ардеко, - глазам женщины в портрете уделялось наибольшее внимание. Будь то пожилая томная леди – мадам Жино от Ван Гога, хрупкая Беатриса в исполнении Мадильяни или юная Мариучча Кипренского. Их широко распахнутые глаза, круглые от удивления, с бликами окон или, наоборот, прикрытые опущенными веками и густыми ресницами, а может быть маленькие, как спичечные головки, точки с хитрым прищуром – зеркала натуры и отражение внутреннего мира автора.
Благодаря различной технике и пигменту, например маслу, пастели, углю или акварели, одна и та же особа могла обрести новое настроение, выражение эмоций, темперамент. Обратите внимание на портрет знаменитой Айседоры Дункан. В исполнении Бакста (1908г.) она невесомая угольная и нежная, у Лорана танцовщица - совершенно земная женщина, яркая, живая и «домашняя» с взъерошенной прической и впалыми щеками, зато Юрий Анненков запечатлел лицо Айседоры угловатым, постаревшим, с мимическими морщинами и лишенным нарочитой прелести. Видимо, каждый художник пишет свою Галатею, насыщая в деталях даму личными пристрастиями к пухлости или худобе фигуры, сухости кожи либо смуглости.
Женский портрет менялся наравне с появлением иных символов- эталонов красоты и привлекательности. В большинстве случаев авторами именно женского портрета были живописцы – мужчины.
Изысканная грация и сексуальность инкрустировались сильным полом в портреты прелестниц. При этом средствами выразительности, разбирая по эпохам портретную живопись, были разные способы передачи пластики лица. Средневековая угловатость и мертвенная бледность перетекала в румянец и жизнерадостность маньеризма и классицизма. Если ранее за основу брались религиозные постулаты и иконопись, то позднее художники наделили своих героинь естеством, предложив зрителю и натуре истинную природную фотографичность в красках. Переломным моментом в написании женского портрета стал Ренессанс, когда культовое отношение к женскому началу переросло в другую идеологию. Женщины приобрели чувственность, например Симонетта Веспуччи в исполнении Ботичелли, и вдобавок ранимость и грацию. Кожа стала тоньше, с краснотой век, губы - полнее, волосы - свободно развивающимися. В этот период появились женские портреты в профиль, а масляная живопись преобладала над темперной, преобразив живопись.
Манерность XVII века отодвинула реализм портретной живописи на дальний план. Однако конец периода ознаменовался рождением иного портрета. Это были миниатюры и гравюры, акварельное исполнение и графика. Россия также преуспела в изображении героев с натуры. Боровиковский и Левицкий вновь открыли красоту естества женского тела и лица в своих работах («Портрет сестер Гагариных» - Боровиковский, 1802г., «Портрет М. И. Лопухиной» - Боровиковский, «Портрет М. А. Дьяковой» - Левицкий, 1778г. и др.) Наравне с чувственными и настоящими лицами героинь зритель глотал всегда то, что немыслимо для здравомыслящего человека. Кубизм в портрете и модернизм XIX – XX веков породили странные образы («Портрет Жанны Эбютерн в желтом свитере» - Модильяни, 1918г.), которые лишь номинально можно считать письмом с натуры. Это детские рисунки с намеком на женское начало и основные черты. Подобные «аппликации» существовали наряду с классическим реалистичным портретом, которому отдавали предпочтение именитые авторы: Джо Дэвидсон, Ренато Гуттузо, Диего Ривера, Эндрю Уайет и многие другие.
Постепенно добираясь к современной живописи, обыватель делает вывод, что сегодняшний портрет претерпевает упадок. Он забыт и небольшими порциями пишется на заказ современниками. Еще где-то на Арбате или в Кисловодском парке есть мастера с мольбертами, что прикасаются к несправедливо забытому жанру. Портрет – это теплый холст, масляный, живописный, настоящий, а женский образ в нем навсегда останется молодым и прекрасным в переплетении нитей льна или плотных волокон бумаги. Потом, через много лет, внуки скажут, какой прекрасной была их бабушка в двадцатилетнем возрасте за чтением книги у раскрытого окна…
|