галерея картин Айвазовского И.К. (Ivan Constantinovich Aivazovsky )
Быстрый переход в разделы:
1 часть -религиозные сюжеты
2 часть - открытое море
3 часть - морские пейзажи
штиль, буря, среди волн
батальные марины
батальные картины, 2 часть
горы на картинах Айвазовского
7 часть - морские пейзажи, прод.
Пять самых известных картин Айвазовского
Русский художник Иван Айвазовский совершил настоящий прорыв в искусстве, изобразив очень атмосферно и реалистично море на холсте. Увлечение Айвазовского морем началось еще в Академии, когда он создал свой первый морской пейзаж для традиционной академической выставки. Это увлечение Иван Айвазовский пронесет через всю свою жизнь. Лучшие работы русского художника изображают бурное море, а также морские сражения - золотые страницы истории русского военно-морского флота. Мы отобрали для вас пять знаменитых картин художника, несколько морских пейзажей и батальных сцен. Чесменский бой
Иван Айвазовский в этой картине ссылается на сцену сражения - победу русского флота над турецким в Чесменском сражении, которое произошло ночью в 1770 году. Немного об истории В Чесменской бухте российский военно-морской флот одержал победу над самым сильным в мире в то время турецким флотом. Казалось бы, турецкий флот имел все преимущества - существенное превосходство в силе флота, резерве береговых батарей, хорошем расположении и славу самого сильного военно-морского флота в мире. Однако, после нападения части российского флота на суда и наземные турецкие батареи с дальнего расстояния, один из турецких кораблей взорвался. Ночью в бухту прибыла оставшаяся часть российского флота, включая пожарные корабли. Русские отправили в бухту 4 пожарных корабля (специально переоборудованные небольшие суда флота, которые предназначались для поджога линейных кораблей противника). Только один из них под командованием лейтенанта Ильина достиг цели и вступил в бой с линейным кораблем. Русские моряки подожгли пожарное судно и увезли его от туда на лодке. Вскоре линейный корабль взорвался и запустил цепную реакцию: также загорелись и взорвались еще несколько судов. Затем неорганизованного врага атаковал российский флот. Огромный турецкий флот, самый сильный на то время, был почти полностью уничтожен за одну ночь. Русские послали несколько лодок, чтобы вывезти по крайней мере несколько турецких кораблей из ада (лодка видна на картине), но сумели спасти только один линейный корабль. Ни один из этих 9 линейных кораблей русских не был поврежден, а из 16 турецких линейных кораблей 15 были взорваны или сожжены, как и многочисленные вспомогательные суда. Русские потеряли 11 человек, которые были убиты в сражении. Потери турков исчислялись тысячами. В картине Ивана Айвазовского полностью передан ужас сражения. Радуга Уже любимая тема Ивана Айвазовского - кораблекрушение. И в то же время новые, не привычные ранее для русского портретиста, цветовые решения. Оставшиеся в живых, которые, возможно, провели всю ночь в лодке полузатопленного корабля, видят радугу. Радужное отражение играет в брызгах воды, окрашивая бушующее море в радостные и теплые тона. И у людей в лодке поднимается настроение и они чувствуют надежду. Пушкин на берегу Чёрного моря Картина была написана Иваном Айвазовским к 50-летней годовщине со дня смерти русского поэта Александра Пушкина во время дуэли. Айвазовский встречался с Пушкиным, и великий поэт хорошо сохранился в памяти художника. Иван Айвазовский написал пейзажную часть картины, а Илья Репин - фигуру Александра Пушкина. На картине Пушкин, находившийся в изгнании в Одессе, также отправляется в изгнание, но на этот раз в село Михайловское. «Прощай, свободная стихия!...» А. С. Пушкин / «На берегу моря» Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями История этой битвы произвела очень сильное впечатление на русского художника. В 1829 году 18-пушечный бриг «Меркурий» под командованием капитана Казарского встретился с двумя линейными турецкими кораблями (всего 184 пушек). Парусное вооружение не позволяло ему избежать боя. Русские офицеры и матросы решили