Опубликовано: Ноябрь 29, 2010
Картина "Портрет харлемского коллекционера раковин Яна Говертсена" ГОЛЦИУС, ХЕНДРИК (HENDRJCK GOLTZIUS) Мюльбрехт (Фландрия), 1558 - Харлем, 1617 Учился в Дуйсбурге у своего отца живописи по стеклу. В Ксантене был учеником Дирка Волкертса Корнхерта, вслед за которым переехал в 1576-1577 в Харлем. В 1590/1591 жил в Италии. Сначала работал как гравер и рисовальщик, с 1600 занялся живописью; писал картины преимущественно на религиозные и мифологические сюжеты.
Справа, под левой рукой, монограмма; HG (слитно); дата вверху, слева: А° 1603; справа надпись: АЕТАТ 58. Холст, масло. 107,5x82,7. Происхождение: С. Бос, Харлинген, аукцион в Амстердаме 21 февраля 1888; Готфрид фон Прейер, Вена; антиквариат Друо, Париж; с 1960 находился сначала у г-жи П. де Бур, Амстердам, затем в фонде П. и И. де Бур, Амстердам.
Уже в 1604 о картине с восхищением упоминает Карел ван Маидер, который называет Япа Говертсена «любителем раковин». Нам мало известно об этом примечательном человеке. Как следует из надписи на данном полотне, датированном 1603, ему было в ту пору 58 лет, следовательно, он родился около 1545. П. Й. Й. ван Тил установил, что Ян Говертсеп был членом харлемской камеры риторов «Виноградные лозы» а Й. Йост - что он занимался также изданием гравюр. Как показал в ряде своих публикаций Э. К. Й. Резничек, в настоящее время известно пять рисунков с портретами Яна Говертсена; кроме того, на картине Голциуса «Сусанна и старцы» (Музей изящных искусств, Дуэ), он изображен в виде одного из старцев, а в «Аллегории» Кор-нелиса ван Харлема (совет попечителей собр. Ноул) Говертсен представлен как хранитель искусств. Все эти произведения созданы между 1604 и 1614 2. Таким образом, этот коллекционер раковин был, по всей видимости, заметной фигурой в Харлеме, игравшей значительную роль в художественной жизни. На портрете Голциуса он изображен с раковиной в руке (это turbo sarmaticus, которую ван Мандер называет «перламутром»). Художник великолепно передал ее перламутровый блеск. Коллекционирование раковин в те времена было занятием ученых и художников. Раковины входили в «собрания диковин», отличавшиеся универсальностью состава. Картина относится к самым ранним живописным работам Голциуса, обратившегося к технике живописи лишь в 1600. Художник создал импозантный портрет, который вместе с тем носит интимный характер, поскольку Говертсен изображен с расстегнутым воротом и свободно ниспадающими волосами.
Выставки: «De Kunst van het verzamelen keuze uit twee Nederlandse collecties», Ларен, Музей Сингер, 1966, № 94; «'t Kan verkeeren, Gerb-rand Adriaensz Bredero, 1585-1618», Амстердам, Исторический музей, 1968, № 127, репр.; Бухарест, 1972, р. 155, репр.; «Меп sagh Наег-lem bestormen», Харлем, музей Франсуа Хал-са, 1973, № ИЗ а, репр.; «Наагіет: The Seventeenth Century, Художественный музей Джейн Ворхеес Циммерли, Ратджерс, Государственный университет Нью-Джерси, 1983, № 58, репр.; «Копкуііеп og Mennesket», Копенгаген, Музей прикладного искусства, 1983-1984, № 1, репр. с. 8. Литература: Karel van Mander. Het Schilder-Boeck, Haarlem, 1604, fol. 286 r; Hirschmann O. Hendrick Goltzius als Maler, 1600-1617. Den Haag, 1916, S. 63, nr. 6; Reznicek E. K. J. Het begin van Goltzius loopbaan als schilder. - Oud Holland, 1960, LXXV, p. 39, e. v.; Cat. 1962, p. 56; Jost I. Goltzius, Durer et le collectionneur de coquillages Jan Govertsz.- La Revue du Louvre et des Musees de France, 1968, 18, p. 58, fig. 2; Reznicek E. De achtste tronie van de schelpenverzamelaar.- Essays in Northern European Art, Presented to Egbert Haverkamp-Begemann at his sixtieth birthday. Doornspijk, 1983, p. 209-212, afb. 1.
От: Bira,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|