Эдуард Огюст Мане наряду с такими мастерами, как
Пьер Огюст Ренуар, Эжен Делакруа,
Камиль Коро и
Гюстав Курбе поправу является выдающимся художником-импрессионистом.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже в довольно обеспеченной семье. Одно время отец Мане занимал высокий пост в Министерстве юстиции. В середине 1830-х Огюст Мане был рекомендован на должность судьи в главном суде департамента Сены. Талантливый юрист и высоковластный человек Огюст Мане хотел видеть своего сына крупным юристом, который продолжил бы его дело, но уж никак не художником. Вся проблема была в том, что Эдуард увлекался рисованием и живописью и совершенно не интересовался законотворческими книжками в толстом «адвокатском переплёте». К тому же подлинную любовь к искусству в нём развивал его дядя Фурнье – коллекционер и знаток живописи. Вместе с дядюшкой Эдуард посещал Лувр, изучал полотна Веласкеса, Гойи, Эль Греко и многих других маститых художников Испании. Художественные образы и испанские мотивы глубоко впитались в его душу, и стали частью его оригинального художественного видения. Именно благодаря стараниям настойчивого Фурнье Эдуард Мане начал посещать занятия живописи в колледже. Учился рисованию Мане за счёт дяди, который и оплачивал его занятия искусством.
В 1850-х годах Мане поступил в мастерскую Тома Кутюра, чья художественная манера была достаточно академична и суха. Мане тяготила «безвоздушность» полотен Кутюра. Они казались ему искусственными и «мёртворождёнными».
В течение долгих лет учебы Мане осваивал живописную технику великих мастеров, посещал Лувр как можно чаще, много и охотно путешествовал. Чтобы лучше понять работы великих живописцев Возрождения, он побывал в Италии, Голландии и Германии.
Своё существование как свободного художника Мане начал в 1856 году, когда окончательно завершил обучение в мастерской Кутюра. Но в последующие пять лет молодого живописца ждало глубокое разочарование и лёд непризнания со стороны жюри тогдашних выставок современного искусства. Лишь в 1861 году полотна Эдуарда Мане получили всеобщее одобрение и внимание просвещённой публики. «Портрет родителей» и «Гитарреро» стали первыми картинами, которые были приняты в Салоне и принесли их автору желанный успех.
В начале 1860-х годов большое внимание художник сконцентрировал на воплощении портретов и жанровых сюжетных сцен. В основном Мане изображал представителей французской богемы, различные сюжеты на испанские темы.
Несколько отличной от общей тематики работ художника, но в то же время содержащей в себе все основные мотивы его ранних работ является картина «Уличная певица» (1862). На картине изображена Викторина-Луиза Меран, которая долгие годы являлась моделью Мане. Это полотно находится далеко за океаном в Музее изящных искусств в Бостоне.
На картине изображена юная дама с застывшим взглядом и задумчивым выражением лица. Женщина показана в плотном костюме с наслоением ткани и складок одежды. «Игра» с контурными линиями женского силуэта: то подчёркивание контура, то его слияние с фоном, напоминает способ изображения в работах Ж.-Б. Шардена и других представителей нидерландской школы живописи. Отчасти картина имеет сходство с полотнами Веласкеса, изображающими сцены из народной жизни.
Для картины характерен общий колористический набор. Художником активно используются оттенки бежевого, коричневого, серого, чёрного, оттенки охры. Тёмная дверь на заднем плане гнетёт своей мрачностью и массивностью. Чёрная шляпка на голове женщины практически сливается с призрачной, тенистой фоновой поверхностью.
Фигура женщины изображена, по всей вероятности, напротив одного из баров или кабаре. Левой рукой она прижимает к себе гитару и одновременно придерживает кулёк жёлтого цвета с вишней. Данный живописный мотив пересекается с более ранней работой Мане 1859 года «Мальчик с вишнями». Правой рукой женщина касается горстью сочных спелых вишен к своим губам, из которых только что лилась сладкая красивая мелодия.
Эдуард Мане любил и высоко ценил гитарную музыку. В частности, особо сильное впечатление на художника оказали концерты андалузского гитариста Уэрта, которого он изобразил на полотне «Гитарреро» в 1860 году. Творческой энергией и вдохновением музыки и танца художник насыщал и многие последующие свои живописные творения.
Лицо молодой дамы немного печально, она погружена в свои раздумья. Грустью наполнены её черты и взор. Портрет эмоционально окрашен, широк в плане внутренних переживаний. Перед нами всего один миг из жизни певицы, но насколько полно представлен её образ, созданный Мане.
Изображение вполне «гладко» выписанное, с традиционной для академической живописи прорисовкой. Полотно изобилует контрастными сочетаниями чёрного и красного, чёрного и белого. Жёлтая обёртка из-под вишни выглядит, чуть ли не единственным ярким пятном. На тёмном фоне молодое лицо выглядит светлым и совсем бескровным. В картине слабая освещённость, отчего все краски смотрятся приглушёнными, как будто они потускнели с течением времени. Нет воздуха и чувства открытого пространства. Нет импрессионистического ощущения бескрайности световоздушной среды. Напротив, для картины характерна графичная манера воплощения. И образ женского костюма сугубо графичен и строг. Строгие линии чёрных оборок усиливают ощущение графичности, линейности, выверенности, что в целом не свойственно для живописи.
Между тем образ предельно реалистичен и жизнен. Несмотря на «прохладу» красок, строгость линий и не характерный сюжет для последующего творчества Мане от картины исходит тепло, а сквозь слои масляной краски ощущается сама жизнь.