Ню - обнаженная натура в искусстве
Обнаженная натура в искусстве - в живописи, скульптуре, а позднее в фотографии - отражает, за несколькими исключениями, социальные уровни эстетики и морали эпохи. Данный жанр носит название ню Жюль Жозеф Лефевр - Цикада (Le Cigale (1872))
это фото и далее - Общественное достояние (прим. адм.) Изображение обнаженной женщины является, главным образом, традицией западного искусства и использовалось для выражения идеалов красоты и других человеческих качеств. Оно было одной из основных тем древнегреческой культуры, и после долгого периода почти полного исчезновения в Средние века возрождается снова с итальянским Возрождением, чтобы занять центральное место. Обнаженная натура изображает физическую энергию и бодрость, а различные позы помогают выразить широкую гамму эмоций. В каком-то смысле она - предмет искусства, главным смыслом которого является предложить вниманию зрителя абсолютную, подлинную и к тому же естественную наготу человеческого тела, и в этом случае его форма - это единственный объект в данном жанре. Часто обнаженные фигуры могут играть определенную роль и в других видах искусства, например, в исторической, портретной живописи или декоративном искусстве. Хотя единогласного определения не существует, большинство согласно со следующими характеристиками: в изящных искусствах объект не просто копируется с натуры, но эстетически видоизменяется художником, концептуально отличен от утилитарности и всего, что не относится к чисто показательным и декоративным целям. Кроме этого, существуют и субъективные оценки, поэтому конечный замысел - это не массовое, а высокое искусство, вкусовые же предпочтения не всегда субъективны, а используют критерии способности и мастерства в создании предмета искусства, которое таким образом воспроизводит полноту посылов. Несмотря на это, некоторые произведения признанные прочей культурой прошлого (многое из академизма), сейчас воспринимаются как излишне имитирующие или сентиментальные, и могут позиционироваться также как китч. Хотя обычно обнаженная натура ассоциируется с эротизмом, она может быть интерпретирована и по-другому, иметь иные значения - от мифологических до религиозных, средство изучения анатомии или символическое изображение красоты и эстетический идеал совершенства, как, например, в Древней Греции. Изучение и художественное изображение человеческого тела постоянно фигурировали в истории искусства, от первобытности (Венера Виллендорфская) до наших дней. Современные художники продолжили работу в классических тематиках, но также изображают и абстрактно, с большей индивидуальностью, и не ориентируясь на идеальное представление. В течение большей части ХХ в. изображение человеческой красоты мало интересовало художников, которые искали славы в модернизме и занимались более формальными аспектами. В новейшей или постмодернистской эпохе ню можно охарактеризовать как неисправимо устаревшее, но всегда находятся художники, которые продолжают вдохновляться обнаженным телом. Нагота и обнаженность В своей книге об обнаженном теле в истории искусства («The Nude: a study in ideal form» («Обнажённые: изучение идеальной формы»), вышедшей впервые в 1956 г.) барон Ке́ннет Макке́нзи Кларк в предисловии разделяет простую наготу тела и обнаженность как художественное изображение; автор утверждает, что полное лишение одежды, т. е. неприкрытость, неизбежно создает ситуацию смущения и стыда, в то время как обнаженная натура как произведение искусства никогда не несет в себе таких характеристик. Данное разделение художественной формы от социо-культурального восприятия наготы сохраняется по сегодняшний день, не подвергаясь сомнению историками классического искусства. Одной из отличительный характеристик новейшего времени в сфере изобразительных искусств является как раз стирание пограничной линии между наготой, интерпретация которой зависит от личного ощущения себя одним из всех, и обнаженностью как выразительным творением художника; вероятно, это произошло впервые в 1797 г. с парой картин Франсиско Гойи «Маха одетая» и «Маха обнаженная», которые в 1815 г. даже заинтересовали испанскую инквизицию. Наиболее шокировало в то время то, что демонстрировалась обычная женщина современности (не мифологическая) полностью обнаженной, к тому же автор не постеснялся изобразить и лобковые волосы. Некоторые из этих характеристик снова послужат поводом для скандала почти 70 лет спустя, когда Эдуард Мане выставит свою «Олимпию», не по религиозным основаниям, но из-за своей абсолютно мирской современности: вместо того, чтобы показать одалиску из другой эпохи, которую можно было изобразить более безопасным способом и дистанцированно, образом художника оказалась проститутка своего времени, которая поэтому могла неявно намекать на сексуальные привычки зрителей-мужчин. Современные художники, кажется, больше не интересуются идеалами и традициями прошлого, предпочитая противостоять, если не нападать, на зрителя со всем волнением, неудобством и эротикой, которые может выражать обнаженное тело, возможно, полностью стирая границу, намеченную Кларком: Перформанс достигает последней и наивысшей ступени, представляя реальные обнаженные тела в качестве произведения искусства.
Триумф Ариадны :: Ганс Макарт | Картина Смерть Адониса, Себастьяно дель Пьомбо | Сексуальность Кларк подчеркнул, что сексуальное напряжение является частью привлекательности в отношении обнаженного тела как предмета искусства; эротические скульптуры Х в. в индуистских храмах - это величайшие произведения искусства, насколько чувственность, которая исходит от них, является составляющей частью философии, которую они представляют. В заключение, великое искусство может содержать и сильные сексуальные элементы, при этом не обязательно являясь непристойным. В любом случае произведения искусства с содержимым сексуального выражения, созданные на Западе до ХХ в., как «Происхождение мира» Гюстава Курбе, не были предназначены для публичного выставления. Суждение по поводу конкретной работы - является ли она художественной или порнографической - остается абсолютно субъективным и значительно изменилось в ходе истории и в зависимости от культуры; некоторые считают любое изображение обнаженного тела неприемлемым, в то время, как другие способны находить огромные художественные заслуги в сексуальном содержимом, выражаемым эротическим искусством. Общественное художественное мнение может ставить это под вопрос или же нет. Многие культуры более терпимы к женской наготе в искусстве, по сравнению с реальной, с различной степенью приемлемости. Например, в музее, где находятся изображения обнаженных, нагота посетителя будет считаться неприемлемой. В определенных случаях реальная нагота может быть преемлемой, например, когда модели не двигаются. В некоторых культурах (японской) нагота не характеризуется как дурная. Общественное отношение В то время как обнаженная женская натура всегда была одним из самых частых и явных предметов произведений, выставленных в музеях, художественная обнаженность в американском обществе и сегодня является спорным аргументом, когда представлена публичному вниманию, особенно когда дело касается потенциального финансирования, которое щедро предлагается, чтобы получить помещения под выставку. Произведения, посвященные человеческому телу, одними людьми легко интерпретируются