принять бой. В результате двухчасового сражения бриг «Меркурий» смог нанести тяжелое поражение сначала одному линейному кораблю, выведя его из боя, а затем нанести серьезный ущерб другому, в связи с чем ему пришлось также покинуть битву. Сам бриг был сильно поврежден и едва вернулся в российский порт Севастополь. Но при этом его человеческие жертвы были минимальными. Конечно, ситуация, изображенная на картине Ивана Айвазовского, едва ли точна - для брига было бы самоубийством входить в коридор между турецкими линейными кораблями. Один залп - и бриг затонул бы. Скорее всего, бриг, обладая лучшей маневренностью, использовал это особое преимущество над медленными линейными кораблями. Картины Айвазовского с названиями и описанием (клик для увеличения в отдельном окне и подробного описания):Кавказ Лодка в море Рассекая волны Спасённые Разговор на берегу Всемирный потоп Хаос (Сотворение мира) Сошествие Ноя с Арарата Крещение армянского народа. Клятва перед Аварайской битвой (Полководец Вартан Мамиконян) Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой Девятый вал Морской пейзаж В бурю Марина Море Морской вид при луне Буря на ледовитом океане Черное море ночью Корабль у берега Кораблекрушение Черное море Облака над морем, штиль Среди волн Море Солнечный день Буря у берегов Ниццы Буря Корабль "Мария" во время шторма Дарьяльское ущелье Морское сражение при Ревеле (9 мая 1790) Взятие русскими матросами турецкой кочермы Чесменский бой Синопский бой (ночью) Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года Синопский бой Бой парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фехти-Буленд" Десант Н. Н. Раевского у Субаши Захват пароходом "Россия" турецкого военного транспорта Смотр Черноморского флота в 1849 году Караван в оазисе. Египет Сцены из каирской жизни Вид моря с гор при закате солнца Цепи Кавказских гор Аул Гуниб в Дагестане Вид на Тифлис Вид Тифлиса Лунная ночь. У родника. Отара овец в бурю Буря на море ночью
Биография Айвазовского И. К. Айвазовский, Гайвазовский, Иван Константинович родился 17(29).7.1817 в горде Феодосия, умер 19.4(2.5).1900, там же. Российский живописец, мастер морского пейзажа. Сын мелкого торговца-армянина. В 1833 - 37 учился в петербургской Академии художеств у М. Н. Воробьева и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор академии, с 1887 года почётный член Академии художеств. Член ряда европейских академий. Много путешествовал, с 1845 жил в Феодосии. А. уже в 1840-х гг. завоевал мировую славу эмоциональной приподнятостью своих картин, с их тяготением к пафосу и героике, точностью и быстротой кисти. Неповторимая особенность творчества Айвазовского - в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей ("Девятый вал", 1850, Русский музей, Ленинград). Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Иван Константинович посвятил многие картины подвигам русских моряков ("Чесменский бой", "Наварринский бой", обе - 1848, Феодосийская картинная галерея им. А.). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах художника стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах ("Чёрное море", 1881 г., Третьяковская галерея), сдержанных по цвету, он пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Айвазовский создал около 6 тыс. картин (неравноценных по художественному качеству), много рисунков и акварелей. Лит.: Барсамов Н. С., И. К. Айвазовский, М., 1967. © Большая советская энциклопедия., адапт. текст Бирюков О. Детские и юношеские годы, учёба и раннее творчествоИван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян) появился на свет в Феодосии 29 июля 1817 г. Его отец – Константин Григорьевич Айвазовский, армянин по национальности, женился на соотечественнице-армянке по имени Рипсиме. У Ивана (или Ованеса – такое имя ему дали при рождении) было три сестры и брат Габриэл (при рождении – Саргис), впоследствии ставший армянским историком и священником. Константин Айвазовский был купцом, изначально вполне преуспевающим, однако в 1812 г. он разорился вследствие эпидемии чумы. Ещё в детстве Иван Айвазовский проявил