Импрессионизм ( картины современных художников)
Импрессионизм – направление искусства, которое можно назвать новорожденным относительно прочих течений. Зародилось оно во французском государстве на рубеже XX веков и достаточно ровно распространилось по всему миру. Основная идея импрессионизма заключалась в стремлении передать непостоянство природных явлений и нарушить равновесие реального мира посредством новых живописных приемов. Случайные картины из нашей галереи.
Под зонтиками
|
Маки II
|
Солнечное утро
|
Отражение
|
Вы можете самостоятельно добавить вашу работу в нашу галерею после регистрации на сайте. (временно остановлено) Отцы-основатели импрессионизма в живописи:Клода Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Сезанн. Также огромное влияние на импрессионизм оказали Эдгар Дега, Камиль Писаро, Эдуард Мане и другие художники.
Несмотря на отнесение термина «импрессионизм» к нише живописи, в первую очередь его рассматривают как совокупность приемов и методов передачи основной идеи перемен всего бренного. Таким образом, новое течение коснулось других направлений искусства: литературы, музыки и театра. Авторы – импрессионисты стремились выразить свой талант чрез непосредственные формы и, как им казалось, звуки природы, понятные далеко не всем. Так сказать, на любителя.
Интересна история возникновения самого термина. Впервые «импрессионизм» прозвучал в заголовке к фельетону о Салоне Отверженных известного критика публикации «Le Charivari» Леруа Луи. Название «Выставка импрессионистов» звучит обыденно для современника, но совершенно пренебрежительно для зрителя начала XX века. А само название сквозило невостребованносью и непониманием творчества «новых» реалистов.
Несмотря на недоверие к свежему течению искусства, оно было не таким уж новым и имело корни, уходящие в эпоху развития венецианской школы живописи. Уже тогда венецианцы применяли краски слишком яркие, пробуя технику полутонов и контраста света и тени. Найдя продолжение у живописцев Испании, в частности Веласкеса и Гойи, импрессионизм лег в основу творчества Пьера Огюста Ренуара и Эдуарда Мане.
Уже первые попытки применить яркую сочную технику письма предпринял Рубенс. Его тени пестрели всеми красками спектра, вмещали промежуточные тона и полутени. Способ передачи Рубенсом теней без использования черной краски предвосхитил появление основных законов техники импрессионизма. Ему пытались подражать именитые уже тогда художники, в частности, сам Эжен Делакруа комментировал свою любовь к необычной технике Рубенса словами о том, что Рубенса надо копировать «…ибо Рубенс – бог».
Последователем Рубенса и Франса Халска, известного резкостью письма и контраста, стал Мане, имя которого «синонимично» новому течению. Наравне с Эдуардом Мане другие англичане – живописцы (Писсарро, Сислей) приняли новые правила импрессионизма и отправились в столицу Англии для знакомства с творчеством Тернера и Констебла. Это был период франко-прусской войны, примерно 1871 год. Несмотря на тесную связь техники письма Тернера с той, что диктовал импрессионизм, его живопись, в конечном итоге, стала отличной от импрессионизма прочих авторов и приняла узнаваемый индивидуальный характер. Его картины, хоть и являлись образцом направления импрессионизма, были слишком фотографичными и не пользовались успехом у тогдашней публики.
Как говорилось выше, Делакруа Эжен слыл отличным подражателем письма мастеров XIX века. Однако его живопись легла в основу развития течения импрессиониста, наделяя его титулом родоначальника нового направления. Его техника была замешана на мазках и их переплетении, что вносило в картины нужную динамику и иллюзию движения. При этом штрихи краски словно вибрировали, что перекочевало в творчество других живописцев. Удивительно, но чисто европейское направление «импрессионизм» черпало вдохновение в японском искусстве. Именно восточные работы мастеров Хиросиге, Утамаро и Хокусай, представленные в 1854 году на парижской выставке, подсказали художникам Франции новые приемы компоновки деталей со смещением их из центра полотна к краю, в том числе схематичное изображение с намеком на истинную форму. Так, начиная с 1860 года, академизм живописи стал преображаться в пестрый импрессионизм.
Становление нового течения живописи изначально носило разрозненный характер. Каждый художник обособленно искал свою дорогу в импрессионизм, развиваясь самостоятельно. Благодаря публичным дерзким выступлениям Мане на выставках, посвященных творчеству импрессионистов, у направления стали появляться ярые защитники и последователи – такие же участники выставок в «Салоне отверженных», как и главный «бунтарь». Его учеником стал Эжен Буден, а далее – Йонкинд, пересмотревший свою темную палитру и познавший плюсы пленэра.
В массы импрессионизм шагнул после весенней выставки в 1874 года, что состоялась в стенах мастерской фотографа Надара. Свои коллекции из 165 картин представили около тридцати художников. Именно холст Э. Мане «Impression, soleil levant» (в переводе «Впечатление, восходящее солнце») дал повод именовать новую живопись импрессионизмом, а смельчаков – живописцев, - импрессионистами. Прозвище сразу закрепилось за творцами и теперь вошло в терминологию живописи.
Если разобраться в смысле самого термина, то можно сделать вывод, что он не имеет глубокого содержания. Точно также под «впечатлением» можно было понимать любое другое полотно произвольного направления. Так или иначе, всякая картина является результатом вдохновения автора, а способ выражения – это его решение. Притом, что отдельно стоящая группа импрессионистов имела узкий круг, в него не вошли даже имена тех авторов, которых теперь мы считаем импрессионистами «чистой крови». Они относятся к первооткрывателям импрессионизма, среди них сам Мане, Буден, Уистлер. И это не смотря на то, что это приемы нового течения были известны еще в эпоху Веласкеса.
Не смотря на признание импрессионизма, как иного направления самовыражения, сторонники его еще долго подвергались критике. Так, после очередной выставки художников - импрессионистов «Выставка мятежников», неприятие их приобрело более широкий масштаб. Импрессионистов назвали аморальными, а их творчество – мятежным. Современники теперь испытывают лишь удивление и непонимание от того, что могло быть аморальным в бытовых пастелях Дега или натюрмортах и пейзажах Мане и Сислея. Наоборот, импрессионизм не поднимал вопрос ни морали, ни философии, а делал акцент на само письмо и краски. Лишь спустя десятилетия, когда содержание работ импрессионистов несколько оскудело и потеряло былую яркость, критики признали в художниках реалистов и даже классиков живописи.
Приравнивание импрессионистов к реалистам произошло по причине точной передачи ими окружающей действительности. Здесь учитывались законы перспективы, построения формы и делался акцент на самом изображении и технике письма. Иными словами, не важно, что написано, а как. Работы живописцев были очень сочными, запоминающимися и радостными. По этой причине их приобретение стало более охотным в кругах состоятельной аристократии, нежели картин с тяжелым сюжетом общественных передряг и конфликтов Теперь популярной стала тема праздной жизни, веселья и танца. В работах использовалась динамика не только цвета, но и самих персонажей. Люди изображались в движении, за простыми занятиями. Импрессионисты стали первыми, кто обратился к пленеру и писал полотна с натуры на свежем воздухе. Не смотря на уход от общепринятых канонов рисования и религиозной тематики, импрессионисты требовали признания и внимания к своему творчеству. Так, Э. Мане добивался наград и приятия публикой годами.
Характерными чертами импрессионизма позже стали те, что теперь лежат в основе распознавания разных стилей письма. В отличие от академической, живопись импрессионизма не принимала контурности предметов. Он был заменен на мелкие мазки контрастными красками. Появилась так называемая теория цвета. Ее авторы Руд, Гельмгольц и Шеврель говорили о расщеплении луча светила на семь составляющих – синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, жёлтый, красный, голубой. Но их число свелось к шести составляющим, голубой цвет не брали в расчет, так как тот включал в состав чистый синий. Наложение мазков было основано на контрасте цветового спектра, так как противоположные цвета усиливали друг друга. Притом, что эти краски являются контрастными, они же считаются и дополнительными друг для друга (красный – зеленый, оранжевый – голубой, фиолетовый - желтый и т.д.). Наложение густо мазков противоположного множества цветов позволяло отказаться от черного.
Развитие художественного производства, в частности усовершенствование упаковки с маслом и акварелью (появились металлические тубы для краски), позволило заниматься пленером, о котором уже упоминалось. Благодаря чему стало возможным писать с натуры пейзаж, предметы городских двориков и передавать доподлинно их форму и цвет. Кроме привычного пигмента масла художники стали применять для письма краски укрывистые. Они очень быстро сохли и не смешивались, серели при высыхании, зато позволяли создавать более плотную фактуру, не прозрачную и отражающую свет от поверхности.
Постоянный поиск новых способов изложения действительности и приемов письма достигли желаемого результата признания импрессионизма в мире живописи, чего не скажешь о других направлениях искусства.
|