Первые рисунки - фрески были отмечены 2 тысячелетием до нашей эры (период Эгейской культуры). Связующим веществом для красок служили казеин или песок. Писались работы по сухой поверхности, повторяя технику «а секко».
И древние египтяне, и греки использовали упомянутое свойство известкового вещества для покрытия стен цветной штукатуркой, а в дальнейшем для настенной росписи. