Опубликовано: Ноябрь 5, 2013
Музей историко-художественного наследия Индонезии. Кута. Бали.
(Museum Budaya Nusantara (Indonesian Heritage Art Museum), Bali, Kuta, Jl. Setiabudi, 10) В самом крупном и деловом туристическом центре острова Бали, в Куте, наиболее любознательные отдыхающие могут найти небольшой, но весьма познавательный музей, содержащий коллекции художественных ремесел, национальной одежды и различных исторических артефактов практически со всех островов Индонезийского архипелага. Каждый раздел экспозиции посвящен культуре одного из островов, так, если у туристов недостаточно времени или денег, чтобы посетить каждый остров Индонезии, то они могут хотя бы получить общее представление об островах и их жителях, зайдя в этот музей. У любого посетителя музея остается яркое впечатление от разнообразия культурной и общественной жизни островов Индонезии – каждый остров предстает как целый мир, самобытный, уникальный, хранящий особый колорит и собственный вкус жизни. Мусульманский остров Ява, бережно хранящий реликвии некогда существовавших там буддийских и индуистских государств (храмы Прамбанан и Борободур), а так же следы сложных исторических связей с Голландией, христианизированная по большей части Суматра, таящая древнюю магию и культ предков народа батаков, острова Флорес и Сумбава, культура которых тесно переплетается с влияниями Африки и Португалии… Все это – Индонезия, где проживает более 300 этнических групп, единое государство, вмещающее в свои границы грандиозное разнообразие культур, традиций, религиозных и философских учений, историко-культурных связей с Европой и с другими странами Азии. Недаром на государственном гербе Индонезии надпись, которую можно перевести как «единство – в многообразие», пожалуй, именно эта фраза верно и лаконично передает сущность индонезийского общества и суть индонезийской культуры. Собственно, об этом и музей! Отделы музея посвящены как определенным островам, так и отдельным ремеслам. Есть отделы тканей, традиционных деревянных масок, кукол-марионеток, женских украшений. В отделах, представляющих культуру разных островов, зритель может ознакомится с этнографией каждого острова, получить краткую информацию о народонаселении, культуре, религии, истории, географии и социальном устройстве. Обширная экспозиция посвящена искусству изготовления масок – театральных, ритуальных, масок-оберегов. Эта экспозиция называется «D’topeng Kingdom” (название можно перевести как «Королевство Масок»), содержит около одной тысячи экспонатов и занимает три зала на втором этаже музея. Маски из разных остовов Индонезии представляют историческую и художественную ценность – есть маски, сделанные в XVIII веке, а есть и современные. Эта экспозиция создана благодаря стараниям семейной пары коллекционеров и меценатов Элли и Рено Халсамер, проживающих в городе Сурабайя и владеющих сетью ресторанов. Сотрудник музея в отделе коллекции традиционных тканей в технике «батик». Отдельная экспозиция музея представляет различные разновидности тканей в технике «батик», особенно популярной ныне на Бали и Яве. Производство батика весьма трудоемкое, даже при наличии современных высоких технологий, мастера предпочитают традиционные способы производства. Так, берется кусок материи и на него наносятся контуры будущего узора, потом те части узора, которые не должны закрашиваться, покрывают воском. Кусок материи погружают в краску. Вот готов узор одного цвета. Теперь этот покрашенный участок покрывают воском, а тот участок, который должен быть окрашен в другой цвет, от воска освобождают. Кусок материи погружают в краску другого цвета. Вот готов узор ещё одного цвета. Процесс повторяется до тех пор, пока не прокрасят весь кусок ткани. И чем более разноцветный узор ткани, тем, соответственно, сложнее и дольше процесс производства. В качестве материи может быть как шелк, так и хлопок. Батик считается художественным наследием государственной важности – в Индонезии, в дни национальных государственных праздников, считается обязательным для местных жителей носить костюм или хотя бы шарфик, сделанные из ткани «батик». В периоды ритуалов и важных церемоний в храмах на Бали прихожане обязательно носят одежды из батика, даже если в повседневной жизни они предпочитают синтетику и джинсы. Так, традиции изготовления батика и пошива одежды с давних пор благополучно дожили до наших дней и продолжают развиваться и процветать. Самый ценный батик – «дворцовый батик». Ткань, расписанная в технике «дворцовый батик», с мельчайшими узорами, с разными оттенками и с особым ароматом. В процессе производства этой ткани, в минеральные краски добавляют ароматические масла сандалового дерева или же цветов чемпака или франжипани (плюмерии). Так что «дворцовый батик» не только красив своими тонкими искусными узорами, но ещё и обладает благородным и долго сохраняющимся даже после стирки ароматом. В качестве материи – шелк, иногда так же и хлопок очень тонкой выделки. «Деревенский батик» прост и небогат цветовым разнообразием – как правило, всего два или три цвета используются в его производстве, горчичный, темно-синий и темно-коричневый. В качестве материи – хлопок, подчас грубо выделанный, «узловатый». Разновидность батика «Хококай» отличается орнаментами в японском или китайском стиле, этот вид батика возник в 1942 году, когда китайские предприниматели открыли компанию по производству батика Пекалонган. В наши дни производители батика не ограничивают свою фантазию, помимо традиционных узоров используют мотивы индийских узоров, изображения китайских драконов, павлинов и фениксов, японские узоры с ветками сакуры, европейский геометрический орнамент и даже экспериментируют с авангардными геометрическими композициями. Исторический отдел музея особенно богат артефактами периода Маджапахит (1293 – 1500-е г.г.). Датой основания империи Маджапахит считается 10 ноября 1293 года - дата коронации великого яванского владыки по имени Раден Виджайя. Подданные империи Маджапахит исповедовали индуизм и буддизм. Империя Маджапахит достигла своего расцвета в период 1350 – 1389 г.г., когда правил прославленный Хаям Вурук, неутомимый полководец и мудрый дипломат, вместе со своим премьер министром Гаджа Мада, присоединивший к яванской империи обширные территории современного Сингапура,Филлипин, Брунея, Малайзии, южной части Тайланда, острова Флорес и Тимор. Жители острова Бали иногда гордо называют себя «людьми Маджапахит», в память о великой империи, ведь они не приняли ислам и сохранили древние традиции и индуистскую веру. Фрагмент терракотового декора. Период Маджапахит. Ява. Культура Восточной Явы представлена на экспозиции моделью традиционного дома, резной куклой для теневого театра и различными произведениями резьбы по дереву. Отдельная экспозиция посвящена театру теней в Индонезии. Театр теней ваянг кулит признан частью мирового культурного наследия организацией UNESCO от 7 ноября 2003 года. Вообще, существует три основных разновидности теневого театра в Индонезии – ваянг кулит, ваянг голек и ваянг каручил (или клитик). Куклы театра теней из коллекции музея. Ваянг кулит – театр теней, распространенный на Яве и на Бали, куклы для которого плоскостные, они вырезаны из спрессованной кожи животных (собственно, слово «кулит» переводится как «кожа»). Другая разновидность теневого театра – ваянг голек. Куклы для этого театра создаются из дерева, и они объемные. Большинство исследователей склоняются к версии о том, что родина этого театра в Китае, и именно китайские купцы в XVII веке привнесли свое влияние на северное побережье острова Ява и популяризировали кукольный театр. Театр ваянг кулит считается более традиционным и аутентичным, тогда как ваянг голек – более новый и возникший под влиянием как китайской, так и европейской культуры кукольных театров. Представления ваянг кулик, как правило, на сюжеты из Рамаяны и Махабхараты, или реже на темы местных мифов, легенд и сказок. Тогда как ваянг голек – как правило представляет сюжеты из истории Ислама, популярные нравоучительные притчи про Амир Хамза, дядю пророка Магамета, мир Ему и слава, а так же притчи яванских религиозных мусульманских деятелей. Еще одна разновидность кукольного театра – ваянг каручил или ваянг клитик. Фигуры кукол для этого театра такие же плоскостные, как и фигуры кукол ваянг кулит, но сделаны они не из кожи, а из тонких деревянных дощечек. Сюжеты представлений ваянг каручил как правило происходят из легенд и сказаний древних королевств восточной Явы – Дженггала, Кедири и Маджапахит. Большой популярностью пользуются среди народа юмористические сценки из истории про двоих деревенских веселых парней Радена Панджи и Чинделарас и про их борцовского петуха, или, напротив, серьезные патриотические эпические сюжеты на темы подвигов героя государства Маджапахит по имени Дамарвулан.
Идол, изображающий духа предка, из Ириан Джая. Особый интерес для любителей «дикой» экзотики представляет отдел музея, в котором собрана коллекция вещей и предметов из штата Ириан Джайя. Ириан Джайя, штат в составе Индонезии, представляющий культуру народа папуа. Несмотря на то, что большинство папуасов идентифицируют себя как христиан, протестантов, методистов или же католиков, в их общественной жизни очень сильны древние анимистические представления (вера в одушевленность всех вещей и объектов и в их магическую силу) и культ предков. Папуасы производят пальмовое масло, выращивают ротанг для изготовления плетеной мебели. Особой экзотической красотой отличаются национальные костюмы папуасов – плетеные из бисера юбки, сделанные из ракушек и волокон кокосового ореха массивные ожерелья. Резьба по дереву очень высоко развита в связи с культом предков – резные деревянные статуи служат вместилищем для душ предков, иногда, в эти статуи вмонтируют даже реальные человеческие останки. Огромный интерес представляет коллекция традиционного боевого оружия папуасов и охотничьих приспособлений. Боевые щиты папуасы расписывают минеральными красками – белилами и красной охрой. Белый цвет призван привлечь защиту добрых духов, а красный цвет символизирует воинскую силу и кровь, пролитую врагами. Изображения ящериц или крокодилов как правило связаны с поклонением этим рептилиям как прародителям рода человеческого, по поверьям папуасов. Просто абстрактные геометрические узоры то же не лишены смысла и содержания. Каждый клан, каждая семья имеет свои символический узор, так, узор на щите – своего рода «паспорт» воина, который говорит о происхождении воина, о его социальном статусе, о его семье. И в бою честь воина – это так же воинская честь и авторитет его рода. Боевые щиты папуасов. Штат Ириан Джая. Индонезия. Начало ХХ века. Так, музей Индонезийского историко-культурного наследия в Куте для посетителей приоткрывает «окно» знаний в целый мир по имени Индонезия. Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, независимый арт критик, куратор выставок. Все фотографии выполнены автором статьи с любезного разрешения администрации музея. по теме:
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru,  
Похожие темы:
|