ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
информер
 

 
картина месяца
 

« Живопись Индонезии
От: Волков Олег


Опубликовано: Январь 14, 2008

Истина и разнообразие балийской живописи

Художественный критик Путу Вирата Двикора считает, что единый доминирующий стиль балийской живописи постепенно исчезает, так как все виды искусств подчиняются влиянию культуры и общества.

Хорошо это или плохо, но в мире балийского искусства сегодня происходят значительные изменения. В течение последних пяти лет представители основной школы сталкиваются с огромным разнообразием жизни.

Более четверти столетия в работах критиков балийского искусства постоянно звучала Санггар Девата Индонезия (СДИ) – ассоциация балийских художников из Института искусств в Джакарте. Это объединение художников было барометром развития современного искусства Бали. Санггар Девата была основана в семидесятых годах двадцатого века Ньоманом Гунарса, Маде Вианта, Панде Супада и Вайн Арсана.

Вдохновением для работ Ньомана Гунарса служили балийские жертвоприношения, балийские танцовщицы, Камасанский кукольный театр теней. Гунарса использовал западный метод рисования, который он изучал в художественной школе. Недавно появившийся Ньоман Ераван использует свои знания философии Хинду, чтобы усилить впечатление от своих икон. Религия балийцев Агама Хинду Дхарма- это симбиоз индуизма и буддизма.

Балийские традиции в современном изобразительном искусстве появились в начале восьмидесятых годов двадцатого века. Резонансом они распространялись последующие 25 лет. Выросло число поклонников Еравана; каждая из его работ демонстрирует насколько он серьезен в выразительных формах и насколько это правдиво для него. Поленг (ткань в черно-белую клетку), китайские монеты, храмы, жертвоприношения, использование резко контрастирующих красок - основные характеристики работ молодых балийских художников, появившихся за последние 25 лет. Многие из них кардинально пересмотрели столь знакомые темы: обряд кремации, ритуальные танцы баронг, рангда, барис, рейанг, различные маски и т.д.

Балийский абстрактный экспрессионизм – это словно вызов традиционной культуре Бали. Вплоть до появления Санггар Девата Индонезия в семидесятых годах двадцатого века в балийской живописи доминировал сельский стиль, который сохранился со времен правления Клунгкунгов (могучей царской династии на Бали). Примерами являются Камасанский Вайасанский стиль Клунгкунгов, Убудский и Батуанский стиль и т.д. Вплоть до образования в пятидесятых годах двадцатого века союза художников «Пита Маха» (в переводе значит «великое сияние») живопись была связана рамками строгих традиций. Основателями этого объединения были Рудольф Бонне, Вальтер Шпис и Чокорда Геде Агунг Сукавати. До «Пита Маха» живопись воспринималась как средство для вознесения молитв, но не Богу, а королевскому дворцу, который был олицетворением божественного начала. Художники работали у дворца, выражая тем самым свою преданность религиозному сообществу. Густи Кетут Кобот – вайангский художник из живописного места Пенгосекан в Убуде, вспоминал свое счастливое детство, когда он помогал расписывать ритуальное покрывало во дворце Убуда. «Я благодарен, что у меня была такая возможность. А за работу нас кормили», - говорил он.

Стиль Батуан - 1950 г., Милосердные животные, Ида Багус Маде Тогог, 55 x 31 см. темпера и тушь на бумаге, музей Нека

Стиль Батуан - 1950 г., Милосердные животные, Ида Багус Маде Тогог, 55 x 31 см., темпера и тушь на бумаге, музей Нека

Темой традиционных убудских картин были вайанги (яванские кукольные представления), истории о богах, популярные народные анекдоты. Искусство отображало жизнь общества. Художники никогда не подписывали свои работы, и всегда гордились, если их студенты копировали работы своих учителей. Имитация картины означала, что художник достиг статуса гуру - наивысшей чести для балийца.