как слишком эротичные, другими - как китч. Согласно критика Брама Дийкстры, многие интересные ню американских художников были отосланы в хранилища музеев с очень редкими в последние десятилетия выставками или показами; а относительно «окультуренные» ню часто предпочитаются для демонстрации в музеях, в то время как более ценные, но шокирующие произведения (Джеффа Кунса) выставлены только в авангардистских галереях. Дикстра заключает, что стиль искусства сегодня обесценивает простую красоту и удовольствие, которое она источает, хотя эти ценности всегда присутствовали в искусстве прошлого и в различных современных произведениях. Объяснение ню Когда школьники посещают музеи, всплывают неизбежные вопросы, на которые учителя или другие сопровождающие должны быть готовы ответить; главный совет - подчеркивать различия между художественной обнаженностью и другими изображениями наготы: искусство старается показать разносторонность человеческого тела, и его нужно интерпретировать вместе с ценностями и эмоциями, которые художник постарался выразить в произведении. Обнаженная женская натура: венеры и одалиски Греческие богини поначалу запечатлевались, в основном, нарядно одетыми, а не обнаженными. Первая скульптура абсолютно обнаженной женщины, стоящей в натуральную величину - это Афродита Книдская, высеченная в 360 г. до н. э. Праксителем; но более распространенным женское ню стало в более позднем периоде эллинизма. Почти полностью исчезнувшее в Средние века, оно вновь появляется в Италии в XV в.; впоследствии эротизм, сопровождающий его, стал более высокопарным в таких картинах как "Спящая Венера" Джорджоне (1510) и серии из 5 картин, посвященной Данае Тициана (1553-1556). Они вдохновили художников последующих веков на многочисленные изображения обнаженной женской натуры. Избыток произведений идеализированного женского ню, присутствующих на 19-й ежегодной парижской выставке, подвергнулся сатире Оноре Домье в литографии 1864 г. В течение XIX в. течение, обращавшееся к ориентализму, добавило еще один тип европейского женского ню - с одалиской (служанка в гареме) в качестве объекта картины: одной из наиболее известных является "Большая одалиска" Жана-Огюста-Доминика Энгра 1814 г. Для Линды Нид (Lynda Nead) изображение обнаженной женской натуры - это вопрос сдерживания сексуальности; а с точки зрения исторического классического искусства (представленной Кеннетом Кларком) речь идет об идеализации внешней очевидной чувственности, в то время как современное видение признает то, что человеческое тело несовершенно, беспредельно и, в конечном счете, полно дефектов. От образов классического искусства, которые принимали вид женщины как существа добродетельного, слабого и зависимого, произошел переход к образу женщины сильной и свободной, которая ни коим образом не может быть определена как добродетельная. Современные переоценки До 1960 г. история искусства и критика редко размышляли, исходя из точки зрения не чисто мужской; феминистское художественное движение начало менять данное положение вещей. Писатель, поэт и критик Джон Бергер в 1972 г. утверждал, что женское ню анализирует и укрепляет существующие отношения влияния между женщинами, изображенными в искусстве, и зрителями - в основном, мужчинами. В следующем году феминистка и кинотеоретик Лаура Малви писала, что сам концепт мужского взгляда безусловно утверждает, что все изображения женской обнаженной натуры по сущности подчинены мужчине-зрителю. Социальная критика Ню использовалось также для провозглашения резких политико-социальных объявлений; примером этого служит "Баррикада" Джорджа Беллоуза, которая изображает бельгийских граждан, используемых немцами в качестве живых щитов в Первую Мировую войну. И хотя доказано, что в реальности жертвы не были обнаженными, их изображение таковыми на картине подчеркивает их уязвимость и всеобщность человечества. Истоки жанра ню
"Искусство завершает то, что природа не в состоянии завершить. Задача художника - осуществить пока не осуществленные цели природы " (Аристотель) Идеал совершенства человеческого тела доходит до нас напрямую из Древней Греции, и это очевидно во всех ее творческих произведениях, хотя не существует никакого эталона способа, которым греческие скульпторы выражали идеальные пропорции тела; есть примеры и скудные данные относительно "Канона Поликлета", хотя точно и не известно, в чем он заключался. Одно из наиболее известных выражений пропорций человеческого тела принадлежит римскому архитектору Витрувию, который в третьей книге своего трактата "10 книг об архитектуре" устанавливает, что идеальные пропорции с архитектурной точки зрения должны основываться на измерениях человеческого тела: совершенная модель с вытянутыми руками и ногами идеально вписывается в 2 основные геометрические формы - считающиеся самыми совершенными - окружность и квадрат. Таким образом он описал так называемого Витрувианского человека, который сыграл важнейшую роль в художественной теории всего Возрождения. Тем не менее, эти попытки "оправдать" человеческое тело в рамках определения совершенных пропорций оставались достаточно неопределенными и зачастую с неудовлетворительными результатами: пример этому "Немезида" Альбрехта Дюрера, гравюра, основанная на витрувианских пропорциях, но, несмотря на это, не отличающаяся физической привлекательностью. В конечном счете, не существует точная формула для четкого определения красоты тела, поскольку наше восприятие всегда обусловлено мыслями, личным вкусом, воспоминаниями и субъективными переживаниями: "не бывает красоты, которая бы не имела странности в пропорциях" (Френсис Бэкон) Тот же Дюрер после своих попыток геометризации человеческого тела отказался от их продолжения и начал вдохновляться больше природой. В предисловии к его трактату "Четыре книги о пропорциях" (нем. Vier Bücher von Menschlicher Proportion, 1528) говорил: "На Земле не существует человека, способного вынести окончательный вердикт о том, что могло бы быть самой красивой формой человеческого существа". Можно заключить, что эстетический фактор ню зависит от некоторых правил пропорций и симметрии как разнообразной совокупности субъективных ценностей, от природной спонтанности и изобилия до психической составляющей эстетического восприятия, не забывая и индивидуальный характер вкуса каждого мнения. Согласно Кеннета Кларка, ню представляет равновесие между идеальной схемой и функциональными требованиями, и все эти факторы делают изображение обнаженной натуры живым и достоверным. Первые теоретические рассуждения на тему ню появились как раз в эпоху Возрождения: "О живописи" (1435), трактат Леона Баттисты Альберти, объясняет, что изучение обнаженной натуры является основой всего процесса академической живописи, утверждая, что изображения ню начинаются со скелета, дополняются мышцами так, чтобы осталось видимым положение: "Можно возразить, что художник не должен изображать то, чего не видит, но этот порядок аналогичен рисованию обнаженной натуры и затем покрыванию его одеждой". Данная академическая практика дошла почти до наших дней, вместе с изучением натуры, восходящим к началу XV в. - на рисунках Пизанелло, первого автора, подобные эскизы которого сохранились. Перспектива и ню стали основными структурными факторами живописной композиции эпохи Возрождения и, со второй половины XV в., всеобщим