Курбе Жан Дезире Гюстав (Courbet Jean Desire Gustave) - биография и картины 19 века
1819, Орнан- 1877, Ла Тур-де-Пейльц (Швейцария) Первые навыки рисования получил в Безансоне, в 1840 г. приехал в Париж, посещал мастерскую К. Штейбена, Академию Сюиса, копировал в Лувре. В 1850 г. выставил в Салоне картины «Дробильщики камня» и «Похороны в Орнане», которые принесли ему успех и славу главы реалистической школы живописи. В 1871 г. участвовал в деятельности Парижской коммуны, возглавлял Комиссию по охране памятников искусства. По делу о свержении Вандомской колонны был приговорен к шестимесячному тюремному заключению. В 1873 г. эмигрировал в Швейцарию. В 1919 г. прах Курбе был перезахоронен в Орнане. Творчеству художника чужда идеализация. Свои визуальные впечатления он передавал с исключительной прямотой, без сентиментальной окраски. Живописная фактура Курбе оказала влияние на кубистов. картина Волна Внизу слева подпись: G. Courbet Холст, масло. 54,2X73,1 Мельбурн, Национальная галерея Виктории. Пост, в 1923 г. через Фонд Фелтона. Картина датируется 1872 г., принадлежит к обширной группе работ, в которых художник запечатлел виды Нормандского побережья как в спокойную, так и в бурную погоду. Все они являются, в основном, результатом суммированных наблюдений, перенесенных на полотно либо в нормандской, либо в парижской мастерской. «Волна» написана в драматической контрастной манере кьяро-скуро: мощным еолнэм бушующего моря вторят тяжелые грозовые тучи. Курбе удалось передать стихийную мощь природы, леденящий холод. Работая по коричневому грунту кистью и мастихином, он густой, рельефной текстурой живописного слоя воссоздавал на поверхности холста волны, морскую пену, тучи в их почти осязаемой реальности. Другие картины художника
«Автопортрет с чёрной собакой», 1842 г. «Похороны в Орнане», 1849—1850 гг. «Веяльщицы», 1853 г. «Мастерская художника», 1855 г. «Порыв ветра», около 1865 г. «Портрет девушки» (Национальная картинная галерея Армении) 1850-е - наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» - метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. В письме к Вею Курбе описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: «Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн - Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек - они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... на одной «стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне - молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь». В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. Курбе писал каждую из своих моделей отдельно. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. Картина очень понравилась орнанцам, и, по словам Прудона, кое-кто предлагал даже купить ее и повесить над алтарем приходской церкви, потому что она содержит мораль. Именно Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а «Дробильщиков камня» - первой социальной картиной: «Дробильщики камня» - насмешка над нашей индустриализацией, которая ежедневно придумывает замечательные машины... для выполнения... самых разных работ... и не способна освободить человека от самого срубого физического труда...». Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат, и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня», интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Письмо к Вею ^указывает, что, хотя художник жалел несчастных тружеников и сознавал всю трагичность их безысходно тяжкого и нищего существования, его в той же мере привлекала чисто живописная сторона сцены. Позже, когда влияние Прудона на художника упрочилось, Журбе усвоил морализаторскую интерпретацию своего друга и временами умудрялся даже убеждать себя, что эта концепция с самого начала была его собственной. В 1866 году, когда Идвиль, друг и будущий биограф Курбе, спросил у него: «Разве вы намеревались выразить социальный протест фигурами двух этих людей, согнувшихся под бременем непосильного труда? Я, напротив, усматриваю в них кроткую покорность судьбе, и они вызывают во мне чувство жалости», художник ответил: «Эта жалость... проистекает от возмущения несправедливостью, и тем самым, даже не задаваясь такой целью, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который они [реакционеры] именуют социальным вопросом». А также «Похороны в Орнане» (1849), «Деревенские барышни» (1851). Принятые в Салон, картины вызвали скандал. Академическая критика объявила художника «апостолом безобразия» и вульгарности. Шумные протесты вызвали и «Купальщицы», появившиеся двумя годами позже. Курбе отказался в них от идеализации женского тела, изобразив вместо салонной красавицы - крестьянку. Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. Выставка, не имевшая большого успеха у публики, сыграла, тем не менее, значительную роль в утверждении реалистического направления в искусстве. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844-45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853-55) и др. В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников. Это был первый во французской живописи групповой портрет людей искусства, объединенных близкими эстетическими взглядами. В портреты он вводил элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам (таковы Бодлер, композитор Берлиоз, 1850). Жанровой, по сути, сценой является картина «Здравствуйте, господин Курбе» (момент встречи художника с меценатом Брюйа на прогулке, оригинальный вариант портрета Брюйа, 1854). Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, объединенного с пейзажем: «Убежище ланей» (1866), «Водопад в Конше» (1864), «Волна» (1870), «Хижина в горах» (1870), «Море у берегов Нормандии» (1867). Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник, и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После ее поражения Курбе был брошен в тюрьму, приговорен к колоссальному штрафу за разрушение Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин).
Прогрессивные реалистические тенденции, получившие убедительное развитие в творчестве Курбе тех лет, определяли роль живописца как главы реалистического направления во французской живописи середины XIX века. С его именем связывали создание новой эстетики, провозглашающей ценность будничного и повседневного в искусстве. Его прах был перевезен на родину только в 1919.
Библиотека шедевров - картины с отдельным описанием
| Спящие на ложе | Женщина с пуделем | Девушка с попугаем | Источник (Весна) | Купальщица | Добыча (псовая охота) |
Литература
- Английская и французская живопись конца XIX-начала XX века, Каталог выставки, Ленинград 1990
теги: портреты, пейзажи, натюрморт, жанровая живопись, реализм, охотничьи сцены
фото: Общественное достояние
От: Elena,  
Скрыть комментарии (3)
Похожие темы:
|
Отличный небольшой фильм.
1
Такие разнообразные и такие глубокие... Удивительно, насколько многогранно творчество Курбе - это и портреты, и пейзажи, и натюрморты, и жанровые сцены. И все они насыщенны, обладают определенной глубиной. Хотя автор не использует ярких красок, выраженных контрастов и резких переходов, в его работах ощущается некая сдержанная глубина, тихая мощь, а естественная палитра придает реалистичности.
2
Мне нравится изображение природы в любых ее образах. Картина достаточно теплая и приятная. Мне однозначно по душе.
3