Опубликовано: Март 9, 2011
картина Триумф Фредерика-Хендрика НассаускогоИОРДАНС, ЯКОБ Холст, масло. 116 х 126. Эскиз. Внизу, в центре подпись: J. JOR. Королевский музей изящных искусств, инв.№ 799 Один из трех известных в настоящее время эскизов маслом из серии подготовительных работ к большой картине „Триумф Фредерика-Хендрика Нассауского", исполненной Иордансом для зала Оранских в замке Хейс тен Бос (Дом в лесу) близ Гааги. Около 1649 г. Иордане и еще несколько живописцев получили заказ на украшение нового замка Хейс тен Бос аллегорическими картинами, посвященными принцу Фредерику-Хендрику Нас-саускому, правителю Северных Нидерландов, скончавшемуся в 1647 г. Заказ был дан его вдовой Амалией ван Сольмс.
Для зала Оранских Иордане написал две картины: „Время, уничтожающее Клевету и Порок, и Смерть, которая душит Зависть" (холст, масло, 347 х 170) и гигантское полотно „Триумф Фредерика-Хендрика" (холст, масло, 850 х 820). Эти две картины до сих пор украшают зал Оранских в замке Хейс тен Бос. Большой холст, подписанный и датированный художником - J. Jor. f. 1652, - стал предметом очень тщательных документальных исследований. Действительно, в связи с данной работой Иордане написал ряд писем Константину Хейгенсу, благодаря посредничеству которого он получил этот важный заказ. Первое письмо датировано 14 октября 1649 г. 23 апреля 1651 г. Иордане писал, что совершенно изменил план, составленный Якобом ван Кампеном для картин, и далее прибавил: „Я надеюсь представить Ее Величеству и Вашей Чести 4 или 5 эскизов в ближайшие дни". В настоящее время известны три эскиза, исполненные Иордансом: первый - в Антверпенском музее, второй - в Брюссельском музее, третий - в Варшаве. Новые подробности сообщаются в письме от 8 ноября 1651 г. В 1652 г. работа была завершена. Иордане предложил вниманию Амалии ван Сольмс объяснение композиции „Триумф Фредерика-Хендрика", написанное на французском языке. Благодаря этому описанию, нам становится понятным смысл изображенного на антверпенском эскизе, композиция которого, правда, имеет ряд отличий от окончательного варианта. Фредерик-Хендрик едет на высокой золоченой колеснице. Летящая над ним Ника, богиня победы, венчает его голову лавровым венком. Справа от принца парит Фама, богиня славы. Она играет на двух трубах Феба, воздавая хвалу принцу. Между Фамой и Никой - Эйрена - богиня мира. В одной руке она держит ветвь, а в другой - рог изобилия. Окруженная путти, Эйрена символизирует семь свободных искусств. Эта сцена - аллегорическое прославление правления Фредерика-Хендрика, стремившегося к миру и благосостоянию, покровительствовавшего наукам и искусствам. Триумфальную колесницу везут четыре белых коня - олицетворение невинности и чистоты сердца победившего героя. Нептун, бог морей, а также покровитель лошадей и всадников, сидит на козлах. Двух боковых лошадей ведут Минерва, богиня мудрости, и Гигиея, богиня здоровья, а двумя средними управляют Хронос, бог времени, и Меркурий, бог торговли. Все эти боги и богини символизируют прозорливость, стойкость и героизм наместника, качества, которые он оставит в наследство следующим поколениям. Львы, идущие впереди колесницы, означают мужество и радость борьбы. Рядом с колесницей, приветствуя принца, скачут всадники со знаменами и штандартами. У левого края композиции - группа мужчин и женщин, пением встречающих победоносно шествующего героя. Они стоят, размахивая ветками, перед большой триумфальной аркой, убранной гирляндами из фруктов и зелени. Проезд арки с обеих сторон фланкируют бронзовые статуи, изображающие Вильгельма Молчаливого и Морица Оранского - отца и брата Фредерика-Хендрика. У правого края композиции - принц Вильгельм II, сын Фредерика-Хендрика. Сидя гордо на боевом коне, он жестом приглашает зрителя воздать хвалу своему отцу. Из трех дошедших до нас эскизов Иорданса к Триумфу Фредерика-Хендрика Нассауского антверпенский представляется наиболее ранним. От окончательного варианта он отличается меньшим числом фигур и преобладающим значением нижней половины композиции. Антверпенскому эскизу не чуждо влияние живописи Веронезе, а также композиции Рубенса „Триумфальный въезд Генриха IV в Париж". Происхождение: аукцион Друо, Париж, 30 апреля 1900 (собр. X. В.), № 28, приобретен в 1901 г. у Е. де Конинка, Брюссель. Выставки: Антверпен, 1905, № 47; „L'art beige au XVII-eme siecle", Брюссель, 1910, № 244; „Jordaens et son atelier"; Брюссель, 1928, № 50; „Udstillingen af Belgisk Kunst fra XV-XX. Aarhundrede"; Копенгаген, 1931, № 11; „Van Jan Van Eyck tot Rubens"; Амстердам - Роттердам, 1946, № 40; Гаага, 1949; „Jacob Jordaens 1593-1678", Оттава, 1968-1969, № 100; Антверпен, 1978, № 28. Литература: Schinkel A. D. Geschied - en Letterkundige Bijdragen. Den Haag, 1850, biz. 29; Buschmann P. Jacob Jordaens, Brussel, 1905, p. 119; Rooses M. Jordaens 'werk in de Oranje - zaal. - „Onze Kunst", 1905, IV, 1, biz. 121- 133; Rooses M. Jordaens' Leven en Werken. Amsterdam - Anvers, 1906, S. 160- 169; Van Gelder J. G. De schilders van de Oranjezaal. - „Nederlandsch Kunsthistorisch Jaarboek", 1948-1949, S' Gravenhage, 1949, biz. 118-164; Van Puyvelde, 1953, p. 45, 46, 167, 168; d'Hulst, 1956, biz. 263, 277, 384 (N 153); Beschrijvende catalogus... 1959, biz. 124, N 799; Gerson 1960, p. 193; Le siecle de Rubens (catalogue exposition), Bruxelles, 1965, p. 120 (N 127); Held J. S. Jordaens at Ottawa. - „The Burlington Magazine", CXI, N 794, mai 1969, p. 266; d'Hulst, 1974, II, p. 372 (N A 295); Peter-Raupp H. Die Ikonographie des Oranjezaal (Studien zur Kunstgeschichte, 11), Hildesheim - New York, 1980, S. 154 (Nr 32), S. 278; D'Hulst, 1982, 32-33; 232-233, 337 (note 2); Brenninkmeyer - de Rooij B. Notities betreffende de decoratie van de Oranjezaal in het Huis ten Bosch. - „Oud Holland", 1982, LXXXXVI, biz. 133-190. ГОЛЛАНДСКАЯ И ФЛАМАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVI-ХVII веков из музеев Антверпена - Каталог выставки. Перевод и редакция русского текста - Н. И. Грицай. Государственный Эрмитаж. Ленинград, 1988 год фото: Общественное достояние
От: Bira,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|