ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход


 
Выставки
 

Выставка к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского.

Выставка к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского.

29 июля 2016 – 20 ноября 2016

Адрес проведения: Крымский Вал, дом 10, 60-62 залы.

Третьяковская галерея вновь знакомит зрителя с творчеством Ивана Айвазовского. Художник по праву считается первооткрывателем настоящего русского морского пейзажа – самого сложного в исполнении вида живописного искусства. Он сам заслуженно стал «открытием» второй половины XIX в.


Подробнее...

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Май 15, 2012

Музей Бали. Денпасар

 

Внутренний двор музея Бали в Денпасаре

 

 Вид на двор музея со смотровой башни «кулкуль»

 

Остров Бали богат не только своими знаменитыми во всем мире дорогими курортами с живописными пляжами и экзотическими ресторанами. Щедро одарила судьба этот тропический остров в юго-восточной части Индонезийского архипелага талантливым народом, чтущим многовековые традиции индуизма и не перестающим вдохновляться сюжетами древних сказаний священных для индуистов книг Махабхараты и Рамаяны. В XV- XVI в.в, когда усиливалось влияние и политическая значимость ислама на острове Ява, многие яванские индуисты предпочитали иммигрировать на остров Бали, особенно – представители традиционной индуистской творческой интеллигенции, среди которых было много талантливых ремесленников, резчиков по дереву, скульпторов, живописцев, изготовителей традиционных масок и ритуальных костюмов. Так, постепенно сама история способствовала тому, чтобы остров стал идеальным местом для творчества и центром художественной культуры Индонезийского архипелага.  В XIX – XX вв на острове поселяются художники из европейских стран, и когда в ХХ веке наступает переосмысление колониального прошлого, представители европейской интеллигенции осознают, насколько величественна и богата история и культура стран Азии, насколько ценно и значимо для человечества художественное наследие азиатских народов.  В ХХ веке европейские художники и меценаты часто выступают инициаторами создания музеев в Индонезии.

 

Идея создания историко-художественного музея Бали возникла в 1910 году, и её инициаторами были как представители голландской колониальной администрации (Ф. Дж. Кроон), так и короли удельных балийских княжеств-королевств (Гасти Багус Джелантик, король Карангасема и Гасти Кетут Джелантик, король Булеленга).  В качестве места для будущего здания музея был выбран участок, где прежде располагался дворец короля удельного балийского княжества-королевства Бадунг, разрушенный и дотла сожженный голландцами в ходе жестокой битвы в 1906 году, вошедшей в историю под названием «Пупутан в Денпасаре».  Название битвы «пупутан» переводится как «битва до последней капли крови». Воины княжества Бадунг в своем вооружении и в качестве подготовки уступали в десяток раз голландской колониальной армии, но не сдались, не шли на переговоры, а сражались изо всех сил. Когда же исход битвы стал окончательно очевиден, все оставшиеся в живых воины (около 250 человек) по команде в один момент покончили жизнь самоубийством, чтоб не сдаваться врагу. Конечно, эта непреклонность и отвага в борьбе за независимость и пугала, и восхищала голландцев.  Современный городской парк напротив музея получил название этой битвы – Таман (парк) Пупутан…

 Статуя Сугривы. XIX век. (Сугрива – сын бога солнца Сурии, король обезьян, который помог Раме вернуть похищенную возлюбленную Ситу).

 Статуя Сугривы. XIX век. (Сугрива – сын бога солнца Сурии, король обезьян, который помог Раме вернуть похищенную возлюбленную Ситу).

 

 По согласовании с ведущими художниками Бали, как местными так и европейскими иммигрантами, было решено сделать музейный комплекс в архитектурном стиле, объединяющим элементы традиционной балийской храмовой и дворцовой архитектуры.  Главное здание музея было завершено к 1925 году и в начале функционировало в качестве выставочного зала, где представляли свои работы на суд широкой публике современные художники Бали.  В течении семи лет, с 1925 года по 1932 год, шел процесс собирания коллекции исторических материалов, археологических артефактов и так же антикварных вещей, представляющих историко-культурную ценность. Каждая вещь, которую предполагалось включить в музейную коллекцию, проходила строгий отбор специальной экспертной комиссии, членами этой комиссии были голландские историки, археологи и художники, такие как В.Ф. Статтерхейм, Г.И.Грайдер, Г.М. Хендрикс, Д.Р. Горис и В. Спиес.

