Пейзаж Пор-Марли. Иней СИСЛЕЙ, АЛЬФРЕД (SISLEY, ALFRED) 1839, Париж - 1899, Море-сюр-Луан Французская школа
Холст, масло. 46,5 х 65,5. Подпись и дата внизу справа: Sisley 72. Пост, в 1949 г. (по завещанию Массона) Музей изящных искусств Лилль  При поступлении в лилльский музей картина была внесена в опись под названием „Сена в Сюрене", а в научном каталоге картин Сислея, составленном Фр. Дольтом, фигурирует под названием „Сена в Бужи-вале. Зима". Однако в каталоге выставки 1911 года в галерее Бернхейм-Жен она именуется „Пор-Марли". Иней". Описание, приведенное в этом каталоге соответствует полотну: „Слева - крутой обледеневший берег, вдоль которого тянется линия деревьев с наполовину опавшими листьями. Справа - река, и, теряющие в осеннем воздухе четкость очертаний, розово-черная лодка и противоположный берег с массой деревьев. Их золотисто-розовый тон сочетается с нежной голубизной холмов Марли и является кульминацией в колористическом строе картины". Указанные в каталоге подпись, дата и размеры также полностью совпадают; речь действительно идет об одном и том же полотне. Сюжет же „Сена в Сюрене" вовсе не встречается у Сислея в это время. Что же касается сходства данного полотна с картиной „Сена в Буживале. Зима.", написанной в 1874 году (частное собрание; кат. Дольта, № 110), то, хотя в ней вид аналогичной местности показан как бы в зеркальном отражении, это не является веским доводом для того, чтобы отказаться от его первоначального названия. Необходимо принять во внимание еще и близкое расположение и сходство обоих мест. Логично из всего этого заключить, что наименование „Пор-Марли. Иней" имеет больше шансов оказаться истинным для рассматриваемой картины, что подтверждается и анализом ландшафтов. Как бы то ни было, перед нами шедевр Сислея по тонкости и мастерству передачи атмосферы. По основополагающей роли света, полного лучезарной чистоты осеннего утра, картина в полной мере отвечает понятию импрессионистического стиля. Поэтому Ашиль Сегар в предисловии к каталогу выставки в галерее Бернхейм-Жен справедливо превозносит Сислея за „тонкую разработку света и безупречную точность валеров", отмечая, что „зритель неизбежно попадает под обаяние творчества художника". Свойственное Сислею внимание к композиции ясно проявляется здесь в четких и тщательно выверенных линиях, вторящих расположению основных компонентов этого пейзажа. Всепроникающая гармония, просветленное и поэтическое спокойствие, изысканная уравновешенность, - все мастерство, которым Сислей владел в этот свой лучший период творчества, воплощается в данном пейзаже, представляющем собой счастливое сочетание импрессионистического стиля, выдвигавшегося в то время на первый план, и классического темперамента художника. Список литературы:
Западноевропейская живопись и рисунок из собрания Музея изящных искусств Лилля, Каталог выставки, МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ЛИЛЛЯ, Ленинград 1987
фото: Общественное достояние
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|