незаурядные художественные и музыкальные способности — например, он без посторонней помощи освоил игру на скрипке. Яков Христианович Кох, архитектор из Феодосии, был первым, кто заметил художественные таланты юного Ивана, и преподал ему начальные уроки мастерства. Он снабжал Айвазовского карандашами, бумагой, красками, а также привлёк внимание А. И. Казначеева, градоначальника Феодосии, к талантам мальчика. Айвазовский закончил феодосийское уездное училище, затем был принят в симферопольскую гимназию при содействии градоначальника, который к тому времени уже превратился в почитателя таланта юноши. Вслед за этим он был зачислен в Санкт-Петербургскую Академию художеств (обучение в которой производилось за счёт государства), благодаря рекомендации немецкого живописца Иоганна Людвига Гросса — первого учителя рисования у юного Айвазовского. В Санкт-Петербург шестнадцатилетний Иван Айвазовский приехал в 1833 г. В 1835 г. пейзажи Айвазовского «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» удостоились серебряной медали, художника назначили помощником модного французского пейзажиста Филиппа Таннера. Последний запретил Айвазовскому писать самостоятельно, но юный художник продолжал рисовать пейзажи, и осенью 1836 г. на выставке Академии художеств были представлены пять его картин, все они получили благосклонные отзывы критики. Но Филипп Таннер подал жалобу на Айвазовского царю, и по указанию Николая I все работы художника были сняты с выставки. Айвазовский был помилован спустя полгода. Его перевели в класс военной морской живописи под руководством профессора Александра Ивановича Зауэрвейда. Спустя несколько месяцев обучения у Зауэрвейда, Айвазовского ждал невиданный успех — осенью 1837 г. он был награждён Большой золотой медалью за картину «Штиль», заслужив тем самым право на путешествие в Крым и в Европу. Период творчества с 1838 по 1844 гг.Весной 1838 г. художник поехал в Крым, где прожил до лета 1839 г. Главной темой его творчества стали не только морские пейзажи, но и батальные сцены. По предложению генерала Раевского Айвазовский принимал участие в военных действиях на Черкесском побережье в долине реки Шахе. Там он произвёл наброски для будущего полотна «Десант отряда в долине Субаши», которое написал позже; затем это полотно приобрёл Николай I. К осени 1839 г. живописец возвратился в Санкт-Петербург, 23 сентября ему был вручён аттестат об окончании Академии художеств, первый чин и персональное дворянство. В этот период времени Айвазовский стал вхож в круг художника Карла Брюллова и композитора Михаила Глинки. Летом 1840 г. художник вместе со своим товарищем по Академии Василием Штернбергом отправились в Италию. Конечной целью их путешествия был Рим, по пути они останавливались во Флоренции и в Венеции. В Венеции Айвазовский завёл знакомство с Н. В. Гоголем, а также посетил остров св. Лазаря, где встретился со своим братом Габриэлом. Обосновавшись в южной Италии, в Сорренто, он работал в своей уникальной манере — проводил на открытом воздухе лишь непродолжительное время, а в мастерской воссоздавал пейзаж, импровизируя и предоставляя волю фантазии. Картину «Хаос» приобрёл папа римский Григорий XVI, выдав в награду живописцу за эту работу золотую медаль. «Итальянский» период творчества художника считается очень удачным и с коммерческой точки зрения, и на взгляд критики — так, работы Ивана Константиновича заслужили высокую оценку английского живописца Уильяма Тёрнера. Парижская академия художеств наградила картины Айвазовского золотой медалью. В 1842 г. Айвазовский посетил Швейцарию и Германию, затем отправился в Голландию, оттуда — в Англию, позже побывал в Париже, Португалии и Испании. Не обошлось без происшествий — в Бискайском заливе попал в шторм и чуть не пошёл ко дну корабль, на котором плыл Иван Константинович, и в парижской прессе появилась информация о гибели художника. Осенью 1844 г. Айвазовский после четырехлетнего путешествия вернулся на родину. Дальнейшая карьера, период с 1844 по 1895 гг.