 Музей Бали. Денпасар. Крестьяне у бананового дерева. Деревянная скульптура 1970х годов

 Крестьяне у бананового дерева. Деревянная скульптура 1970х годов

 

Торжественное официальное открытие музея произошло 8 декабря 1932 года. Тогда была провозглашена серьезная цель музея - сохранить для потомков произведения традиционного искусства и ремесла острова Бали, а так же собрать ценные исторические материалы для изучения культуры острова Бали. 

Уже сама архитектура музея представляет важное историко-культурное значение. Главным архитектором музейного комплекса был П. Дж. Мооджен, и ему мастерски удалось воплотить здесь элементы традиционной дворцовой и храмовой архитектуры Бали, при этом создав идеальное музейное пространство, отвечающее соответствующим функциям. Здания музейного комплекса по своей архитектуре близки к строениям традиционного дворцового и храмового комплекса  –  треугольной формы типичные для балийской архитектуры ворота «чанди бентар» открывают путь в обширный внутренний двор, где возвышается смотровая башня «кулкуль».

 

Слева от входа - небольшой «домашний» храм, посвященный духам предков, и в глубине двора доминанта всего комплекса  -  трехэтажное здание с богато декорированным фасадом, увенчанное черепичной крышей.  Открытая беседка с правой стороны от входа, где находится касса музея, книжный киоск и служба охраны, воспроизводит необходимый практически в каждом доме на Бали (тем более – во дворце) элемент – беседка, где происходят ежедневные встречи родственников и друзей, где можно укрыться в прохладной тени от полуденного зноя и где в дни церемоний располагается традиционный музыкальный оркестр гамелан и устраиваются ритуальные танцы.

 

 Вход в западный флигель музея и голландская пушка XVII века

 

Коллекция музея дает обширное представление о духовной и материальной культуре балийцев. Коллекция народной деревянной скульптуры знакомит с персонажами индуистской мифологии, почитаемыми на Бали, а так же с сюжетами и образами из повседневной жизни крестьян и горожан, с забавными и изящными образами животных, с традиционной декоративной резьбой по дереву. Деревянная скульптура Бали разнообразна по стилистике, по сюжетам и образам, но всегда в ней безошибочно угадывается национальный вкус балийских мастеров, внимательных к деталям, наблюдательных, влюбленных в природу и людей родной земли. Балийские мастера предпочитают не канонически статичные образы божеств индуистского пантеона, а живые, динамичные и непосредственные образы, дающие волю воображению и каждый раз поражающие своей выразительностью. Изображая жанровые сценки, мастера стремятся отобразить наиболее типичные и легко узнаваемые образы крестьян в тени бананового дерева во время полуденного отдыха, рыбаков, сушащих сети и укладывающих в плетеные корзины улов, рыночных торговок фруктами с широкими добродушными улыбками, пастухов, неторопливой  размеренной походкой ведущих свои стада, ремесленников, сосредоточенно прищурившихся над очередным деревянным бруском, словно бы стараясь разглядеть контуры будущего шедевра, детей, беззаботно играющих или склонившихся над тетрадками…

 Деревянная скульптура 1970х годов. Крестьянин, готовящий к бою петуха.

 

Деревянная скульптура 1970х годов. Крестьянин, готовящий к бою петуха.

Примечательна скульптура, изображающая крестьянина, готовящего к бою своего боевого петуха. Традиция петушиных боев возникла в Юго-Восточной Азии, а в частности на Бали, за несколько тысячелетий до н.э., о чем свидетельствуют древние наскальные рисунки и другие археологические артефакты.  В наши дни бой петухов является полулегальной азартной игрой, но прежде петушиные бои носили исключительно ритуальный характер и были связаны с поклонением богу солнца и с жертвоприношениями духам.

 Хозяин боевого петуха-победителя. (Современная фотографии из коллекции автора)

Хозяин боевого петуха-победителя. (Современная фотографии из коллекции автора)

Бой петухов символически воплощает борьбу двух противоположных начал, пролитая петухами кровь считается приношением богам плодородия, а жизнь побежденного петуха – даром для бога солнца. Хотя ритуальное и символическое значение этого зрелищного действа во многом утрачено ныне, до сих пор участие в петушиных боях считается среди народа почетным (хотя и не всегда это поощряется официальными властями), а хозяева боевых петухов верят, что их питомец непременно приносит им удачу.

