Настоящий витраж изготовляют из цветных кусочков стекла, которые вставляют в металлическую раму. Если раньше в изготовлении рам использовали свинец, то сейчас — алюминий и
нержавеющую сталь. К сожалению, такая технология достаточно сложна в применении для домашнего творчества. С этой целью мы хотим предложить Вам несколько более доступных техник по изготовлению псевдовитражей.
Начиная работу над изготовлением витража, первым делом стоит разработать цветной эскиз натуральной величины. Если Вы ощущаете в себе большой художественный потенциал, то смело берите карандаши и краски в руки, и начинайте творить. Но если Вы не совсем уверены в своих способностях, всегда можно обратиться к классике и найти подходящий орнамент, скопировав его.
После того, как эскиз будет разработан, его следует накрыть стеклом, на котором непосредственно будет выполнен витраж. Стоит запомнить главное, что стекло обязательно должно быть обезжиренным и чистым.
Первая техника основана на использовании цветных растворимых тканей, к примеру, ацетатный шелк. Он прекрасно растворяется в нитролаке и ацетоне. Нужно вырезать кусочек тонкой ткани необходимого размера и цвета согласно вашему эскизу. Затем необходимо нанести на стекло тончайший слой прозрачного нитролака и просушить его. После тем же нитролаком следует прокрыть отдельные зоны, и приклеить к ним лоскутки заготовок.
Из-за того, что ткань растворяется очень быстро, приклеивание необходимо производить с максимальной точностью, ведь потом передвинуть ее будет невозможно. После того, как лоскут ткани будет приклеен на отведенное для него место, следует промазать его сверху нитролаком. И так делать с каждым лоскутком. Заполнив все стекло элементами витража, вы вновь должны прокрыть все слоем нитролака. А в завершении всего закрепить работу двумя слоями паркетного лака.
Следующим этапом в изготовлении является псевдо рама. Для этого нужно смешать эпоксидную смолу в соотношении 1: 8~10с отвердителем. Полученную массу смешиваем с тальком и бронзовой или же алюминиевой пудрой до того момента, пока смесь не загустеет и у нее не появится металлический блеск. Дальше вы заправляете полученную массу в кондитерский шприц и выдавливаете смесь по очертаниям витража. При этом нельзя допускать, чтобы линии пересекались.
Запомните главное: производить все действия с использованием нитролака рекомендуется на отрытом воздухе или же в хорошо проветриваемом помещении. А работать с эпоксидной смолой необходимо в резиновых перчатках.
Второй способ по изготовлению псевдо витражей является наиболее известным и распространенным, нежели первый. И заключается он в использовании силикатного клея вместе с битым стеклом.
Для этого вам потребуется сделать заготовку из цветных стекол подходящего размера. Эскиз разрабатывается в натуральную величину и прикрепляется с обратной стороны стекла. Затем поверхность стекла обезжиривается нашатырным спиртом, а контур рисунка наносится черной краской или маркером. После стекло прокрывается одним слоем силикатного клея и выкладывается мозаика в соответствии с эскизом.
По истечении 4-6 часов витраж заливается слоем клея так, чтобы он смог покрыть все выступающие края осколков. Для того чтобы клей не стек, по краям, на стекле устанавливают временную раму из деревянных реек. Помимо силикатного клея в изготовлении витража также применяется полиэфирная смола или эпоксидный клей.
Существует также еще один способ по изготовлению витража. Он выполняется из цветных цельных стекол по следующей технологии.
Вы подготавливаете эскиз и закрепляете его с обратной стороны стекла, как и в предыдущих случаях. Затем вырезаете из цветных цельных стекол части рисунка нужной вам формы. На прозрачном стекле делается, так называемый, «сухой» набор витража. Щели между кусочками цветного стекла заливаются раствором. Для изготовления раствора вам понадобится: одна часть цемента, три части песка и одна часть клея ПВА. Для удобства нанесения можно взять тару из-под шампуня. В отверстие от пробки вставляется пластмассовая или стеклянная трубочка, диаметр которой составляет 4-5 мм.
До нанесения заливки, стоит тщательно смазать края цветных кусочков стекла в местах их соединения раствором при помощи деревянной палочки. После высыхания следует произвести еще одну заливку. Благодаря такой обработке раствор не затекает под цветные стекла, и витраж, тем самым, получается более аккуратным.
Бывает и такое, что подобрать стекло нужного цвета или оттенка довольно трудно. Но даже в самой безвыходной ситуации есть выход. И этот выход заключается в том, что прозрачное стекло можно окрасить в подходящий вам цвет. Все это выполняется при помощи цапонлака или анилиновых красок. Для равномерного покрытия, поверхность стекла следует прокрыть лаком, давая стечь излишку.
Для стекла, подверженного сильному солнечному воздействию, необходимо использовать глифталевый лак при окраске. Глифталевый лак – это раствор анилиновой краски определенного цвета вместе с искусственной смолой (глифталем) в винном спирте. Если у вас нет такого лака, можно найти ему замену, приготовив самостоятельно цветной лак, на основе спирта по следующему принципу: 500 мл этилового спирта, 1грамм шеллака и 1 грамм анилиновой краски.