Смешанная живопись, Фреска. Фреска. Слово фреска, образованное из итальянского (свежий), обозначает способ, состоящий в том, что водяные краски наносятся на свежую штукатурку, - получается нечто вроде живописи клеевыми красками, но без клейкого вещества. Штукатурка впитывает краску так, что живопись существует так же долго, как и цемент стены, которую она украшает. Когда свежая штукатурка, состоящая из смеси гашеной извести и тонкого песка, при высыхании окрепнет и приобретет прочность камня, то фресковая живопись будет чрезвычайно стойкой. Несмотря на то, что способ фрески очень прост, он все же является не легким. На практике он требует прежде всего большой уверенности и значительной быстроты работы. Штукатурка, в виду ее быстрого высыхания, должна быть наложена в самый момент письма и должна быть покрыта живописью раньше, чем высохнет. Штукатурка под фреску приготовляется из гашеной извести, смешанной с речным песком и нарезанной пенькой, что способствует ее большей вязкости в соединении со стеной. Единственно рациональным способом переделки неудавшегося места фрески является удаление данного куска высохшей штукатурки и замена его для дальнейшей обработки новым. Но этот способ в виду его громоздкости следует избегать. После высыхания штукатурка теряет свою способность впитывать и не допускает поправок ретушью. Необходимо писать быстро, насколько возможно, сразу. Если нужны подправки, то их делают на сухой поверхности клеевыми красками. Но эти подправки недолговечны и легко исчезают, так как они не впитываются известью. Основные приемы фрескового письма усложняются многочисленными, очень значительными, с точки зрения прочности красок, деталями. Так как прочность фрески прежде всего зависит от слоя штукатурки, покрывающей стену, и от связующего вещества этого покрова, то и то и другое требуют к себе со стороны художника большого внимания. При возведении стены не должен применяться материал, содержащий в себе селитру. Если стена, предназначенная к росписи, гладкая, ее необходимо покрыть насечками, сделать шершавой для того, чтобы известка принялась на ней прочно. Известку наносят двумя слоями. Первый покрывает целиком стену, на которой предполагают писать картину, и остается шероховатым для того, чтобы на нем мог держаться второй слой. Как только высыхает второй слой штукатурки, набрасывают рисунок. В старину предварительно делали общий картон, который калькировали на стену, и на нем проколами намечали контур рисунка, сводя его потом на стену путем протирания красочного вещества через проколы на поверхность стены. Этот рисунок после протирания на стену фиксировался на ней обводом кисти, дававший возможность затем, выверив детали картины, вести ее частями на новом слое штукатурки. Второй слой штукатурки не должен быть толстым и должен подготовляться с таким расчетом, чтобы распределить произведение на части, сведенные к такому размеру, который художник может закончить в один день, т. е. в течение того времени, пока штукатурка еще свежа и годна для письма. В старинных фресках открывают следы рисунка, постоянно возобновлявшегося и укреплявшегося на известке с помощью шипа, называемого гвоздем фрески. Таким образом, рисунок вновь отыскивался во время работы. Не было риска потерять его при покрытии красками. По оставшимся видимым местам связи каждого куска можно распознать то, что художник успевал написать за каждый день. Установлено, таким образом, что в «Афинской школе» каждая человеческая фигура в общем была закончена в течение одного дня. Более обширные куски с изображением архитектуры также обнаруживают своими огромными размерами изумительную искусность Рафаэля. Так как фреска допускает употребление только красок, неподдающихся действию извести, то очень ограниченная, по своей гамме, палитра теряет такие яркие краски, как L orpin камедь, киноварь, медную зелень. В действительности фрескист вовсе не пользовался палитрой, так как не мог бы приготовить на ней тона достаточно равномерные и в достаточно большом количестве. Он пользовался маленькими горшочками, в которых заранее была составлена каждая окраска и любой переход окраски тень, полутень и световые части. Такая подготовка позволяла покрывать стену быстро и в таком количестве, в каком это было необходимо для работы. Наконец, несмотря на правильную в принципе теорию, утверждающую, что фреска является исключительно живописью водяными красками, лишенной связующего вещества, необходимо, тем не менее прибегать к какому-нибудь клею для закрепления некоторых порошков, которые, как, например лазуревый ультрамарин, угольный черный, не соединяются с водой. Ченнини рекомендует употреблять в качестве связующего вещества яйцо. Безразлично, будет ли желток или белок каждый отдельно или смешанными вместе. Во всяком случае, известь впитывает и удерживает этот клей. Список литературы:МОРО-ВОТЬЕ, Заметки по технике живописи, перевод Г. И. Кепинова под РЕДАКЦИЕЙ В. Н. ЯКОВЛЕВА, Издательство ассоциации художников революции, МОСКВА-1929
Библиотека шедевров | Триумф Вакха и Ариадны | Сотворение адама | Часть стены с фресками, включая тайную вечерю | Фреска над центральным входом | Первая фреска в потолочной росписи | Вторая фреска в потолочной росписи | ретья фреска в потолочной росписи | Четвёртая фреска в потолочной росписи | Пятая фреска в потолочной росписи | Восьмая фреска в потолочной росписи | Фреска над алтарём | Фреска Потоп | Опьянение Ноя ( деталь) | Чудо новорожденного ребенка | Юдифь |
От: Nika,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|