Выразительность моделировки истощенного обнаженного тела хозяина петуха, сосредоточенного выражения его лица, напряженности его позы, достигается путем жизненной наблюдательности мастера, ремесленной сноровкой и тонким чувством восхищения повседневной жизнью. Драматический динамизм образа подчеркнут движением, разворачивающимся по горизонтали –снизу от руки хозяина вверх – к фигуре петуха, словно бы на глазах зрителя взобравшегося на верх плетеной корзины. Скульптурная композиция в целом, при всей смелости и новизне решения и непосредственности взгляда безымянного ремесленника, вписывается в классический овал, что придает художественную визуальную завершенность образу этой изумительной по своему жизненному правдоподобию жанровой сценке.

Скульптурные образы не перестают удивлять своей выразительностью и разнообразием, богатством воображения простых ремесленников и оригинальностью художественных решений. Сколь изящна фигура богини луны Ратих, прекрасна и тонка ее фигура, божественной чистотой и спокойствием веет от ее лица и  задумчивого взгляда.

 Богиня Ратих. Индуистская богиня луны сидит на голове демона, которую отрубил сам Вишну. 1930е г.г.

Богиня Ратих. Индуистская богиня луны сидит на голове демона, которую отрубил сам Вишну. 1930е г.г.

Огромную ценность представляет собой коллекция живописи – от традиционных безымянных работ ремесленников на сюжеты из Рамаяны, выполненных минеральными красками на рисовой бумаге, до авангардных шедевров мастеров XX века.

 Живопись балийских художников всегда легко узнать по особым ярким «тропическим» краскам, по динамичности композиций, по удивительно тонкому чувству красоты типичной для Бали богатой и разнообразной природы. В своих картинах традиционные мастера придерживаются многовековой балийской индуистской традиции, смешавшей в себе индийские, яванские и тайские влияния, в то время как авангардные мастера кисти смело экспериментируют со смелыми цветовыми сочетаниями, с экстравагантными образами, перенимая некоторые элементы у европейских коллег.

 П.Н. Вардана. Храмовая церемония. 1969.

П.Н. Вардана. Храмовая церемония. 1969.

 

Художник Путу Нгурах Вардана (1933 г.р. из города Синграджа на Бали) учился в городе Мадуин на острове Ява, потом долгое время работал оценщиком в художественных галереях, а с 1979 по 1987 г.г. работал оценщиком на крупнейших художественных аукционах, что несомненно расширило его профессиональный кругозор, открыло возможность взглянуть как бы со стороны на жизнь мировой художественной культуры и собственное место в ее контексте, а так же повлияло на формирование вкуса и художественное видения в русле международных художественных тенденций и творческих направлений современности.

В своей картине «Храмовая церемония»  художник П.Н. Вардана объединяет традиционный балийский сюжет с импрессионистической художественной манерой и некоторыми чертами кубизма в решении отдельных деталей и в качестве эмфазы наиболее значимых композиционных элементов.  Колорит картины усиливает нотки мистицизма и эзотерический характер образов, синий индиго драматически сочетается с черными контурами ночных облаков, силуэтами крыш храмов и башен, пестрые расцветки одежд людей и ярко-рыжие вспышки факелов вызывают ассоциацию с узорами традиционных тканей, а подвижность форм и свето-теневая игра словно бы метафорически воплощают застывшие в красках ноты музыки ритуального оркестра. 

 

 Ни Маде Кадженг Цветы 1969

 Ни Маде Кадженг Цветы 1969

Работы другого балийского художника 1960-х продолжают традицию голландского натюрморта с его спокойным колоритом, с простотой и реалистичностью форм, которая ничуть не противоречит внутреннему символизму и широте ассоциации.  Колорит построен на контрасте зеленого, красного и белого, это «противостояние» разворачивается на нейтральном фоне древесного желтовато-коричневатого цвета. Ваза с цветами, доминанта всей композиции, смещена от оси симметрии, но это не вносит диссонанса в композицию, художник мастерски уравновешивает композицию углубляя художественное пространства темно-коричневой драпировкой и активной игрой свето-тени.