экзаменом при обучении любого начинающего художника, как заметно и в произведениях Филиппино Липпи, Доменико Гирландайо и братьев Антонио и Пьеро дель Поллайоло, это также задокументировано в "Жизнеописаниях прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов" (1550) Джорджо Вазари. Ню эпохи Возрождения заложило основу всему будущему академическому обучению изображения человеческого тела в искусстве вплоть до XX в. Трудна задача определения, что такое ню - на границе эротизма и идеализма, чувственного и духовного - привело как художников, так и философов к различным теориям. "Пир" Платона говорит о двух отдельных сущностях богини Афродиты: мирской и божественной; первая представлена физической привлекательностью и связана с плотью и чувствами, желанием и чувственностью; вторая же означает духовную красоту, связанную с добротой и нематериальными добродетелями, выражение души и интеллекта. Эта концепция действовала в период Средневековья и была возрождена неоплатонизмом, став формулой академического ню и обнаженной натуры классицизма, как это представлено на картине "Любовь земная и Любовь небесная" Тициана. Позднее она была переформулирована в похожих терминах Фридрихом Ницше, который в "Рождении трагедии из духа музыки" (1872) различает дух аполлонский и дух дионисовский, т. е. душевное равновесие и разнузданное разложение. Любовь земная и небесная, Тициан Цензура Художественное изображение обнаженной натуры менялось много раз на протяжении своей истории - от вседозволенности и толерантности тех цивилизаций и культур, которые ее считали чем-то абсолютно естественным и даже стимулировали как идеал красоты (в Древней Греции), до отвержения и запрета, выраженных более моралистскими и пуританскими культурами, вплоть до преследования и уничтожения преступных произведений. В частности, христианство является религией, которая никогда легко не разрешала изображение обнаженного человеческого тела, делая исключение только для образов выраженного религиозного содержания и обоснованных теологическим замыслом, как в случае Евы или представления грешных душ, мучающихся в аду. С переоценкой классической культуры и возвращением в искусстве к антропоцентризму, произошедшем в эпоху Возрождения, которое объяснялось как аллегорическими, так и мифологическими мотивами, возникло абсолютное противостояние Церкви, которая полностью отвергла эту идею: Тридентский собор (1563), который осуществил все теории Контрреформации, ходатайствовал дать искусству главную роль средства распространения религиозного воспитания, обязывая его строго интерпретировать Священные Писания и, в то же время, давая духовенству задание контролировать правильное соблюдение католических предписаний со стороны художников. Так нагота в католическом мире стала все более подвергаться цензуре. Затем было много случаев прикрытия наготы в произведениях искусства - ценными тканями или рисунком виноградного листа, которым воспользовались Адам и Ева после грехопадения. Примерами цензуры и преследования ню изобилует вся поздняя история западного искусства; в XVIII в. Людовик де Бурбон бросился с ножом на картину, изображающую Леду и лебедя, которую он посчитал слишком разнузданной и похотливой. Голова Леды, безнадежно испорченная, позднее была нарисована заново. Инквизиторский режим коснулся и Франсиско Гойи, на которого была подана жалоба в Святую Палату из-за его "Обнаженной Махи"; картина была конфискована судом в 1814 г., когда испанская инквизиция ее признала непристойной. Художник был оправдан благодаря судьбоносному вмешательству испанского кардинала Луиса Марии де Бурбон-и-Вальябрига; тем не менее произведение осталось не доступно взору публики до начала XX в. Во второй половине XIX в. американский художник Томас Икинс был отклонен Пенсильванской Академией изящных искусств в Филадельфии за то, что ввел в академическую практику изучение обнаженной натуры. В Бельгии уже в 1865 г. Виктору Лагие (Victor Lagye) было поручено прикрыть фигуры Адама и Евы на мистическом триптихе, представленном в Соборе Св. Бавона (Гент). В XX в. также имели место многочисленные случаи цензуры и нападок на ню; в 1914 г. английская суфражистка Мэри Ричардсон ударила ножом "Венеру с зеркалом" Диего Веласкеса, обвиняя его в извращенном изображении женщины - как объекта возбуждения в чистом виде. Этот акт вандализма заключался в нанесении 7 глубоких разрезов, с повреждениями, в основном, зоны плеч, которые были успешно отреставрированы Гельмутом Руэманном, работавшим в Национальной галерее. Ричардсон была приговорена к 6 мес. тюрьмы - максимальному сроку за повреждение произведения искусства. В 1917 г. полиция закрыла выставку Амедео Модильяни в галерее Берты Вейль в день ее открытия из-за демонстрации нагой натуры с лобковыми волосами. В 1927 г. во время диктатуры Мигеля Примо де Ривера (1923-1930) разразилась полемика о расположении различных скульптур обнаженных фигур на площади Каталонии в Барселоне во время ее реконструкции для Экспо 1929 г.; а в 1931 г. (вторая испанская республика) прошла выставка ню, организованная "Cercle Artistic de Sant Lluc ", в которой приняли участие лучшие художники со всей Испании. И в XXI в., хотя обнаженная натура и воспринимается как естественная большей частью общества, были случаи художественной цензуры: в 2001 г. генеральный прокурор США Джон Эшкрофт приказал спрятать статую "Дух правосудия", которая находилась в конференц-зале департамента юстиции в Вашингтоне, ее вина состояла в демонстрации обнаженной груди. В 2008 г. из лондонского метро были отозваны рекламные таблички, которые изображали обнаженную Венеру, нарисованную Лукасом Кранахом; она анонсировала выставку немецкого художника эпохи Возрождения в Королевской Академии художеств, по причине того, что "она могла бы ранить и обидеть чувства пассажиров метро". В том же 2008 г. итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони постановил прикрывать обнаженную грудь аллегоричной "Истины, раскрытой Временем" Джамбаттисты Тьеполо, поскольку являлась центральным изображением зала для пресс-конференций правительства и фигурировала в телепередачах с участием главы правительства как раз сбоку от его головы. Купидон и Псехея в детстве | Акатея, нимфа побережья | Диоген | Фригидарий ( Фригидариум) | Лопаточки и губки | Модель скульптора | Иконография Женское ню всегда играло важную роль в иконографии, особенно в эпоху Возрождения, с того момента, как художники стали изображать обнаженную фигуру под предлогом тематики и придавать ей значение, обычно связанное с греко-римской мифологией или религией. До XIX в. практически нельзя найти натуральное ню, т. е. лишенное какой-либо символики, рассматривающее лишь непосредственно эстетику человеческого тела. Иконографические источники этих изображений находятся в текстах античных классиков (Гомер, Тито Ливио, Овидий) и в Библии. Многие художники были знакомы с различными мифологически-религиозными темами, так же, как и с работами других авторов в виде гравюр и ксилографии, которые были распространены в Европе (особенно с XVI в.); при этом относительно немногие были достаточно образованными, чтобы добывать информацию из первых рук из классических источников. Одним из них был Питер Пауль Рубенс, знавший латинский и другие европейские языки. Со временем сформировалось иконографическое ядро, содержавшее различные