После смерти их учителя Вальтера Шписа в 1942 году во время японской бомбежки корабля и возвращения Рудольфа Бонне в Голландию, ассоциация «Пита Маха» распалась. Но общий дух организации сохранился, состоявшие в ней художники, такие как Густи Кетут Кобот, Анак Агунг Геде Собрат, Ида Багус Маде продолжили традиции «Пита Маха». И сегодня влияние ассоциации чувствуется в работах молодых художников. Например, в работах Вираната чувствуется влияние Шписа. Его поэтичные ландшафты Бали прекрасно передают лучи падающего света на листву, великолепно выписаны тела фермеров на фоне рисовых полей.

1966 г.  Густи Кетут Кобот, Битва Курусектры, 70 x 141 см.,  темпера на холсте

1966 г., Битва Курусектры, Густи Кетут Кобот, 70 x 141 см., темпера на холсте, музей Нека

 

За периодом «Пита Маха» в 1950-е –1960-е годы появился нанве стиль, сильное влияние на который оказал голландский художник Эри Смит. Этот стиль стали называть стилем молодых художников. Его характеристиками являются основные цвета, четкие контуры и тяжелые мазки для передачи человеческих форм и других предметов. Пенгосеканский стиль появился в Пенестанане, деревне в районе Убуд. Для него характерны крупные планы птиц, листьев.

 

Стиль Убуд - 1971 г., Петушиный бой, Ида Багус Темпера и тушь на холсте

Стиль Убуд - 1971 г., Петушиный бой, Ида Багус, темпера и тушь на холсте, музей Нека

На территории Бали существует огромное количество общин художников, чьи работы отображают единый дух, в них общая тематика, техника, использование определенных цветов. Это единство идет от общего желания баньяр, наименьшей общины в деревнях Бали; жители баньяр объединены религией, традициями и эмоциональными настроениями своей общины.

Этот объединяющий нюанс стал центральной точкой в искусстве острова. Но это также является и причиной малого количества каких-либо изменений и инноваций в работах балийских художников. Ида Багус Маде, Густи Кетут Кобот, Анак Агунг Геде Собрат, Нгурах Кресна Кепакисан, Маде Мейя и другие остались верными своему общему стилю, несмотря на сильное влияние зарубежных художников из Явы, Ломбока, Европы и Америки. Вместе они хранят ценность их стиля.

В конце 70-х годов двадцатого века профессор Ида Багус Мантра, научный и художественный критик, который стал губернатором Бали в 1979 году, выдвинул идею о проведении Фестиваля искусств Бали. Идея выпускника Индийского университета Кханти Никетан была важным шагом в стремлении сохранить подлинный Бали, исконные традиции которого подвергались опасности в связи с растущим потоком туристов на остров. Многие балиийцы оказались под влиянием культуры туристов, приезжающих на остров всего на пару недель. Профессор Агунг Маде Йелантик помнит как в семидесятые годы появилось много молодых балиийцев, отращивающих длинные волосы, которые слушали рок и поп музыку, и в результате оркестры гамелан, исполняющие завораживающую музыку в основном на ударных инструментах быстро исчезли. Исчез также и гонг геде (ударный металлический самозвучащий музыкальный инструмент), а кассеты с поп-музыкой заполонили остров, по словам Йелантика на ритуальных праздниках все больше стало звучать популярных песен, а не народных.

Молодые балиийцы, получившие образование в Джакарте в институте искусств, такие как Маде Вианта, Ньоман Гунарса, Панде Супада, Вайан Сика, Арсана, Ньоман Ераван, Маде Дьирна, Маде Будхьяна, оказались перед художественной дилеммой. В течение 5 лет, начиная с начала восьмидесятых, полемика об утрате самобытности острова набирала силу. Люди боялись потерять философские основы культуры Бали и остров становился не более, чем культурными руинами бездушных людей, ставших лишь обслуживающим персоналом для туристов.