Букет белых и красных лилий – словно бы любование двумя противоположностями, красный огонь и белый воздух, красный, цвет страсти и силы, и белый, цвет созерцательного покоя и чистоты.  В традиционной балийской культуре цветы рассматриваются и как чисто декоративный элемент пространства дома или сада, так и как ритуальное подношение духам и богам. Цветы белого цвета, как правило, посвящаются Шиве – белый цвет покоя и гармонии призван уравновешивать «разрушительное» начало этого божества индуистского пантеона, в своем танце рушащим все отжившее, а цветы красного цвета – подношение Брахме, богу-создателю жизни, ведь считается, что красный цвет усиливает созидательную энергетику.

 И Ваян Кайэ. Ворота храма. 1970

И Ваян Кайэ. Ворота храма. 1970

И Ваян Кайэ в своей картине показывает красоту и уникальность существующей только на острове Бали архитектурной традиции. Ритуальные ворота своей ступенчатой формой символизируют путь духовного совершенствования, а так же и легендарную гору Меру. Приглушенные тона колорита и нейтрально-серый фон призваны подчеркнуть и выделить красоту архитектуры, гармоничность силуэта ритуальных ворот.

 Ваянг Кэмбанг. Рисовое поле 1980 г. Фрагмент

Ваянг Кэмбанг. Рисовое поле 1980 г. Фрагмент

В 1980-е годы усиливается интерес к национальной культуре и художественной традиции, увлечение западными стилями в искусстве идет неразрывно с популяризацией традиционных балийских жанров и стилей. Картины художников Ваянг Кэмбанг, Ваян Пудех, Джагра являют собой ярчайшие образцы национального стиля.

 Джагра картина Танец Баронг 1980 г.

Джагра Танец Баронг 1980 г.

 

Художник, вошедший в историю под псевдонимом Джагра, что значит «Просветление», создал в 1980х г.г. ряд произведений на темы из индуистской мифологии, а так же картины с изображением сцен ритуалов, танцев и жанровых сюжетов из повседневной жизни балийцев. Картина «Танец Баронга» - яркая иллюстрация в традиционном стиле наиболее популярного на Бали ритуального  танца, когда четыре хорошо подготовленных танцора поддерживают огромный костюм, изображающий мифологического персонажа Баронга, собаку-льва, божество, сражающееся со злом и помогающее душам очиститься от грехов, приобрести благоприятную карму и перерождение. В наши дни балийский «Баронг» стал своего рода одним из «брендов» этого популярного среди туристов со всего мира острова – его изображают на сувенирах для туристов, на футболках и майках, чашках и брелках. Однако же, Баронг не утратил своего символического и серьезного ритуального значения в жизни и культуре балийского народа.

 Ваянг Пудех. Деревня Пенестанан рядом с Убудом. 1980 г. Музей Бали. Денпасар.

Ваянг Пудех. Деревня Пенестанан рядом с Убудом. 1980 г.

Образы традиционной деревни и крестьянского труда становятся все более и более привлекательными в эпоху интенсивного роста мегаполисов и отдаления человечества от своих корней, от естественной, размеренной и непритязательной жизни в гармонии с природой. Идиллический образ традиционной деревни Пенестанан, что рядом с городом Убуд на Бали, вызывает сентиментальное настроение покоя медитативной созерцательности и непосредственное ощущение тесного сосуществования с богатой прекрасной тропической природой. Колорит картины, насыщенный яркими красками, словно бы таит в себе отблески лучей яркого рассветного тропического солнца, восходящего из-за широкого океанского горизонта над раскидистыми листьями пальм и над равнинной зеленью рисовых полей, над соломенными крышами крестьянских селений и своими лучами насыщающего цветы джунглей еще большей яркостью и сочной многоцветностью.

 Ниоман Тусан. картина Божества плодородия. 1993. Музей Бали. Денпасар.

Ниоман Тусан. Божества плодородия. 1993.