мифы, легенды и исторические рассказы, основанные на священных писаниях. Это произошло благодаря "Золотой легенде" Иакова Ворагинского - произведению о жизни святых, Христа и Девы Марии, а также -"Генеалогии языческих богов" (De Genealogiis deorum gentilium 1350-68), одному из произведений Джованни Боккаччо о греческой и римской мифологии. Некоторые из тем, которые повторяются чаще других в иконографии женского ню - это Афродита Анадиомена (рождается из морской пены), три грации, суд Париса, Леда и лебедь, история Адама и Евы. Антиэстетическое ню Обычно обнаженная натура ассоциируется с красотой, но на самом деле не все ню вызывают приятные эмоции; существуют изображения нагих персонажей, которые по тем или иным причинам некрасивы и отвратительны или лишены какой-либо физической привлекательности, как врожденно, так и с приобретенными уродствами, или представлены в старости, или являются отрицательными, извращенными персонажи, наконец, иногда речь идет о монстрах или фантастических мифических или религиозных существах (ведьмы). Как в случае с красотой, так и уродство является относительным и его определение различается в разных культурах, эпохах и странах. Оно может быть физическим или духовным и узнается в деформации, асимметрии и отсутствии гармонии; кроме того, может изображать отрицательные моральные идеи - низость и ничтожность, вместе с грубостью, отвращением, отталкиванием, гротеском и омерзительностью, непристойностью и зловещностью. Уже в Древней Греции существовало разделение между равновесием периода классицизма и крайним и трагическим сентиментализмом элленизма: в противовес триумфальной жизненной энергией героинь расположился пафос, выражение неудачи, драмы, страдания измученных, больных и изуродованных тел. Это можно наблюдать, например, в сюжете о Ниобе и ее детях. Технические аспекты изображения человеческого тела Ню представляет людей без одежды, обычно в одном из стилей, различающихся художественными элементами обнаженной натуры, избегая делать их провокационными. В частности, различают художественное и эротическое ню, в первом случае изображается красота, а во втором - выделяется чувственность. Нагота в искусстве, даже когда демонстрируется публично, легче принимается по сравнению с обнаженными людьми в публичном месте, в котором запрещено находиться без одежды. В любом случае многие произведения искусства изображают обнаженных с лоскутом ткани, едва прикрывающим гениталии. Изображение человека всегда было остовом любой художественной композиции, потому что людям всегда требуется выразить себя простым внешним описанием - новым воплощением своей формы или обращением к миру идеала. Оно является практически единственной общей темой всех художественных движений во все исторические периоды всех стран. Техническое исследование человеческого тела, начиная с классического искусства, основывается на идеальных, гармоничных пропорциях, хотя в дальнейшем этот идеал стал изображаться более или менее реалистично. Соотношения являются основой любого изображения человека и, используя слова Альбрехта Дюрера, "без пропорции ни одна фигура не идеальна, даже если очень постараться". Эти пропорции складывались в течение долгого времени в виде отдельных норм или канонов: в Древнем Египте базовым измерением был сжатый кулак и ширина кисти. Для греков идеалом была высота, равная 7,5 размерам головы (для взрослых). Другие исследования устанавливали, что высота могла быть частью круга с центром в лобковой кости, который делился на 2 других: верхний с центром в груди и нижний с центром на коленях. Установить идеальный канон, удовлетворявший большинство художников, всегда было сложно, а научные исследования и по сей день не предоставляют какой-либо объективной информации. Каждая часть тела обладает собственными физическими характеристиками. Для правильного изображения важно учитывать форму позвоночника. Туловище женщины имеет более гладкие и округлые очертания, чем мужское. Кисти являются частью тела с наибольшим числом суставов и, благодаря многообразию позиций и жестов, представляют собой настоящее средство коммуникации. Голова - это главная часть тела, поскольку, главным образом, лицо позволяет различать людей между собой; а его выражение может говорить о бесконечном числе чувств и состояний души. Если говорить о пропорциях, голова симметрична, если при взгляде спереди центр находится между бровей, а высота лба равна расстоянию от бровей до носа и от носа до подбородка. Художественная анатомия прошла весь период Возрождения параллельно с открытиями медицины, в то время, как в древности не существовало подтверждающих данных научных исследований тела. Достойны внимания работы Андреаса Везалия, который в 1543 г. опубликовал анатомическое исследование "О строении человеческого тела" на основании вскрытий; рядом с текстом размещаются и иллюстрации, которые использовались художниками в качестве основы для изображения человека, все более объективно реалистичного. Эти рисунки были задуманы с учетом критериев искусства, на них появляются скелеты и фигуры без кожи в художественных позах или с почти театральными жестами. Фактором, обогащающим изображение человека, является игра света, который может создавать различные визуальные контуры. В отношении палитры отправная точка - это телесный цвет, который может варьироваться от бледно-оранжевого до цвета охры или розового и никогда не бывает насыщенным. История жанра ню
Доисторическая эпоха Фигуры обнаженных женщин, называемые Венерами палеолита, появляются уже в те далекие времена граветтской культуры в 28тыс.-22тыс, гг до н. э.; подобные изображения представляют божественную натуру плодовитости, с широкими боками и выступающей грудью. Древние цивилизации Изображение богинь в египетском и месопотамском искусстве предшествуют произведениям западной античности. В Древнем Египте нагота не представляла собой проблему и часто выставлялась на показ; существует множество запечатленных придворных сцен, в основном, танцев во время праздников, в которых участники были полу- или целиком обнаженными. Наоборот, в Месопотамии нагота была практически неизвестна, кроме отдельных ассирийских барельефов и халдейских изображений обнаженной груди в бронзе. Отсутствует ню в финикийском и еврейском искусстве, поскольку закон Моисея запрещал любое изображение людей. Другие интересные традиции пришли из индийского и японского искусства. Храмовые скульптуры и наскальные рисунки, некоторые довольно четкие, являются неотъемлемой частью индийской культуры, в которой ценится сексуальность и, как во многих других регионах с жарким климатом, частичная или полная нагота была обыденной в повседневной жизни и не представляла из себя проблему. Япония обладает длинной историей общественных бань, в которых люди мылись вместе, и которые часто изображались в ксилографии до недавнего прошлого. Древняя Греция Богиню Афродиту поначалу греки предпочитали видеть одетой - по крайней мере, до середины IV в. до н. э. Тогда скульптор Пракситель изобразил богиню любви и красоты обнаженной (Афродита Книдская), заложив новую традицию в женском ню, поскольку использовал идеальные пропорции на основе математического соотношения, как для статуй мужчин. Древний Рим Как и в случае с этрусским, римское искусство испытало на себе сильное влияние греческой культуры. Благодаря стремительному расширению Римской империи греко-римская художественная классичность проникла почти во все уголки Европы, вплоть до Северной Африки и Ближнего Востока, заложив основу и для будущего развития искусства в этих районах. Большая часть римских статуй является копиями греческих оригиналов или создана на их базе, как Венера Медицейская (I в. до н. э.). Более самобытны многочисленные примеры рисунков, найденных при раскопках Помпеи и Эрколано, которые характеризуются четкой тенденцией к эротическим изображениям. Обнаженные фигуры греко-римского искусства концептуально представляют собой идеальные воплощения, каждая из них изображает общее представление о здоровье, молодости, геометрической четкости и биологическом равновесии: человеческое тело идеально. Критик Кеннет Кларк считает эту идеализацию отличительной чертой настоящего художественного ню, в этом его различие с простым изображением наготы. Его превознесение идеализации указывает на суть: чем более соблазнительна и притягательна обнаженная натура, тем больше вероятность того, что ее изображение пробудит страсть и любовь к прекрасному. Средние века Христианская позиция, которая всегда ставила под сомнение ценность тела, со всем ее превознесением целомудрия, заметно подавила жанр ню в средние века, в т. ч. в дошедших до нас редких примерах раннего светского искусства того периода. Полностью обнаженные фигуры очень редки в средневековом творчестве, известным исключением являются образы Адама и Евы, проклятых и изгнанных из рая земного, в сценах на Страшном суде. Но и здесь идеальные греко-римские формы абсолютно отсутствуют, поскольку нагота превращена в символ стыда и греха, духовной и физической слабости. Это относится не только к Западной Европе, но и к византийскому искусству. Многочисленные иконографии Млекопитательницы или "обнаженные кающиеся" образы Марии Магдалины являются также исключениями для средневекового религиозного искусства, и элементы наготы здесь всегда строго священны. К концу данного периода женские ню, будучи более привлекательными, способствуют созданию новой модели художественного творчества, особенно в миниатюрах, предназначенных для частной и очень ограниченной публики; наряду с классическими контекстами, такими как знаки Зодиака и иллюстрации произведений Овидия. Жанр "готического" женского ню очень отличался от классического идеала: линии тела удлинены и образованы плавными изгибами, грудь узкая и небольшая, талия высокая, с округлостью в районе желудка (как у Хуго ван дер Гуса). Изображения наготы в искусстве, например в Средневековье, считались хулой; что иногда приводило к спорам о творчестве, которое больше не соответствовало превалирующим стандартам. В частности, Римская Католическая церковь в последующие века организовала так называемую кампанию "Фиговый лист" для прикрытия наготы в искусстве, начав с произведений в духе Микеланджело, заказанных ею самой. Возрождение Обнаженные модели эпохи Возрождения были навеяны греко-римской классикой, но имели иное предназначение (эстетическое) и видение человека - в качестве центра Вселенной. Снова подчеркивается то, что женское ню является источником удовольствия и радости - все это, в основном, благодаря меценатству аристократии и богатых торговцев, которые таким образом демонстрировали свое привилегированное положение в социальной структуре. Новое открытие классической культуры в эпоху Возрождения восстановило жанр художественной обнаженной натуры во всем его блеске. Монументальное женское ню возвращается на авансцену в западном искусстве в 1486 г. с "Рождением Венеры" Сандро Боттичелли, написанным для семьи Медичи, которой уже принадлежала Венера Медицейская, вдохновившая художника. "Спящая Венера" Джорджоне (ориентировочно 1510) также базируется на классических моделях и демонстрирует женскую обнаженную натуру, расположившуюся на фоне пейзажа; данная поза дала начало длинной серии известных картин, среди которых "Венера Урбинская" Тициана (1538), "Венера с зеркалом" Диего Веласкеса (1650), а также "Маха обнаженная" Франсиско Гойи (1798) и "Олимпия" Мане (1863). И хотя были соблюдены пропорции античных статуй, фигуры Венер тициановского типа подчеркивают скорее чувственность женского тела, чем идеальную геометрию. Рафаэль Санти в последние годы жизни заслуживает славу первого художника, который постоянно использовал живых женских моделей для рисунков ню, ранее же позировали обнаженные подростки с искусственной грудью. Подозрительно двуполое и подростковое "Исследование обнаженной девушки на коленях для Положения во гроб" (1500, Лувр) Микеланджело, которое обычно считается первым женским ню в изобразительной студии, предшествующее аналогам Рафаэля. Изображение обнаженной женщины или реальной позировщицы в студии быстро стало важной составляющей практики и обучения каждого художника и таковой оставалось до XX в. Барокко Барокко появляется в XVII в.; искусство становится более изысканным и декорированным, с сохранением определенного классического рационализма, но с более динамическими и обманчивыми формами, любовью к удивительному и анекдотичному, с оптическими иллюзиями и эффектными ходами. Продолжает преобладать женское ню как объект удовольствия меценатов из аристократии, что смакуется в подобных композициях, где обычно женщине отдается роль подчиняющейся мужчине. В течение всего периода барокко продолжалось царствование классической античности, которая повлияла на художников, побуждая их взглянуть по-новому на подход к ню, с менее идеализированными и более естественными изображениями, все чаще работать с живыми моделями. Женские образы представлены Венерами и Грациями. Война и Мир, Рубенс | Суд Париса, Рубенс | Суд Париса, Рубенс | Суд Париса, Рубенс | Петер Пауль Рубенс рисует, в основном, обнаженные фигуры роскошных форм: автор более, чем 2000 картин, возможно, он является художником, который чаще других за всю историю искусства писал женское ню. В Барокко, а также в последующем Рококо появился более декорированный и жизнерадостный стиль, представленный картиной "Венера, утешающая Амура" Франсуа Буше, вероятно, заказанной ему Маркизой де Помпадур. Рококо Появившись в XVIII в., в соответствии с принципами барокко, рококо выражает живучесть основных художественных проявлений предыдущего стиля в сочетании с острым чувством декорирования и подчеркнутым и изысканным орнаментальным вкусом; может расцениваться как примета пароксизма богатства, изысканности и элегантности. Ню данной эпохи является преемником, в основном, Рубенса, от которого наследует оттенки палитры и консистенцию поверхности кожи, а при близком рассмотрении заметно сходство и эротических характеристик; однако, это изысканный эротизм, который предстает ненавязчиво, тонко и впечатляюще, но иногда и не без провокационного и дерзкого характера. Отказавшись от любых намеков на классическую идеализацию, он приобретает особый светский характер. Жан Антуан Ватто был одним из создателей стиля рококо, со своими сценами изящных праздников и идиллических пейзажей, наполненных мифическими или неизвестными персонажами-любителями красивой жизни. Один из главных деятелей того времени - Франсуа Буше, с изображениями, которые поддерживают буколическую и пастушескую атмосферу, часто навеянные мифологией, описанной в "Метаморфозах" Овидия, и выражающие галантность и куртуазную любовь. Его ученик Жан Оноре Фрагонар продолжил работать в галантном стиле, в котором изящная любовь раскрывает всю свою привлекательность, с изысканным грациозным и элегантным эротизмом. И в скульптуре были созданы заметные произведения в жанре ню, в котором сочетаются шутовско-галантный тон с определенной классичностью и выраженным интересом к портрету (Жан-Батист Лемуан, Эдме Бушардон, Жан-Батист Пигаль, Этьен Морис Фальконе, Жан-Антуан Гудон, Огюстен Пажу и Клодион). За пределами Франции во многих частях Европы барокко сохранялось до середины XVIII в., смененное или смешанное с нарастающим изобилием рококо: этот период известен такими художниками, как Джамбаттиста Тьеполо, Коррадо Джакуинто и Антон Рафаэль Менгс. В Испании становится известным Франсиско Гойя, художник, которого сложно классифицировать, и творчество которого развивалось от рококо до романтического экспрессионизма, с настолько уникальным характером, который беспрецедентно передавался его произведениям в истории искусства. Его шедевр в жанре ню - "Маха обнаженная" (1797-1800), которую он писал параллельно с "Махой одетой" (1802-05). Неоклассицизм Возвышение буржуазии вследствие французской революции поспособствовало возвращению к более чистому и сдержанному стилю, по сравнению с избыточным декорированием барокко и рококо, с которым себя отождествляла аристократия. Обнаженные формы в неоклассицизме вновь обретают греко-римскую античность, но лишены идеалистичного духа и характера, ее примерного этоса, чтобы воссоздаться в чистой форме, но полностью лишенной жизненной силы: поэтому в конечном счете представляется холодным искусством, без тепла, создаваемого страстью. Жак-Луи Давид был главным знаменоносцем этого стиля; в строгой и взвешенной манере чистейшей техники он его превратил в эстетическое течение сначала революционной и затем наполеоновской Франции. Его ученики следовали классическому идеалу, но были далеки от первоначальной суровой строгости и плыли по течению в сторону чувственного маньеризма с определенным эротическим изяществом - элегантным и изысканным: это можно заметить у Франсуа Жерара, Пьера-Нарсиса Герена, Жана-Батиста Реньо, Анна-Луи Жироде-Триозона и Пьера-Поля Прюдона. Весь XIX в. изобилует, как никогда, женским ню, во второй половине - более, чем когда-либо в истории искусства. Тем не менее роль женщин незаметно меняется, становясь все чаще просто объектом сексуального желания, в процессе обездушивания женской фигуры, который подразумевался диктатом общества, основанного преимущественно на патриархате и мужском шовинизме. Романтизм Течение глубокого обновления во всех художественных жанрах, романтизм уделял особое внимание духовности, воображению и фантазии, чувству, чарам мечтаний и любви к природе, с добавлением элемента неясной иррациональности, влечения к тайному, безумию, вечному сну и смерти. Романтическое ню выразительнее неоклассического, в нем придается большее значение цвету линий и фигур, что обостряет чувство драматизма, сюжеты варьируются от экзотики до ориентализма, вплоть до касания самых истинно романтических тем трагических драм, подвигов из-за страсти, обостренных до крайности чувств, чистого выражения духовного мира человека. Как раз на стыке неоклассицизма и романтизма появляется произведение Жана Огюста Доминика Энгра, фигуры которого характеризуются чувственностью и заботой о чистых формах с определенной готической аурой (небольшая грудь и выпуклая область желудка). Его самая известная работа - "Турецкая баня" (1862), которая стала кульминацией исследований автора, посвященных обнаженной натуре, в течение всей его жизни. Эжен Делакруа был плодовитым художником, создавшим многочисленные произведения в жанре ню с очень разнообразными сюжетами - от религиозных и мифологических до исторических и литературных, в характерных сценах или, изображая обнаженную натуру ради нее самой; художнику подходил любой предлог, чтобы показать физическую красоту, например, в аллегории "Свобода, ведущая народ" (1830). Академизм Так называемый академизм начинает развиваться с XVI в. Академиями художеств, которые упорядочили и отрегулировали учебный процесс будущих художников. Но в принципе Академии находились в согласии с искусством, создаваемым в их время, поэтому нельзя говорить об отдельном стиле, относящемся только к XIX в. Как раз, когда эволюционная динамика стилей стала отдаляться от классических канонов, академическое искусство сузилось до классического стиля, основанного на строгих правилах композиции, поэтому условно считается относящейся к XIX в. и параллельно имеет различные названия, среди которых - "Пожарное искусство" во Франции. Ню в академизме находит особое значение и считается квинтэссенцией благородства природы, оно стандартизируется как спорный классический сюжет со строгими тематическими и формальными правилами, подчиненный общей пуританской атмосфере, которая характеризует общество того времени, где обнаженная натура принимается только как выражение идеальной красоты, основанной строго на анатомическом исследовании. Одним из главных представителей академизма является Вильям Бугро, который создал большое число произведений ню, обычно мифологических, с анатомически совершенными фигурами, например, "Рождение Венеры" (1897). Другой его деятель - Александр Кабанель, автор мифологических и аллегорических ню, являющихся только поводом изобразить женщин сладострастной и чувственной красоты, как в "Рождении Венеры" (1863). Вильям Бугро, картина Юность Бахуса Жан-Леон Жером был одним из главных представителей академического ориентализма, создавая произведения, сюжет которых разворачивается преимущественно в гареме или хаммаме, а также на историко-мифологические темы. В англоязычном мире викторианское общество способствовало развитию академизма в качестве своего официального стиля, поскольку он оптимально выражал пуританскую мораль, преобладавшую в буржуазных и аристократических кругах, с широким строем авторов, таких как Джозеф Ноэль Патон, Чарльз Уильям Митчел, Фредерик Лейтон, Джон Кольер, Эдвард Пойнтер, Лоуренс Альма-Тадема, Джон Уильям Годвард, Герберт Джеймс Дрейпер и др. В Испании - Луис Рикардо Фалеро. Реализм На протяжении XVIII и XIX вв самыми классическими сюжетами оставались популярные темы, наряду с ню исторического жанра. Нагота принималась французской публикой XIX в., но только пока выражалась с четко "классической" точки зрения, изображая персонажей в обстановке, где обнаженность была обыденной, как это можно видеть на картине "Молодые греки забавляются петушиным боем" Жана-Леона Жерома (1847). С середины века появилась тенденция подчеркивать реальность, описание окружающего мира, особенно в произведениях, в которых возникают рабочие и крестьяне в начинающийся индустриальный период, с некоторым элементом социальной критики, связанной с политическими движениями (утопический социализм) и философскими (позитивизм). Ее главным деятелем был Гюстав Курбе, который первым изобразил человеческое тело таким, каким его воспринимал, не идеализируя, не рассматривая в определенном контексте и не помещая его в подходящую иконографическую тему, гораздо проще описывая формы, запечатленные из естественного внешнего мира; это особенно заметно в работах "Спящие" и "Происхождение мира" (1866). Еще одним деятелем реализма являлся Камиль Коро, который преимущественно был пейзажистом и время от времени помещал в картины и людей; некоторые были обнаженными, а окружающая обстановка напоминала Аркадию, с дымкой и крайне нежными тонами. Импрессионизм В конце XIX в. академические художники продолжали следовать классическим темам, но стали все больше оспариваться сторонниками импрессионизма: Эдуард Мане шокировал публику своего времени, рисуя обнаженных женщин в современной обстановке - "Завтрак на траве" (1863) и "Олимпия" (1865), в то время как Гюстав Курбе спровоцировал критику, изобразив на своей "Женщине с попугаем" обнаженную проститутку, которая не имела ничего общего ни с божественной, ни с мифологической фигурой. Эдгар Дега написал множество женских ню в самой обычной обстановке, например, во время купания. С изобретением фотографии художники начали использовать новое средство как источник вдохновения и основу для их новых картин, и Эжен Делакруа стал одним из первых. После купания, Эдгар Дега
Женщина за туалетом, Эдгар Дега Обнаженная в солнечном свете, О. Ренуар | Обнажённая Анна, О. Ренуар | Ода к цветам (по Анакреону), О. Ренуар | Андерс Цорн – Обнаженная, заплетающая волосы, 1907, 90х60, Музей Орсэ Париж
Символизм Символизм подарил более фантастическую и сюрреалистичную форму художественному стилю и появился как ответ натурализму, выраженному движениями реалистов и импрессионистов, предполагая особое внимание миру снов, в т. ч. и относительно самых ужасающих и демонических аспектов - о сексе и извращении. Движение развивалось, в основном, во Франции, и одним из его инициаторов был Гюстав Моро, художник фантастического склада и с орнаментальным стилем, со щепоткой волнующего эротизма, который анализирует свои страхи и одержимости, с моделью двойственной женщины, которая живет между невинностью и извращенностью. По его стопам пошли такие художники, как Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Аристид Майоль и группа "Наби". В Великобритании развилась школа прерафаэлитов, которые вдохновлялись итальянскими художниками, предшествующими Рафаэлю Санти. В Австрии Густав Климт воссоздал свой личный фантастический мир с сильным элементом эротики. Экспрессионизм Несмотря на то, что и академическая традиция, и импрессионизм потеряли свое главенство в культуре начала XX в., ню продолжало присутствовать, в трансформированном модерном виде. Идеализированную Венеру сменил женский образ, изображенный в интимной обстановке, как в работах Эгона Шиле. Упрощенные современные формы Жана Метценже, Амедео Модильяни, Гастона Лашеза и Аристида Майоля напоминают скорее подлинные формы богинь плодородия, чем греческих богинь. На их абстрактных картинах тело кажется фрагментарным, если даже не разделенным, как на "Авиньонских девицах" Пабло Пикассо, но существуют и абстрактные версии классических тем, например, различные танцовщицы и купающиеся Анри Матисса. Экспрессионизм появляется как реакция на импрессионизм, поддерживая более личное и интуитивное искусство, в котором преобладает внутренний взгляд художника; его произведения в фантастической манере посвящены личному и интимному сюжету, они искажают реальность для акцентирования экспрессивного характера работы. Поначалу он организовался вокруг арт-группы "Мост" (основанной в 1905 г.), ее членов интересовались жизнью и ее естественностью, которая отображается в спонтанных и инстинктивных формах: одной из главных тем стала обнаженная натура. Среди наиболее авторитетных членов "Моста" был Эрнст Людвиг Кирхнер, который использовал цвета, как последователи фовизма, но с ломаными, неистовыми линиями, в закрытых, острых углах, со стилизованными фигурами, которые представляют частичное возвращение к готическому влиянию. Другие члены группы - это Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф, Макс Пехштейн и Отто Мюллер. В Вене писал Шиле, чья работа концентрировалась на темах, основанных на сексуальности, одиночестве и изоляции, из-за его очень недвусмысленных произведений он был арестован по обвинению в порнографии. Во Франции сформировалась "парижская школа" - группа художников-диссидентов, которые работали в период между войнами, одним из ее заметных деятелей был Амедео Модильяни, художник богемского образа жизни и автор многочисленных ню. Другие члены этой школы - Марк Шагал, Жорж Руо и Жюль Паскин. Кубизм Данное движение основывалось на искажении реальности, разрушая перспективное видение пространства, появившееся в эпоху Возрождения, и организуя его в соответствии с геометрическим замыслом, с одновременной визуализацией объектов, холодной и бледной палитрой и новой концепцией произведения искусства с внедрением коллажа. Его главным деятелем был Пабло Пикассо, который прошел через различные периоды прежде, чем остановиться на кубизме. Футуризм Итальянское движение, которое распространяло ценности технического и индустриального прогресса XX в., выделяя такие аспекты реальности, как движение, скорость и одновременность действий. Футуризм старался переделать мир, изменить жизнь, показывая идеалистичное и поэтому утопическое представление искусства как двигателя общества. Дадаизм Реакционное движение в ответ на бедствия, которые повлекла Первая мировая война, дада отличался как никогда радикальным подходом к видению искусства, которое теряет здесь все свои элементы, основанные на логике и рациональности, отстаивая сомнение, случайность и абсурдность жизни. Его главный последователь - Марсель Дюшан. Сюрреализм Сюрреализм уделял особенное внимание воображению, фантазии, миру снов, с оглядкой на психоанализ. Одним из ее основных деятелей был Сальвадор Дали с его произведениями, явно ассоциирующимися со снами, сильной одержимостью сексом - повторяющейся темой его работ:"Искушение Святого Антония" (1946), "Атомная Леда" (1949) и "Содомское самоудовлетворение невинной девы" (1954). Поль Дельво включился в необычайно устрашающий жанр живописи, в котором обнаженные женщины соседствуют с мужчинами, которые на них смотрят, ими восхищаются с жадным вуайеризмом, воссоздавая таким образом атмосферу эротического кошмара. Рене Магритт развернул работу, в которой обычная и самая банальная жизнь смешивается и соседствует с фантастичным и абсолютной странностью, часто с яркими эротическими чертами в пугающей обстановке, с повторяющейся иконографией, которая подчеркивает внутреннюю двойственность изображенного объекта. Ар-деко Ар-деко - это движение, появившееся во Франции в середине 20-х гг, которое себя показало как революционное благодаря дизайну интерьеров и в графических и прикладных искусствах. В живописи выделяется работа Тамары Лемпицка, которая изображает обнаженных женщин-результат своего времени - элегантных и изысканных, окруженных роскошью и гламуром, которые приобретают свободную сексуальность и являются объектом восхищения и уважения мужчин, женщинами высшего общества, следующих моде. Последние тенденции Во второй половине XX в. абстрактный экспрессионизм сместил центр западного искусства из Парижа в Нью-Йорк; одно из основных влияний оказал подъем абстракции. Ее защищал критик Клемент Гринберг, говоря о первых абстракционистских работах Виллема де Кунинга; но, несмотря на полученные советы, художник, который начинал как фигуративист, вернулся к изображению человеческих форм в 1950 г. со своей серией "Женщины". И хотя он сохранил некоторые традиции изображения одиночных женских фигур, здесь они были написаны искаженными