 

Стиль молодых художников - 1987 г.,  Кетут Таген, Процессия,  63 x 126 см., масло, холст, музей Нека

Стиль молодых художников - 1987 г., Процессия, Кетут Таген, 63 x 126 см., масло, холст, музей Нека

В период правления Мантры Денпасарский университет Удайна стал предлагать учебную программу по изобразительному искусству. Программа по изучению искусства и дизайна была направлена на сохранение традиций. Профессора Дай Калам и Гунг Вайан Сидера, выпускники Бандунгского технологического университета, а также другие лекторы защищали местные художественные традиции, рассказывая о них школьникам независимо от специальности на которую они учились.

Школы «Пита Маха» и молодых художников, Батуана и Пенгосекана, Камасанских Клункунгов продолжали свое существование с небольшими изменениями; зарубежные художники по-прежнему приезжали в Убуд. Такие художники, как Аффанди, Абдул Азиз, Срихади, Эри Смит, Антонио Бланко были среди тех, кто мигрировал в район Убуд, они принесли с собой новые стили живописи, которые резко отличались от местных балийских. Создавалось впечатление, что местные художественные традиции сопротивлялись зарубежной интервенции. Ида Багус Мада говорит, что стили и темы его картин ценны тем, что при взгляде на них, понимаешь, что написаны они не на Бали, а в других уголках мира. Такое личное убеждение в отсутствии балийской самобытности превалирует среди художников Санггарр Девата Индонезия. Эти художники не согласны быть просто наследниками великих традиций.

Стиль Санггарр Девата стал барометром современной балийской живописи, именно этот стиль четко прослеживается в современных живописных школах Бали. Более четверти века стиль Санггар Девата привлекает к себе пристальное внимание. Как насчет абстрактного экспрессионизма, который сделал его таким популярным среди студентов художников, владельцев галерей и кураторов выставок? Может он представляет новый коллектив Бали, группу, которая находит социальное выражение в баньяре? Его также можно рассматривать и как форму социального сопротивления тем, кто выступает против интервенции изобилующих электронных медиа или туризма. Несмотря на господство стиля Санггар Девата, более молодые художники бросают вызов принципам СДИ. Почему каждый предмет искусства должен соотноситься с балийской сущностью? Какова её уместность и что понимается под сущностью в применении к сегодняшней жизни, в особенности к области искусства? В основе желания укрепить балийское самосознание лежит культурное сопротивление. Туризм, с начала 70-х годов повлиял на изменение этнического облика острова, его культуры и даже экономики. Социальный мир Бали также изменился, многие испытывают отчуждение от национальной культуры. Архитектура, стиль одежды, кухня, манера общаться подверглись значительным изменениям. Бали продолжает испытывать культурный шок.

 

Современная живопись Бали - 1976 г., Потеря невинности, И Вайян Айджин Тисна, 57 x 62 см., музей Нека

Современная живопись Бали - 1976 г., Потеря невинности, Ай Вайян Айджин Тисна, 57 x 62 см., музей Нека

Современные художники Бали поддерживают национальную культуру. Их согласие проявляется на картинах, написанных в стиле Санггар Девата, который влияет на современную балийскую живопись сегодня. Стремление молодых балийских художников сохранить самобытность Бали стала главным принципом в мире балийского искусства сегодня.

 

Смотрите также раздел современной балийской живописи на сайте:

Момент впечатления, Гобанг, 2006 год

 по теме:

Современная живопись Индонезии - галерея картин

Музей историко-художественного наследия Индонезии. Кута. Бали.
Музей искусства стран Тихоокеанского региона. Бали. Нуса-Дуа. (Museum Pasifika. Bali, Nusa Dua, BTDS Area Block P) картины
Бали. Денпасар. Музей художника Густи Нгурах Геде Пемечутан
Убуд. Художественный музей, Бали (Ubud.Museum Puri Lukisan.(Jl.RayaUbud))
Музей «Таман Гили» Бали, Клунгкунг (Семарапура).
Бали. Галерея искусств в «Лесу обезьян». Убуд
Дом-музей Адриана Ле Мейера. Бали, Санур.
Музей Бали. Денпасар





Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.

Реклама:


Увеличить интерьер - роспись стен, любая монументальная живопись, цены на роспись