Художники-натуралисты стремились к наибольшей идеальной точности передачи деталей природы, ее форм, текстур, цветовой палитры и световых эффектов. Они уделяли особое внимание наблюдению и изучению объектов своего творчества, исследовали их подробно, а затем рисовали с большим мастерством и аккуратностью.
Среди художников-натуралистов можно назвать
Жана-Батиста Камиля Коро,
Огюста Ренуара,
Клода Моне,
Эдуарда Мане,
Густава Курбе, которые создали яркие и правдивые произведения искусства, воспроизведя на холстах гармонию и красоту природы в ее многообразии и богатстве.
1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США. В программе натурализма были полемически заострены стремление уподобить художественное познание мира научному его изучению, стремление к объективному, бесстрастному изображению реальности, прежде всего человеческих характеров, их обусловленности физиологической природой человека и окружающей его общественной средой. Натурализм зародился во французской литературе и литературной критике под влиянием успехов экспериментальных естественных наук, особенно физиологии и медицины. Философской основой натурализма был позитивизм французского философа Огюста Конта и его преломление в эстетической теории Ипполита Тэна, в теории эволюции английского социолога Херберта Спенсера.
Теория натурализма как литературной школы была подробно разработана Эмилем Золя, возглавившим школу писателей-натуралистов. При всей ограниченности творческого метода писателей-натуралистов, отказавшихся от обобщения и анализа социально-экономических проблем в ЖИЗНИ общества, натурализм способствовал резкому расширению круга тем и образов, становлению критического реализма XIX в.; расширился интерес к изображению «социального дна», к функционированию разнообразных «социальных организмов» (шахты, предприятия, рынки, прачечные, публичные дома), к взаимодействию личности и толпы. Это породило новые средства художественного изображения действительности. Сходные направления существовали в художественной культуре многих стран («веризм» в Италии, «областничество» в США). Позитивистский пересмотр реалистической традиции формирования художественного образа, проявившийся в литературе и искусстве натурализма, привел к росту черт импрессионизма, символизма и декадентства в творчестве таких писателей, как Ги де Мопассан, Жорж Гюисманс. Натурализм оказал сильнейшее воздействие на творчество таких художников последней трети XIX в. и начала XX в., как
Эдуар Мане,
Эдгар Дега, Жюль Бастьен-Лепаж,
Анри де Тулуз-Лотрек, Теофиль Стейнлен во Франции, Константен Менье в Бельгии, Макс Либерман, Кете Кольвиц в Германии, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела в Италии. Однако натурализм в изобразительном искусстве не оформился в цельное, последовательное направление;
2) в советской эстетике и критике 30 ых - 70 годов двадцатого века
натурализм объяснялся как художественный метод, типологически противопоставлявшийся реализму как его антипод ( также как и формализм). Главной особенностью натурализма провозглашался внесоциальный, биологический взгляд на человека, чему соответствовала пассивная регистрация жизненных явлений и фактов без их критического отбора, идейно-философского осмысления и анализа; натурализм отождествлялся с бесстрастным копированием жизни без художественного ее обобщения, с повышенным интересом к темным (даже патологическим) ее сторонам. В таком понимании признаки натурализма обнаруживались в академическом салонном искусстве (Поль Деларош, Эрнест Месонье), в «риджиоиализме» живописи США, в таких авангардистских течениях, как дадаизм,
сюрреализм,
гиперреализм.
Преувеличенная достоверность внешних деталей свойственна и некоторым новейшим направлениям буржуазного искусства (например,
гиперреализму).
Не понятно, какие картины относятся к натурализму.
1
Ну как же, в тексте же все есть - тот же Моне и Дега и нелюбимый мной Тулуз-Лотрек ( у него точно натурализм полнейший). Пара картин Лотрека, в т.ч. Анри Тулуз-Лотрек. "Улица Мулен. Медосмотр"
2
Теофиль-Александр Стейнлен - картина Сортировщицы угля
3
Теофиль-Александр Стейнлен На рынке
4
Теофиль-Александр Стейнлен В ней просто много любви!
5
Теофиль-Александр Стейнлен, картина "Посетители швейцарского кафе"
6
Жюль Бастьен-Лепаж, Нищий
7
Лондонская продавщица цветов (1882), Жюль Бастьен Лепаж
8
Константен Менье
9
Кете Кольвиц, Крестьянская война
10
Не сказала бы, что меня заинтересовала данная подборка
11