Живопись клеевыми красками Почти чистый в пастели порошок приобретает с того момента, как пастель зафиксирована, внешний вид клеевой краски. Таким образом, следующим после пастели способом можно считать живопись клеевыми красками, которая в порошке фиксируется клеем на каком-нибудь грунте. Растертая на воде краска растворяется во время письма в животном клее, содержащемся в жидком состоянии в водяной ванне. Клей необходимо смешивать с краской перед самой работой, так как сообразно природе употребляемого порошка клей необходимо дозировать различно. Весьма важно изучить эти дозировки. Соотношения тонов во влажном состоянии разнятся от тех же соотношений тонов в сухом виде и так как, высыхая, они светлеют, то если забывают их соответственно усилить, живопись получается вялой и бесцветной. Живопись на клею применяется в настоящее время только при исполнении театральных декораций. Приведем здесь несколько общих указаний. Для задников грунт приготовляется следующим образом: на полведра воды - полведра столярного клея. По закипании клей разводится на 4 - 5 ведер воды, куда добавляется один фунт простого мыла. Некоторые рекомендуют прибавлять такое же количество муки. Для павильонов и вообще не предназначенных к свертыванию кордций, укрепленных на деревянной основе, можно клей брать и жидкое мыло прибавлять необязательно. Для разведения красок употребляется так называемая проклейка - клеевая вода, на которой разводится в горшках красочный порошок, предварительно стертый и размешанный водой. Применяя клеевую живопись для станковых вещей, можно пользоваться следующими простыми и прочными грунтами по холсту, дереву и картону: рыбий клей (приготовленный по общему рецепту), сваренный с медом не (более 20% по объёму), смешивается с просеянным золотарным мелом и тонко наносится на предварительно проклеенное тем же клеем и просушенное основание. Нужная консистенция готовой клеевой массы практически определяется таким образом: опустив пальцы в жидкость, необходимо ощутить между ними пустоту, не превосходящую прованского масла, и пальцы отнюдь не должны слипаться сразу - отлип должен начаться уже по просыхании клея. Если же клей будет взят слишком густой, то грунтовка будет давать раковинки, лупиться и осыпаться. Приготовленная на этом клее грунтовка в зависимости от основания может быть нанесена гуще или тоньше. Холст, который при свертывании может дать шелушение, рекомендуется проклеивать и грунтовать не более как по одному разу. Дерево же и картон можно крыть достаточно толстым слоем. Этим достигается только скорейшее впитывание клеевой краски в грунт и возможность создания более шероховатой зернистой фактуры. При больших работах можно употреблять для разведения красок кроличий или мездровый клей. Для небольших лучше работать на более дорогом, но зато дающем превосходные результаты рыбьем клее. Напоминаем, что, приготовляя мездровый, кроличий и столярный клей, надо тщательно следить, чтобы клей снимался с огня тот час при закипании. При приготовлении рыбьего клея это правило не соблюдается.
Если дозировка клея хороша, то краска не сходит от трения, однако, способность растворяться в воде она сохраняет всегда. Матовый вид придает ей приятную нежность. Так как употребление клеевых красок усложняется в силу изменения соотношения тонов в момент их употребления и высыхания, то продавцы составили так называемые усовершенствованные клеевые краски, дающие в сыром виде почти тот же тон, какой они приобретут после высыхания. Этот результат достигнут вводом различных составов, как гуммиарабика, смолы вишневого дерева, меда, молока, смоковницы, переработанного для смешивания с водой масла, казеина и пр. Все это обычно ведет к увеличению клейкого вещества и вследствие этого к изменению тона в ущерб его свежести. Гораздо лучше клеевая живопись в ее чистом виде со всеми трудностями ее, но зато и со всеми ее подлинными достоинствами. Ею удобно пользоваться в тех случаях, когда необходимо работать быстро, направленно в этюдах пейзажей. Она быстро высыхает. Пейзажисты пользуются для своих этюдов еще и пастелью, которая также допускает быстроту в передаче подмеченного. Впрочем, с некоторого времени оба способа употребляются часто вместе. Так как фиксатив придает пастели вид клеевых красок, то части, написанные клеевыми красками, легко сочетаются с кусками, положенными пастелью, и сохраняют известное единство внешнего вида произведения. Живопись клеевыми красками, несмотря на свое прекрасное историческое прошлое, пока применяется в очень ограниченном числе случаев. Нельзя согласиться с некоторыми мастерами, утверждающими, что употребление клеевых красок в качестве подмалевка для дальнейшей обработки масляными и лаковыми красками не целесообразно. Мне не раз на опыте реставрации картин старых мастеров приходилось в этом убеждаться. Надо сказать, что традиции, предлагающие клеевые подмалевки, относятся не только к 15, 16 векам, как полагают многие теоретики, но доходят и до 17 века, и как знать, не сохранялись ли они и позднее. Весь вопрос только в том, какой клей входил в состав этих подмалевков. Он мог быть как животным, так и растительным, и художники пользовались им для создания той ценной фактуры, которая лежала в основании живописи, являясь как бы фундаментом для позднейшей обработки лессировками. Несомненно одно, такой метод существовал. Мне однажды при реставрации картины «Святой Амвросий Медиоланский", писаной Зурбараном ( 17 в.), при удалении позднейших лаков и записей пришлось убедиться в том, что все основные моменты лепки формы были сделаны краской, легко растворимой в воде. Густые лаковые лессировки, давая все богатство света и цвета не уничтожали нижележащую живопись, светившуюся из глубины.
От: Nika,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|