ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

« Этнографический музей, Ханой, Вьетнаммузейный центр БОРОБУДУР (Magelang Regency, Java Island, Indonesia) »
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru


Опубликовано: Май 27, 2013

ХРАМ МЕНДУТ, остров Ява, Индонезия (Magelang Regency, Java Island, Indonesia)


Света луч попал
В этот темный зал.
Вижу – Будда на троне, в лике его - я покой познал!
Слева и справа сидят Бодхисаттвы.
Время не ведет бег свой в стенах сих.
Здесь нет перемен, просто – тишина.
Всё - единый звук, сердца стук притих.
Мир умолк, в тиши – жизнь сама слышна.
Тихо и в душе, след простыл страстей,
Смысла больше нет в вечной суете.
Счастье – лишь обман в круговерти дней,
Дух теперь летит к радостной мечте,
К синим небесам,
Там, где царит Нирвана…

Сануси Пане, 1933 (поэтический перевод с индонезийского языка – Я.Н. Лукашевская)

 ХРАМ МЕНДУТ, остров Ява, Индонезия (Magelang Regency, Java Island, Indonesia)

Храм Мендут – один из выдающихся яванских памятников храмовой архитектуры VIII века, то есть времени расцвета династии Шайлендра, периода, когда экономика и культура древней Явы достигли высот развития и прогресса, жизнь народа не была омрачена ни голодом, ни войнами, ни природными катаклизмами. В эти прекрасные времена были созданы все благоприятные условия для развития монументального строительства. Тогда возник великий Боробудур, и чанди Мендут, по единодушному мнению многих ученых, является частью грандиозного архитектурного храмового ансамбля Боробудур, несмотря на свою значительную удаленность от Боробудура. Дело в том, что Боробудур – по сути, огромная ступа – священное сооружение и культовый символ для поклонения Будде, это храм, но необычный, словно бы «надетый» на природный холм, храм, в котором нет внутреннего пространства, а поклонение происходит под открытым небом в процессе кругового обхода по часовой стрелке вдоль восьми ярусов. Скорее всего, прежде чем пойти на поклон в Боробудур, в чанди Мендут совершались необходимые церемонии. С него начиналось торжественное религиозное шествие, и в наши дни, паломники, идущие в Боробудур, начинают свой путь с чанди Мендут, который функционирует в наши дни и как храм, и как музей.

Несмотря на свой сравнительно небольшой размер, чанди Мендут выглядит поистине монументальной постройкой, благодаря мастерски подобранным пропорциям и моделировке архитектурных форм и самого силуэта, издалека напоминающего гигантский корабль, вход воспринимается как нос, алтарная часть, расширяющаяся и трапециевидная напоминает корму, а возвышающийся храм с резными фризами похож на раздувшийся на ветру парус. Такая ассоциация не случайна – корабль с древних времен считается священным на островах Индонезии, ведь он служит основным источником дохода за счет морской торговли, он спасает людей в периоды наводнений, он полон заморских товаров, он – залог благополучия и процветания на островах.

Кроме того, в строительстве часто работали люди, которые занимались так же конструированием кораблей, что свойственно для любой талассократии (морского государства). В чанди Мендут ощутим высокий вкус к большим масштабам, к спокойным плоскостям и выверенным пропорциям, подобно мелодии гимна дающим чувство спокойной величественной гармонии. Постройка храма, поставлена на своего рода террасный постамент, ступенчато возвышающийся, как будто подводящий медленно и постепенно каждого входящего к сакральному центру. Мотив «террас» продолжается в венчании храма – наверху мы видим несколько ступенчатых ярусов, сводившихся к изящной башенке, до наших дней не сохранившейся в первоначальном виде, возможно, выглядевшей в форме остроугольного треугольника, напоминающего венчание паруса. Уступы кровли украшены зубцами и небольшими резными деталями в форме колоколов-ступ, что является явным указанием на единство архитектуры Мендут с архитектурой Боробудура.

