картина Убийцы Фюальдеса, несущие его тело к реке Авейрон ЖЕРИКО, ТЕОДОР (GÉRICAULT, THÉODORE) 1791, Руан - 1824, Париж Французская школа Карандаш, черный мел и кисть на серо-коричневой бумаге. 21,5 х 29. Аннотирована вверху справа рукой М. Леу, ученика Жерико: № 165 каталог М. Клеман. Дар М. Леу. 1883 г. Музей изящных искусств Лилль Выставки: Meisterwerke aus Frankreichs Muse-en", Вена, 1950, № 162; „French Drawings from Fouquet to Gauguin", Лондон, 1952, № 77; «French drawing. Masterpieces from Seven centuries", Чикаго, 1955-1956, № 113, табл.; «The Romantic Movement", Лондон, 1959, № 707; Handzeichnungen und aquarelle aus den Museem Frankreichs", Аарон, Швейцария, 1963, № 61; „Романтизм", Москва - Ленинград, 1969, № 62; «GericauIt", Лос-Анджелес - Детройт - Филадельфия, 1971- 1972, № 58; Лондон - Кембридж, 1974, № 42, табл. 77.
По возвращении из Италии осенью 1817 года, Жерико обдумывал сюжет большого полотна, предназначенного для Салона 1819 года. Вначале он намеревался написать сцену смерти Фюальдеса, судьи из городка Родез на юге Франции, зверски убитого 19 марта 1817 года. Это преступление сильно взволновало современников своими ужасающими подробностями, а также и тем, что имело, как предполагали, политическую подоплеку. Не удивительно, что Жерико, стремившийся создать картину на героический сюжет из современной истории, остановил свой выбор на этой драме. Художник исполнил серию из шести рисунков: „Фюальдес, ведомый к дому, где совершится убийство" (бывшая коллекция герцога Тревизского, в настоящее время в США, в частном собрании), „Убийство" (там же), „Убийцы, несущие тело к Авейрону" (там же, и Музей Лилля), „Убийцы бросают тело Фюльдесав Авейрон" (бывшая коллекция герцога Тревизского, в настоящее время в США, в частном собрании), „Бегство убийц" (Руанский музей). Но затем он оставил этот замысел и перешел к работе над „Плотом Медузы". Жерико, несомненно, видел скромные литографии Себастьяна Кейре (1778 - ок. 1831) на тему убийства Фюальдеса (одна из них посвящена переносу тела). Но его композиция глубоко оригинальна и исполнена драматической силы, создаваемой динамизмом рисунка и резкими световыми эффектами. Жерико достигает здесь монументального величия, достойного античности, к которой он также обращался, не отказываясь, однако, от романтических основ своего искусства. Отметим, что другой этюд на этот сюжет, хранящийся в США, имеет сходную композицию, но выполнен пером и не обладает такой силой воздействия, как экспонируемый рисунок. Список литературы:
Западноевропейская живопись и рисунок из собрания Музея изящных искусств Лилля, Каталог выставки, МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ЛИЛЛЯ, Ленинград 1987
Cle'ment С. Géricault, étude biographique et critique, 3e éd., 1879, n. 165; Rosenthal L. Géricault. 1905, p. 168; Duc de Trévise. Géricault, peintre de l'actualité. - «Revue de l'art ancien et moderne", 1924, mai, p. 301;
Courthion R., Cailler P. Géricault raconté par lui-même et ses amis. 1947, p. 186;
Huyghe R. Le dessin français au XIXe siècle. 1948, pl. 23, p. 173; Berger K. Géricault und sein Werk. 1952, S. 28, 74, fig. 57 (trad. frse, 1954, p. 91, fig..62);
Aime-Azam D. Mazeppa, Géricault et son temps. 1956, p. 162, 342; del Guercio A. Géricault. 1963, p. 148, fig. 163; Eitner L. Gericault's Raft of the Medusa. 1972, p. 20, fig. T. фото: Общественное достояние
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|