Картина Дама, сидящая за верджинелом, художник ГАБРИЭЛ МЕТСЮ ( GABRIEL METSU )ГАБРИЭЛ МЕТСЮ ( METSU, GABRIEL ) Лейден, 1629 - Амстердам, 1667 Возможно, учился у Герарда Доу в Лейдене. В 1657 обосновался в Амстердаме. Писал жанровые сцены, портреты, натюрморты. Его кисти принадлежат также несколько исторических полотен. Подпись на корпусе верджинела: G. Metsu.
Холст, масло. 82,5X85 см. Музей Бойманс - ван Бенинген Происхождение: аукцион в Амстердаме, 24 апреля 1811, № 81; сэр Фредерик Кук, Ричмонд; сэр Герберт Кук, Ричмонд; В. ван дер Ворм, Роттердам; фонд Виллема ван дер Ворма, Музей Бойманс - ван Бенинген. Выставки: Лондон, 1929, № 301; «Drie en zestig schilderijen uit de verzameling Willem van der Vorm», Роттердам, Музей Бойманс, 1950- 1951, № 59, репр. 8; Роттердам, 1955, № 87, репр. 132; Цюрих, 1956, № 172; «La decouverte de la lumiere des Primitifs aux Impressionistes», Бордо, 1959, № 89; «Gabriel Metsu», Музей Де Лакенхал, 1966, № 33, репр.
На стене частично видна шпалера с изображением, как полагают исследователи, либо сцены «Поклонения волхвов» (Вюрфбайн), либо солдата, стоящего на коленях перед женщиной (Науман). Картина является одним из поздних шедевров Метсю. В организации пространства и в использовании освещения сказывается влияние живописи делфтской школы. Обычно эту картину датируют амстердамским нериодом творчества Метсю. Н. Макларен относит ее к концу 1650-х, Вюрфбайн - к началу 1660-х, а Ф. В. Робинсон - к середине 1660-х. Надпись на корпусе верджинела: IN ТЕ, DOMINE, SРЕRAVI NON CONFUNDAR IN AETERNUM. - текст из псалмов 30 и 70 (На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек). На крышке клавиатуры: OMNIS SPIRITUS LAUDET DOMINUM - слова псалма 150 (Все дышащее да хвалит Господа). Текст, расположенный на крышке клавиатуры, довольно часто встречается на музыкальных инструментах XVII века. Этого нельзя сказать о надписи на корпусе верджинела. Данная фраза, по-видимому, указывает на морализующий смысл изображения. Помещенная столь нарочито на переднем плане домашняя туфля служит эротическим символом, а собачка - символ безнравственности или олицетворение любовника. На картине Метсю в Национальной галерее в Лондоне изображена женщина в аналогичной позе, сидящая за верджинелом, на котором написаны те же фразы. Она показывает лист с нотами мужчине, держащему бокал вина. М. Л. Вюрфбайн высказал предположение, что данная сцена служит предостережением против молодых людей, выступающих в роли соблазнителей. О. Науман, напротив, считал соблазнительницей женщину и полагал, что наставление обращено к мужчинам, послушным, как собачка, приказаниям любовниц. Литература:
Hofstede de Groot, I, nr. 160; Mac-laren N. National Gallery Catalogues. The Dutch School. London. 1960, p. 243; Hannema, 1962. p. 36, 37, afb. 33, 35; Wurfbain M. L. Gabriel Metsu (1629-1667). Vrouw aan het virginaal.- Openbaar Kunstbezit, 1967, 11, nr. 73; Robinson F. W. Gabriel Metsu (1629-1667). New York, 1974, p. 61-62, fig. 148; Naumann 0. Frans von Mieris (1635-1681), The Elder. Doornspijk, 1981, I, p. 105, fig. 145. Шедевры западноевропейской живописи XVI-XIX веков из собрания музея Бойманс - ван Бенинген ( Каталог выставки в музее Эрмитаж ) фото: Общественное достояние
От: Bira,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|