картина Интерьер с женщиной у верджинелаЭМАНУЕЛ ДЕ ВИТТЕ ( WITTE, EMANUEL DE) Алкмар, ок. 1617 - Амстердам, 1692 Ученик натюрмортиста Эверта ван Алста. В 1639-1640 жил в Роттердаме, с 1641 - в Делфте, а с 1652 - в Амстердаме. Писал церковные интерьеры, жанровые сцены, композиции на мифологические сюжеты, а также портреты, виды гаваней и рынков. Холст, масло. 77,5 X 104,5 см. Происхождение: вероятно, собр. короля Яна Собеского, Виланов, 1696; антиквариат Сюлли, Лондон; Сай, Париж; княгиня де Бролье, Париж (П. де Хох); антиквариат Н. Бетса, Амстердам; Ф. Клейнбергер, Париж; А. ван дер Вен, Девентер; Д. Катц, Дирен; О. Ланц. Амстердам, 1941; с 1948 в пользовании Государственной инспекции изобразительных искусств.
Исключительно сильное воздействие пространства этого домашнего интерьера сближает его с многочисленными церковными видами Эмануела де Витте. Впечатление глубины достигается здесь не только с помощью линейной перспективы, но и благодаря искусному распределению пятен солнечного света, проникающего в комнаты сквозь окна и двери. Они образуют на переднем плане геометрический рисунок, который наслаивается на изящный узор изразцового пола, порождая ощущение редкого единства свето-воздушной среды. Лица изображенной женщины мы не видим даже в зеркале, висящем над инструментом. Слева, на кровати с балдахином, различимы очертания головы лежащего мужчины. Судя по одежде и шляпе, брошенным на стул, это - офицер. Сквозь дверной проем в глубине видна служанка, подметающая комнату. Окно за ее спиной позволяет разглядеть часть улицы. Как и внутренние виды церквей де Витте, этот интерьер создан воображением художника. От него веет зачаровывающей игрой пространства и света, спокойной, несколько меланхоличной атмосферой, в которой будто слышатся нежные звуки верджинела. Было высказано несколько предположений о скрытом значении сцены. Едва различимые на картуше над дверью кольца со склоненными пальмовыми ветвями истолковываются Э. де Ионгом как эмблемы брачного обязательства, а игра на музыкальном инструменте - как намек на любовь. Существует мнение, что изображение мужчины, слушающего музыку, символизирует страдание от любовной меланхолии, причем музыка служит лекарством от печали. Исследователи по-разному датируют эту картину (1660, 1665 или 1665-1670) 3. Вариант композиции находится в Музее изящных искусств в Монреале. Выставки: Роттердам, 1925; Лондон, 1929. № 307; Роттердам, 1935, № 128, репр. 96; «Ver-meer tentoonstelling», Амстердам, Рейксмузе-ум, 1935, № 133; Гаага, 1946, № 63; Утрехт, 1916, № 92; «Paintings looted from Hollands, США, 1945-1946, № 45; Дижон, 1950, № 39, репр.; «Hollander des 17. Jahrhunderts», Цюрих, Кунстхаус, 1950, № 180; Рим, 1954, № 182, репр. 46; «Masterpieces of European Painting, 1490- 1840», Оттава, Национальная галерея Канады. 1960. № 36, репр.; Париж, 1965, № 60, репр! XXVII; Токио. Киото, 1968-1969, № 76, репр.; Брюссель, 1971. № 119, репр. с. 140; «Tot Lering en Vermaak», Амстердадм, Рейксмузеум, 1976, № 76, репр.; Филадельфия, Берлин, Лондон, 1984, № 127, репр. НО. Литература: Cat. 1962, р. 156; Manke I. Emanuel de Witte, 1617-1692. Amsterdam, 1963. nr. 241, Abb. 45; Jongh E., de. Emanuel de Witte (1617-1692). Interieur.-Openbaar Kunsttezit, 1968. 12, nr. 9; Cat, 1972, p. 226, afb. p. 88. Шедевры западноевропейской живописи XVI-XIX веков из собрания музея Бойманс - ван Бенинген ( Каталог выставки в музее Эрмитаж)
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|