и полуабстрактными, и художник, по собственному признанию, решил "создать обозленное настроение трагедии"; живя в исступленном, переполошенном мире атомной эры, который нуждается в комизме для облегчения. Позже он говорил: "Возможно... я рисовал женщину во мне. Искусство не является чисто мужской профессией. Я осознаю, что некоторые критики могли бы воспринять это как признание в скрытой гомосексуальности... Мне нравятся красивые женщины, как реальные, так и на картинках журналов. Иногда меня возбуждают. Я нарисовал возбуждение в моей серии "Женщины"". Несмотря на это некоторые критики воспринимают серию как проникнутую женоненавистничеством. Другие нью-йоркские художники того периода сохраняют человеческую фигуру в качестве основного субъекта. Элис Нил написала ню, среди которых есть и автопортрет, в том же простом стиле, использованном для портретов в одежде. Филип Перлстайн использует вырезание и уникальную перспективу для обследования абстрактных качеств ню; молодым художником в 50-е гг он выставлял как фигуративное, так и абстрактное искусство, но тот же Кунинг посоветовал ему продолжать с фигуративной работой. Примерно в начале 70-х гг,, в эпоху расцвета феминизма, Сильвия Слей (Sylvia Sleigh) написала серию произведений, оставшихся в тени, на стереотипные художественные темы, с позирующими обнаженными мужчинами, обычно вместе с женщинами. Люсьен Фрейд принадлежал к группе художников, включающую Френсиса Бэкона и известную как "Лондонская школа", которая развила в 70-90-х гг собственную фигуративную работу, когда она, казалось бы, окончательно вышла из моды. В любом случае к концу его жизни произведения стали частью постмодернизма: изображение человеческого тела было лишено малейшей идеализации, как в серии о полных женщинах. Одно из произведений Фрейда - "Портрет обнаженной", который содержит скорее реалистичный образ женщины, чем условное ню. Картины Дженни Савиль включают семейные портреты, автопортреты и ню: зачастую предлагаемые в экстремальной перспективе, стараясь уравновесить реализм и абстракцию. Фотография Появление фотографии совершило настоящую революцию в сфере наглядного искусства; со своими разнообразными техническими процедурами оно позволяло любому человеку, даже без художественного образования, запечатлевать изображения естественного мира намного более реалистичным способом, чем любая живопись. Ню стало темой фотографии с самого ее появления. Первые фотографы часто выбирали позы, имитировавшие классические образы прошлого. Однако фотографическое искусство часто оспаривается и в наши дни, когда речь идет о ню, поскольку оно "слишком реально"; в течение долгого времени оно не принималось деятелями изящных искусств в области академической традиции. Именно в фотографии изображение обнаженной натуры встретило наибольшие препятствия на своем пути свободного выражения; оно критиковалось, в основном, наиболее традиционными искусствами, но было частой и почитаемой темой из-за реализма образов, однако сохраняло одну частично негативную моральную характеристику, поскольку предполагалось, что женщина, которая раздевается для фотосъемки, не может быть абсолютно порядочной. Это часто приводило тому, что фотография ню считалась чистой порнографией, смещая ее, таким образом, в подпольные круги, и делая объектом торговли. Тем не менее, работы многих современных фотографов признаны художественно изысканными; некоторые из них - Рут Бернхард, Имоджен Каннингем, Анни Бригман, Эдвард Вестон и Альфред Стиглиц. С самого своего появления фотография была тесно связана с живописью, со многими художниками, которые быстро начинали рисовать фотоизображения. Одним из первых фотографов, которые усердно посвящали себя ню, был Феликс-Жак Мулин, который в 1849 г. открыл магазин на Монмартре, начав создавать дагерротипы молодых женщин в различных позах; в 1851 г. его работы были конфискованы полицией, а он сам был осужден и приговорен к месяцу тюрьмы за их непристойную природу. Еще одним пионером ню был Оскар Густав Рейландер, который в 1857 г. создал аллегорическое произведение "Два пути жизни", которая несет в себе моральное послание. В настоящее время ню получило полное признание в западном обществе, вместе с регулярным, частым присутствием в средствах массовой информации, журналах и рекламе, и имеет 3 принципиальных подхода: абстрактное, эротическое и спортивное. Сферы, которыми, в основном, распространяется ню - это чисто художественная, рекламная и издательская. С 70-х гг все большую славу получали работы Дэвида Гамильтона, фотографа, режиссера, архитектора, декоратора и директора журналов; его стиль сопровождается сияющим и несфокусированным тоном с нежными цветами, наивной эстетикой с предпочтением уличной съемки в средиземноморских пейзажах французской ривьеры. Несомненно, его основным занятием стало изображение молодых подростков - почти бесполых или в стиле нимфеток, представленных в естественно насмешливых позах. Другие заметные фотографы последних лет - Питер Линдберг, Герб Ритц, Иржи Ружек, Хелена Альмейда, Нобуеси Араки. Считающийся одним из лучших модных фотографов мира, Линдберг участвовал в создании феномена топ-модели в течение 90-х гг. Ритц специализируется на черно-белой модной фотографии и портретах в стиле классической греческой скульптуры. Ружек является специалистом ню и гламурной фотографии, с тонкой и нежной чувственностью, полной эротизма. Альмейда - это художница и фотограф, которая включает в свои произведения пигменты и материалы, заимствованные в пластическом искусстве, и обычно представляют собой автопортреты. Араки является фотографом, который интересуется сексом и смертью, с неоднозначными произведениями, характеризующимися сильным садомазохистским натурализмом. Наконец, присутствует Вирджилиу Нарсис (Virgiliu Narcis) со своим сюрреалистичным творчеством, абстрактным и экзотически отсылающим к мифологическим темам или взаимосвязи жизни с природой; Вацлав Вантуш - автор ню, похожих на скульптуры, с особым вниманием к поиску освещения и наиболее эффектному ракурсу; Миша Гордин, пионер концептуального ню с удивительными, проработанными образами и использованием камеры-обскура в традициях маскировки и намека. Фото женских ню Стоит вспомнить творчество Спенсера Туника, известное благодаря массовым фотографиям обнаженных людей, размещенных в различных городах, с разнообразным расположением фигур, обычно волонтеров. Он начал в 1992 г., фотографируя людей без одежды на улицах Нью-Йорка, и перешел затем к другим местам Северной Америки в рамках проекта "Обнаженные штаты". В дальнейшем совершил и международное турне "Дрейфующие обнаженные". В 2003 он сфотографировал одновременно 700 нагих людей, в Барселоне, этот рекорд был побит в 2007 в Мехико с 19 тыс. участников. Обнаженное тело, запечатленное Туником, становится составляющей частью города и окружающего пейзажа; он старается смотреть и выходить за границы сути человеческой материи, как только происходит потеря индивидуализации внутри группы, телесность трансформируется и проходит метаморфозы к высшему духовному уровню, где природное обнаженное тело обращается в проводник искусства.
От: Nika,  
Скрыть комментарии (1)
Похожие темы:
|
Феликс Валлаттон - Голая блондинка с мандаринами, 1913 г. Общественное достояние
https://www.wm-painting.ru/Vv/p2_articleid/869-Vallotton-Felix-nudes_and_landscapes
1