Опубликовано: Июль 8, 2011
картина Обращение СавлаПАРМИДЖАНИНО (ФРАНЧЕСКО МАЦЦОЛА) (PARMIGIANINO (FRANCESCO MAZZOLA)) Холст, масло. 177,5 х 128,5. Инв. № 2035. Картина выставляется только с 1912 г. с указанием на неизвестное происхождение. Kat. 1938, S. 1, Nr, 68А, Kat. 1965, Nr. 781; Verzeichnis 1973, S. 130. Картинная галерея Художественно-исторического музея, Вена
Об обращении Савла рассказывается в Деяниях апостолов (9, 1-19). Венская картина считалась вплоть до начала 1969-х гг. произведением Николо дель Абате, хотя Фридберг еще в 1950 г. убедительно доказал авторство Пармиджанино. Эта атрибуция ныне общепризнана, особенно с тех пор, как Попхемом (Popham, N 769) был опубликован несомненно принадлежащий Пармиджанино подготовительный рисунок из собрания графа Зайлерна (в настоящее время - в Галерее института Курто, Лондон). Фридберг идентифицирует это полотно с картиной „Обращение Савла", созданной, - по свидетельству Вазари (Vasari - Milanesi, V, p. 227), - Пармиджанино в Болонье для врача и профессора Болонского университета Джованакдреа Бьянки, прозванного Янус Андреас Альбиус. Вазари говорит о необыкновенной красоте этого произведения, особенно пейзажа, но отмечает, что на картине изображено много фигур. Лист Пармиджанино с набросками двух композиций „Обращения Савла" (Popham, N 768), которые соотвзтствуют этому описанию и стилистически относятся к болонс-кому периоду, также принадлежит собранию графа Зайлерна; возможно, это варианты набросков для данного полотна. Вазари был знаком либо только с рисунками (а не с самой картиной), либо он изложил (что было ему свойственно) сюжет „Обращения Савла" так, как, по его мнению, это следовало сделать. Возможно, еще один рисунок, на котором изображен лежащий бородатый мужчина (Четсворт, собрание герцога Девонширского; Popham, N 734), стилистически также принадлежащий к болонскому периоду, имеет отношение к этой картине, хотя Попхем считает, что он предназначался для фигуры спящего солдата в не дошедшем до нас „Воскресении Христа". Существует единое мнение о том, что стилистически „Обращению Савла" наиболее близки „Мадонна со сз. Захарией" в Уффици (Флоренция) и алтарная картина в церкви Сан Петронио (Болонья) с изображением св. Роха. Первая картина обычно датируется 1530 г., вторую - на основании сообщения Вазари, что „Св. Рох" - первое, созданное в Болонье произведение Пармиджанино, - относят ко времени сразу после 1527 г. Как абсолютная, так и относительная хронология произведений Пармиджанино болонского периода получили недавно новую интерпретацию (Oberhuber). Несомненно, прежде всего, что „райский" пейзаж на картине „Обращение Савла" с голубой цепью гор, соотношение между человеческой фигурой и пейзажем, тонкая, тщательно разработанная структура поверхности обнаруживают непосредственное родство с „Мадонной" из Уффици, в то время как, несмотря на общую близость, фактура и моделировка „Св. Роха" представляются более обобщенными, более „грубыми", что можно, впрочем, объяснить помещением алтарной картины на некотором расстоянии от зрителя, в темной церкви. Только после осуществленной недавно расчистки картины представляется возможным по достоинству оценить ее качество (особенно ее колорит) : „ослепительный", фантастически деформированный белый конь с голубыми глазами и бесконечными переливами оттенков серо-белой гаммы, изысканная трактовка головы Савла, тонко нюансированный пейзаж с караваном и мирными львами и верблюдами.
От: Sepia,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|