Пользовательское соглашение
ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьдизайн интерьераКиноВход

Лучшие комедии 20 и 21 веков

Опубликовано: Февраль 18, 2011

Картина Мальчик с собаками, Тициан

ТИЦИАН ( TITIAN ), Пьеве ди Кадоре, около 1480/1485 - Венеция, 1576

Это единственная картина всемирно известного Тициана в голландской коллекции. С его удивительно свободным почерком, это явно одна из последних работ мастера. Тициан был одним из первых, кто оставил такие заметные мазки кисти, тем самым вдохновив многих более поздних художников, в том числе Рембрандта. Техника картины революционна, но ее сюжет остается загадкой. Искусствоведы так и не смогли прийти к единому мнению о том, что представляет собой эта сцена. Но, возможно, именно это и делает эту картину такой завораживающей.

 

Картина <Мальчик с собаками> ТИЦИАН ( TITIAN )

 

Холст, масло. 99,5X117 см. фото: Общественное достояние

Ребенок положил левую руку на спину большой белой собаки, а правой рукой придерживает край розово-лиловой рубашки; в ее складках лежит, вероятно, кисть винограда. В левой части композиции изображена собака, кормящая щенков. Вдали виднеется гористый пейзаж с резко освещенной башней.

На основании крайне свободной, эскизной манеры исполнения работу относят к позднему периоду творчества Тициана и датируют временем около 1570. Существуют различные толкования ее сюжета. По предположению X. Титце, данная картина (некогда она была грубо обрезана с четырех сторон) является фрагментом первоначально гораздо большего по размерам полотна с мифологической сценой. Э. Панофски, напротив, считал, что композиция не претерпела значительных изменений и указывал на ее близость к «Купидону с двумя собаками» Паоло Веронезе (Мюнхен, Старая пинакотека).

Поскольку та же белая собака изображена и в «Портрете знатного вельможи» Тициана (Кассель, Картинная галерея), то X. Ост предположил, что обе картины были написаны по заказу одного лица, владельца этого породистого пса. Основываясь па происхождении роттердамской работы (она находилась в коллекции Сербеллони в Милане), исследователь полагал, что заказчиком мог быть Габриэле Сербеллони. По мнению X. Оста, Тициан создал портрет в 1548 и полотно долгое время оставалось в мастерской художника. Позднее, около 1575, при работе над данным произведением мастер вновь использовал изображение животного в качестве модели для новой композиции. Кроме того, данный автор усматривает в роттердамской картине намек на Рим, связывая мотив лежащей собаки с волчицей, вскормившей Ромула и Рема, основателей Рима.

К. Хоуп, однако, считает маловероятным, чтобы заказной портрет мог так долго оставаться в мастерской, и обращает внимание на небольшие отличия, имеющиеся в изображениях собак в названных работах. Как замечает этот автор, эскизная манера исполнения ряда поздних картин Тициана является свидетельством их неоконченности. К таковым он относит роттердамское произведение и близкую к нему работу из музея в Кромерияче (Чехословакия).

В 1982 картина проходила реставрацию. Одновременно было проведено исследование с помощью рентгеновских и инфракрасных лучей, которое выявило ряд авторских переделок.

Происхождение: Сербеллони, Милан; антиквариат Й. Гаудстиккера, Амстердам; А. Селигман, Нью-Йорк; Д. X. ван Бенинген, Вирхаутен; приобретена с собр. Д. X. ван Бенингена, 1958.

Выставки: антиквариат Й. Гаудстиккера, Амстердам, 1930-1931, № 61, репр.; «Kerstten-loonstelling», Роттердам, Музей Бойманс. 1930-1931, № 16, репр. XIV; «Italianse kunst in Nederlandsch bezit», Амстердам, Городской музей, 1934, № 386, репр.; Амстердам, 1936, № 158, репр.; Роттердам, 1938, № 48, репр. 13; Роттердам, 1949, № 103; Париж, 1932, № 32, репр. 27; Роттердам, 1955, № 34, репр.; «ТІїе Genius of Venice, 1500-1600», Лондон, Королевская Академия, 1983-1984, № 128, репр. с. 86.

Литература: Tietze Н. Tizian, Leben und Werk. Wien, 1936, II. S. 308; Hannema, 1949, № 103, afb. 131-135; Cat. 1962. p. 141; Panofsky E. Problems in Titian, mostly iconographic. London, 1969, p. 171, nr. 85; Cat. 1972, p. 223, afb. p. 134; Wethey H. The paintings of Titian, III, The mythological and historical paintings. London, 1975, № 2, fig. 169; Ost H. Tizians Kavalier. Ein Beitrag zum hoflischen Portrat unter Karel V. Kunsthistorisches Institut der Universitat Koln, 1982.

Литература:

Шедевры западноевропейской живописи XVI-XIX веков из собрания музея Бойманс - ван Бенинген ( Каталог выставки в музее Эрмитаж )



От: НовА,  




Похожие темы:

« Картина Пейзаж с засохшим дубом, ВИЛЬДЕНС ЯН ( WILDENS, JAN )картина Триумф Фредерика-Хендрика Нассауского, Йорданс, Якоб »