Оригинальное решение для воплощения традиционной балийской темы нашел художник Ниоман Тусан в своей картине «Божества плодородия». Сочетая традиционный образ с абстракционистской художественной традицией, художник создает узнаваемый мотив, в равной степени символичный и декоративный.  Крестьяне Бали и в наши дни создают небольшие треугольной формы «куклы» из соломы, рисовых колосков и пальмовых листьев – эти «куклы», как считается, служат пристанищем для духов плодородия, приносящих удачу крестьянам, или же воплощают Деви Шри, богиню рисового урожая.  В абстрактной форме словно бы оживают на полотне образы простых крестьянских «кукол» - оберегов, каждая из которых наделена художником  индивидуальным выражением лица, приобретая новое современное звучание и обогащаясь декоративной выразительностью.  Реалистическая портретность лиц-масок в  общем абстракционистском контексте художественного решения,  вместе с национальной традиционностью темы, подчеркивает особую творческую натуру художника,  его свободное владение художественными приемами различных стилей и направлений.

Отдельные залы Музея Бали посвящены многовековой и насыщенной драматическими событиями истории острова Бали. В исторический раздел коллекции входит бронзовая ритуальная скульптура и храмовая утварь, обнаруженная входе археологических раскопок в различных частях острова, в частности в пещерном храмовом комплексе Гунунг Кави (Пещера Слонов), созданном в XI веке во времена правления Анака Вингсу, брата легендарного яванского властителя Аирланги.

 Статуя Гаруды из храмового комплекса Гунунг Кави на о. Бали. Бронза. XI век.

Статуя Гаруды из храмового комплекса Гунунг Кави на о. Бали. Бронза. XI век.

 

В зале музея, посвященном истории колонизации острова Бали, выставлены исторически ценные документы и фотографии, иллюстрирующие непростую историю борьбы балийского народа за независимость и сложный путь установления дипломатических отношений с зарубежными странами.

 Балийские воины в борьбе с голландскими колонизаторами. Фотография второй половины XIX века.

Балийские воины в борьбе с голландскими колонизаторами. Фотография второй половины XIX века.

 

В флигеле музея, где представлена этнографическая коллекция, зритель может ознакомиться с различными ритуальными костюмами балийцев, узнать о символике ритуальных танцев, увидеть богатые свадебные костюмы и головные уборы, образцы тканей из разных регионов Бали.

 Головной убор и шейное украшение невесты. Начало XX века. Музей Бали. Денпасар.

Головной убор и шейное украшение невесты. Начало XX века.

Коллекция ритуальных костюмов в Музее Бали одна из наиболее богатых, а просторный зал и современный подход к формированию экспозиции позволяет посетителям музей рассмотреть детали костюмов с разных сторон и получить полноценное представление о традиционной ритуальной танцевальной культуре Бали.

 Традиционные костюмы танцоров танцев Крис и Баронг. XX век. Музей Бали. Денпасар.

Традиционные костюмы танцоров танцев Крис и Баронг. XX век.

На территории музея современные художники и ремесленники выставляют и продают свои работы разных стилей и жанров, что делает музей одновременно и центром современной художественной жизни города Денпасар. Многие произведения современных мастеров иллюстрируют сюжеты из Рамаяны и Махабхараты, столь популярные среди зарубежных туристов и местных жителей, посещающих музей.

 Художник Путу Эшли продает свои работы во дворе Музея Бали.

Художник Путу Эшли продает свои работы во дворе Музея Бали.

В наши дни Музей Бали в Денпасаре пользуется все большей популярностью среди туристов из разных стран мира, среди специалистов, знатоков и любителей истории и искусства.  В непосредственной близости от музея находится городской парк Таман Пупутан, а так же живописный по своей архитектуре и важный по своему значению в жизни горожан храм Джагатнатха.

 Ступенчатый алтарь храма Джагатнатха, посвященный верховному божеству балийского индуистского пантеона, Ида Санг Хьянг Видхи.

Ступенчатый алтарь храма Джагатнатха, посвященный верховному божеству балийского индуистского пантеона, Ида Санг Хьянг Видхи.

 

Лукашевская Яна Наумовна,         © wm-painting.ru

 историк искусства, независимый арт критик

(все фотографии выполнены автором статьи)






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.

следующая информация будет вам интересна:
Убуд. Художественный музей, Бали (Ubud.Museum Puri Lukisan.(Jl.RayaUbud)) »