Вход внутрь чанди Мендут
 
Вход внутрь чанди Мендут

В чанди Мендут поражает гармония совершенно противоположных по архитектонике идей – легкость и пластичность силуэта и тяжесть, массивность стен и фундамента. Здесь чувствуется рука и фантазия людей, хорошо знакомых с корабельным делом. Как силуэт корабля – массивный, величественный, монументальный, в то же время – маневренный, легкий подвижный, так и силуэт храма, словно скользящий в окружающем пространстве, разверзающий накаленный полуденным солнцем воздух джунглей. Но, как корабль, прочно сделанный и сколоченный плотно, способный сопротивляться штормам, храм выложен из крупных каменных квадратных массивных плит, которым не страшны разрушительные ливни и ветра, землетрясения и нашествия врагов.

 Бодхисаттва Праджняпарамита

Бодхисаттва Праджняпарамита

Суровая мощь массивных монолитов стен смягчена утонченными рельефами, выполненными виртуозно, декоративно, даже можно сказать мелодично. Фигуры Бодхисаттв обрамлены витиеватыми цветочными орнаментами, поражающими сложностью и изяществом рисунка. В наши дни эти рельефы чанди Мендут считаются одним из лучших и древнейших шедевров яванского искусства. В рельефе, изображающем Бодхисаттву Праджняпарамиту (Бодхисаттва Совершенной Мудрости), ощутима классическая уравновешенность и строгость пропорций. Здесь органично и виртуозно по своей простоте решено взаимоотношение тектонической основы плоскости стены и декора.

Изображение бодхисатвы Ваджрапани
 
Изображение бодхисатвы Ваджрапани

Рельефы храма Мендут богаты по своему сюжетному и стилистическому разнообразию. Здесь есть серия рельефов на темы нравоучительных джатак, историй, связанных с предыдущими воплощениями Будды Гаутамы. Здесь угадываются сюжеты четырех популярных джатак – «Джатака о Будде, бывшем индюком, победившим павлина в соперничестве за невесту», «Джатака о Будде, бывшем попугаем, рассказавшем брахману о похождениях его неверной жены», «Джатака о Будде, бывшем обезьяной, перехитрившей жадного крокодила», «Джатака о Будде, бывшем крабом, схватившем за горло ненасытного пеликана». Джатаки похожи на незамысловатые народные сказки, они, как басни Эзопа, в повествовательной и развлекательной форме несут нравственные истины о том, как следует поступать и каких пороков нужно избегать. Так, некрасивый индюк победил красивого, но нахального и гордого павлина в соперничестве за невесту, потому что скромность и доброта всегда должны одерживать победу над заносчивостью и наглостью. Попугай рассказал о похождениях жены брахману, потому что любая тайна и грех рано или поздно разоблачаются. Крокодил предлагал обезьяне «помощь», предлагал сесть ей себе на спину и перевести её на берег, где больше бананов, но обезьяна поняла его хитрость! Так же нужно отказываться от соблазнов таких «помощников», как жадность и корысть. Пеликан обхитрил рыбу, обещал перенести рыбу в своем клюве в чистое прозрачное озеро из грязного пруда, но на самом деле всю рыбу он съел. Но жадность столь сильно им овладела, что, съев всю рыбу, он не остановился, он решил съесть и краба – но краб своими клешнями перекусил шею пеликану. Так же, ненасытная жадность бывает губительна для людей, а на каждую хитрость найдется ещё больше хитрости.

Много рельефов чанди Мендут посвящены весьма нечасто встречающимся в буддийской иконографии божествам – Харити и Атавака. Будда сделал их покровителями детей. Эта «парочка» была некогда злостными демонами индуистского пантеона, они могли нагнать ураган или разрушительную засуху, могли заразить детей какими-нибудь ужасными болезнями, требовали себе почитания и жертв, но стоило им узнать об Учении Будды, они тут же приняли Учение и встали на праведный путь буддийской веры, перестали чинить мелкое зло и безобразие, стали помогать всем живым существам. Харити стала доброй покровительницей детей, ей молятся, когда дети капризничают или болеют. Атавака (или Панчика), супруг Харити, так же покровительствует развитию детей, их благополучию и успеху в учебе.
 
Рельеф, изображающий Панчика Атавака в окружении детей и древ жизни.

Рельеф, изображающий Панчика Атавака в окружении детей и древ жизни

 

Рельефы чанди Мендут перекликаются по композиционно-пространственному решению с рельефами Боробудура, здесь та же ясность форм, та же реалистичная трактовка динамики жестов и мимики персонажей, поэтичность и изумительная красота осязаемой пластики человеческих фигур, изящество контуров в трактовке ветвей деревьев и плавность линий растительных и геометрических орнаментов.


Рельеф, изображающий Харити – покровительницу детей с младенцем на руках

Рельеф, изображающий Харити – покровительницу детей с младенцем на руках

Трудно представить себе, чтобы образ Харити с младенцем был лишь подсмотренным где-то вариантом образа святой Марии. Трудно судить, были знакомы строители Боробудура с образами христианства или нет, но образ матери и младенца близок и понятен каждому народу, каждой культуре, это самый святой из всех возможных образов, ведь это символ вечной и всепобеждающей жизни. Образ матери и младенца знаком в мировом художественном искусстве со времен каменного века, задолго до появления образов христианства, образ этот возникал во всех частях земного шара; в независимости друг от друга, разные художники находили один и тот же прекрасный источник для вдохновения. Эта яванская Мадонна – шедевр, ничуть не уступающий величию образов мастеров живописи итальянского Возрождения! В мягких контурах юного женского лица ощутимо теплое чувство материнской нежности и любви, пухлые губы сложены в едва уловимую спокойную полуулыбку, исполненную счастья и заботы. Очертания полных пухлых круглых грудей, налитых молоком, источником жизни и роста ребенка, перекликаются с очертаниями спелых плодов манго и мангустинов, что виднеются на могучих ветвях деревьев справа и слева от фигуры женщины – богини Харити.

Чанди Мендут не столь знаменит, как Боробудур, но составляет вместе со своим величественным современником единый культовый архитектурный ансамбль, пожалуй, самый протяженный по величине архитектурный ансамбль в мире, ведь расстояния между храмом Мендут, Павон и Боробудур охватывает несколько километров. Сейчас сложно предполагать, как выглядел ансамбль первоначально, возможно, Боробудур возвышался над высохшим ныне озером, полным лотосов и рыб, а дороги, соединяющие все три храма в единое целое, пролегали через живописный рукотворный сад с множеством цветов и растений. Так или иначе, переходя от чанди Мендут к чанди Павон, а затем – к великому храму Боробудур, мы и ныне совершаем сакральный путь паломников, как некогда подданные династии Шайлендра. Мы идем, молясь о лучшем будущем, уповая на помощь и заступничество высших сил, загадывая желание, с трепетом прикасаясь к древним статуям и восхищаясь удивительным творением человеческого гения и упорного труда множества людей, великолепием искусства, немеркнущего в веках.

 

Лукашевская Яна Наумовна,
историк искусства, независимый арт-критик, куратор выставок
Фотографии выполнены автором статьи с любезного разрешения администрации музея.

 

Какой подарок привезти из Таиланда?
Бали. Галерея искусств в «Лесу обезьян». Убуд
Музей искусства стран Тихоокеанского региона. Бали. Нуса-Дуа. (Museum Pasifika. Bali, Nusa Dua, BTDS Area Block P) картины
Музей «Таман Гили» Бали, Клунгкунг (Семарапура).
Дом-музей Адриана Ле Мейера. Бали, Санур.
Бали. Денпасар. Музей художника Густи Нгурах Геде Пемечутан
Убуд. Художественный музей, Бали
Музей Бали. Денпасар
Истина и разнообразие балийской живописи.
художник Гобанг ( Индонезия, Бали ), биография, картины
Ньоман Рупа

 


Вам могут быть интересны следующие ресурсы: