Картина Река Маас близ Фрейера КУРБЕ, ГЮСТАВ ( COURBET, GUSTAVE) 1819, Орнан - 1877, Ла Тур де Пейльц (Швейцария) Французская школа Холст, масло. 58,5 х 82. Подпись внизу справа: G. Courbet.
Пост, в 1908 г. (из коллекции Брассера). Выставки: Валансьен, 1918, № 79;,,Lands-саре in French Art", Лондон, Королевская Академия, 1949-1950, № 214;,,Biennale", Венеция, 1954, № 12; "Courbet", Лион, 1954, № 13;,,Courbet", Париж, Пти Пале, 1955, № 20, ил. 17; "Paysagistes française du XIX siècle", Туркуэн, 1962, № 20; „Gus-tave Courbet", Рим, Вилла Медичи, 1969- 1970, №13; "Gustave Courbet (1819-1877)", Париж, 1977, № 51; "Gustave Courbet", ЛОНДОН, 1978, № 48; "Belgique terre de rencontre", Брюссель, 1980;,,La Donation d'Antoine Brasseur", Лилль, 1981, № 93. Литература: Leblanc, 1922, p. 20, fig. p. 55; Kaschnitz M. L. Gustave Courbet. Baden-Baden, 1949, pl. 14; Courthion P. Courbet raconté par lui-même et par ses amis. Genève, 1950, t. 11, p. 160; Chausson A. Gustave Courbet. Paris, 1955, fig. 21; Chàtelet, 1970, p. 192; Fermigier A. Gustave Courbet. Paris, 1971, p. 69, repr.; Huyghe R. La relevé de l'imaginaire. Paris, 1976, p. 419, fig. 445; Boudaille G. G. Courbet. Paris, 1982, fig. 61, p. 74; Oursel, 1 9 84, p. 9, 2 00, repr. Курбе совершил множество путешествий в Бельгию, причем некоторые из поездок - еще до 1850 года, так как в этом году он писал хранителю лилльского музея: „Я дважды объехал Бельгию". Однако, наиболее плодотворным оказалось, вероятно, то путешествие, которое он осуществил в конце лета 1856 года по приглашению своих друзей, проживавших в Ренте. Он смог побывать в Брюсселе, Малине, Антверпене, Брюгге и Остенде, затем в Льеже и Динане, прежде чем, через Кельн, долину Рейна и Страсбург вернуться в родную Франш-Конте. Из-за отсутствия точных данных, полотно „Скала Байяр в Динане" из музея Фицуильяма в Кембридже (Англия), стиль которого, по-видимому, соответствует манере Курбе пятидесятых годов, принято датировать временем „круиза" 1856 года. Исходя из весьма близкой техники исполнения, специалисты склонны относить и картину из лилльского музея ко времени того же путешествия. Данное предположение еще больше усиливается тем фактом, что изображенный художником скалистый массив, нависший над Маасом близ Фрейера, расположен недалеко от Динана. Отметим, что этот впечатляющий ландшафт во многих отношениях напоминает обрывистые скалы в окрестностях Орнана, где долго жил Курбе. Он особенно привлекал художника, который многократно писал эту местность с различных точек зрения и при различном освещении (помимо лилльской картины известен также ряд пейзажей, принадлежащих частным коллекционерам). Отмеченное увлечение Курбе, возможно, следует объяснить тем фактом, что он нашел здесь в какой-то мере знакомый сюжет, но при совершенно ином освещении. Известно, с каким интересом Курбе относился к передаче естественного света, верное воссоздание которого в картине является одной из постоянных забот художника, в той же мере, что и стремление к передаче материальности предметов и элементов изображаемого ландшафта. Чтобы сделать различные компоненты этого пейзажа вещественными и осязаемыми, Курбе применяет широкую и свободную технику крупных уплощенных мазков, нанесенных мастихином. Одновременно, в том же духе упрощения ради выразительности, он смело строит первый план картины, ясно разграничивая составляющие его части четкими линиями (они здесь подчеркивают глубину) и смело выделяя их яркими тонами. При этом столь же существенную роль играют характер и форма мазков. Гладкие при изображении воды и неба и, в меньшей степени, травы, они становятся шероховатыми и вибрирующими при написании скал, чьи динамичные формы контрастируют со спокойным тоном других частей картины. Список литературы:
Западноевропейская живопись и рисунок из собрания Музея изящных искусств Лилля, Каталог выставки, МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ЛИЛЛЯ, Ленинград 1987
фото: Общественное достояние
От: Bira,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|