Символизм, картины - термин в живописи
Символизм - направление в искусстве конца XIX века. Первоначально оно возникло в литературе, затем в живописи, театре и музыке. Родиной символизма была Франция, но постепенно его идеи проникли в Россию, Норвегию, Британию, Бельгию, Германию. Это одно из самых плодотворных движений в живописи. Символизм появился как реакция на ограниченность позднего натурализма, реализма, эстетики позитивизма. Мастерам этого движения было важно искать новые способы выражения эстетического идеала - абстрактных, едва уловимых смысловых оттенков, психологических переживаний. Отличительные черты символизма - игра ассоциаций, метафор, многозначность образов. Ему свойственна иллюстративность, зашифрованность содержания, утрированная экстатичность образов. История возникновения Таинственные знаки художники использовали со времен Вавилона, Древнего Египта, затем в период Античности. На старинных византийских иконах тоже видны проявления символизма. Иконописцы стремились придать произведениям глубину с помощью символов нимба, Священной книги, голубя, чаши, ключей от Рая.
«Рождество Христово» (старинная византийская икона) В эпоху Возрождения мастера пишут картины, наполненные знаками. В основном, на мифологическую и религиозную тематику. Картины голландца Иеронима Босха выделялись среди работ его современников. Он создавал незаурядные, причудливые триптихи с множеством знаков и аллегорических образов. Споры о символике его картин ведутся до сих пор. Особенная духовная глубина видна в полотнах немецкого живописца Каспара Давида Фридриха. Символика его работ понятна, проста и выдержана в традициях романтизма. Именно романтизм повлиял на зарождение символизма как самостоятельного течения. Широкую известность слово «символизм» получило благодаря поэту Жану Мореасу (Франция). В его манифесте 1886 года этот термин прозвучал именно в качестве направления в искусстве. «Этапы жизни», 1835 г. Музей изобразительных искусств (Лейпциг), Каспар Давид Фридрих Символизм в разных странах Полотна художников-символистов наводнены идеями о том, что за материальным миром таится реальность снов и видений. Ее не выразить словами, только приемами живописи. Символисты любили обращаться к исследованию парадоксов, патологий, к мистическим, философским темам, к меланхолии. Среди работ символистов можно увидеть как картины со строгой композицией и четкими линиями, так и с плоскими декоративными контурами фигур. Франция Представители французского символизма имели тягу к декадентству, синтетизму (как смешению символизма с клуазонизмом). Они обращаются к воображению, интуиции, противостоят рационалистическим учениям. Им было важно, чтобы картина побуждала к размышлениям подобно поэзии. В период расцвета французского символизма общение между художниками и поэтами было очень тесным. Их объединяли одни и те же социальные, философские идеи. Известные картины: «Фаэтон», (Гюстав Моро), «Женщина-орхидея» (Эдгар Максенс), «Циклоп», (Одилон Редон), «Видение после проповеди» (Поль Гоген), «Улица Роз в Порт-Авене» (Эмиль Бернар), «Сон», (Пьер Пюви де Шаванн). «Сон», 1883. Музей д'Орсе (Париж), Пьер Пюви де Шаванн Норвегия Одним из самых выдающихся мастеров символизма является Эдвард Мунк. Картины отражают его сложную судьбу, личные переживания. Они наполнены мотивами страха, смерти, но и любви. Самая знаменитая работа норвежца - «Крик». Ее можно назвать прелюдией к искусству двадцатого столетия. «Крик» предвещает главные для модернизма темы отчуждения, одиночества, отчаяния. Другие его известные картины: «Меланхолия», «Тревога», «Лунная ночь», «Расставание», «Одинокие», «Поцелуй». «Крик», 1893 г. Национальная галерея (Осло), Эдвард Мунк Бельгия Символизм в этой стране получил развитие по линии декаданса. Ярким представителем был Джеймс Энсор. В его творчестве центральную роль играют детские воспоминания о сувенирной лавке родителей, где он был среди кукол, масок, фарфора. В характере Энсора сочеталась ранимость, мечтательность, веселость со скепсисом и угрюмостью, и это также отражалось в его работах. Анри де Гру - другой неординарный художник. Интерпретировал сюжеты традиционной религиозной живописи по-своему, соотносил их с современностью. Воплощал в полотнах трагизм, который видел в своей эпохе (XIX-XX век). Его произведения нередко находятся на стыке романтизма и реализма, символизма и историзма. Де Гру часто изображал трагические моменты жизни, и потому палитра его красок была мрачной. Знаменитые картины: «Интрига» (Джеймс Энсор), «Богочеловек» (Жан Дельвиль), «Бессмертие» (Ксавье Меллери), «Полет валькирий» (Анри де Гру), «Искусство, или нежность сфинкса» (Фернан Кнопфф). «Полет валькирий», ок. 1890 г. Королевский музей изобразительных искусств (Брюссель), Анри де Гру Британия В XIX веке в Британии появилось братство прерафаэлитов, предшественников символистов. Часто их творчество отождествляют с символизмом. Прерафаэлиты, ориентируясь на живопись раннего Возрождения, отбросили академическую традицию. Их работы отличаются яркими красками, проработкой самых мелких деталей. А в выборе сюжетов они ориентируются на библейскую, историческую, мифологическую тематику, добавляя мистические аллюзии и ассоциации. Знаменитые картины: «Офелия», (Джон Милле), «Нахождение Спасителя во храме», (Уильям Хант), «Благовещение» (Данте Гебриел Россетти). «Нахождение Спасителя во храме», 1860 г. Городской музей и художественная галерея (Бирмингем), Уильям Хант Россия В произведениях русских символистов на первый план выходил мир не материальный, а идейный, духовный, даже божественный. Однако у художников не было цели противопоставлять эти миры - наоборот, построить между ними мост. Картины Михаила Врубеля переносят зрителя в древность, в сказочную эпоху легенд и былин. Полотно «Жемчужина» - каноничный образец символизма, где на полотне в маленькой жемчужине отразилась бесконечная вселенная. А его «Демон сидящий» притягивает взгляд, но при этом сеет в душе внутренний дискомфорт и чувство страха. Еще один великий символист - Михаил Нестеров. В своих работах он был сосредоточен на личности человека, внутренние переживания которого говорят о духовной возвышенности. Знаменитые картины: «Видение отроку Варфоломею» (Михаил Нестеров), «Автопортрет с сестрой» (Виктор Борисов-Мусатов), «Дама у пруда» (Константин Сомов), «Тангла», «Гималаи» (Николай Рерих). «Жемчужина», 1904 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва), Михаил Врубель Символизм XX века - это философия в живописи, отвергающая природную, натуральную передачу цвета и формы. Она помогла формированию многих идей того времени - обострила внимание к проблемам духовности, религии, многоплановости развития творческой мысли, синтетичности творчества и стала основой для авангардного искусства.
Все вышеприведенные фото находятся в Общественном достоянии (прим. адм.)
От: rafloriel (etxt) wm-painting.ru,  
Скрыть комментарии (2)
Похожие темы:
|
Интересно, много деталей не знал..
1
Не то, чтобы я понимала этот стиль. Но внешне он выглядит довольно привлекательно
2