В 1844 г. Иван Константинович удостоился звания живописца Главного морского штаба, в 1847 г. — профессора Санкт-Петербургской Академии художеств. Он был почётным членом пяти Академий художеств европейских городов — Париж, Рим, Флоренция, Штутгарт, Амстердам. Основу творчества Айвазовского составляла морская тематика, он создал серии портретов городов крымского побережья. Среди художников-маринистов Айвазовскому нет равных — он запечатлел море как бурную стихию с грозными пенящимися волнами, и в то же время им написаны многочисленные пейзажи удивительной красоты, изображающие рассветы и закаты на море. Хотя среди полотен Айвазовского есть и виды суши (в основном горные пейзажи), а также портреты — море, несомненно, является его родной стихией. Он был одним из основателей Киммерийской школы пейзажной живописи, передающей на полотне красоту Черноморского побережья восточного Крыма. Его карьеру можно назвать блестящей — он имел звание контр-адмирала и был награждён множеством орденов. Общее количество работ Айвазовского превышает 6000. Айвазовскому была не по душе столичная жизнь, его неудержимо тянуло к морю, и в 1845 г. он вернулся в родной город — Феодосию, где прожил до конца своей жизни. Он получил звание первого почётного гражданина Феодосии. Он был не только выдающимся художником, но и меценатом — на заработанные средства основал школу искусств и картинную галерею. Айвазовский прилагал много усилий к благоустройству Феодосии: он инициировал постройку железной дороги, которая соединила Феодосию и Джанкой в 1892 г.; благодаря ему в городе появился водопровод. Его интересовала и археология, он занимался охраной памятников Крыма, участвовал в археологических раскопках (часть найденных предметов была передана в Эрмитаж). На собственные средства Айвазовский возвёл новое здание Феодосийского историко-археологического музея. Палестинскому обществу, которое возглавлял И. И. Чайковский, брат знаменитого композитора, Иван Константинович подарил свою работу «Хождение по водам». Завершение карьеры и последние дни живописцаАйвазовский умер 2 мая 1900 г. в Феодосии, достигнув преклонного возраста (он прожил 82 года). До последнего дня Айвазовский писал – одно из его последних полотен называется «Морской залив», а картина «Взрыв турецкого корабля» осталась незавершённой из-за внезапной смерти художника. Незаконченная картина так и осталась на мольберте в мастерской живописца. Иван Константинович похоронен в Феодосии, в ограде средневекового армянского храма. Спустя три года вдова живописца установила на его могиле мраморное надгробие – саркофаг из белого мрамора работы итальянского скульптора Л. Биоджоли. В 1930 году в Феодосии был установлен памятник Айвазовскому перед одноимённой картинной галереей. Живописец представлен сидящим на пьедестале и всматривающимся в морскую даль, в его руках – палитра и кисть. СемьяАйвазовский был женат дважды. Впервые он женился в 1848 г. на англичанке Юлии Гревс, дочери петербургского доктора. В этом браке, продлившемся 12 лет, родились четыре дочери. Вначале семейная жизнь была благополучной, затем в отношениях супругов появилась трещина – Юлия Яковлевна хотела жить в столице, а Иван Константинович предпочёл родную Феодосию. Окончательный развод состоялся в 1877 г., а в 1882 г. Айвазовский женился повторно – его супругой стала Анна Никитична Саркисова, молодая купеческая вдова. Невзирая на то, что супруг был почти на 40 лет старше Анны Саркисовой, второй брак Айвазовского был удачным. Любопытен тот факт, что многие из внуков великого живописца пошли по его стопам и стали художниками.
фото: Общественное достояние
Загружено: VaLeNt
Aivazovsky, Ivan Constantinovich (1-8)
Скрыть комментарии (2)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|
Отличный фильм для тех, кто интересуется творчеством Ивана Константиновича "Эффект Айвазовского". Док. фильм (Россия, 2016)
1
Художник с неординарным талантом. Наверное, лучший маринист из русских живописцев по меньшей мере. В то же время автопортрет прекрасно демонстрирует, что и в передаче живости лица, в частности, прямого взгляда прямо на зрителя Айвазовский преуспел.
2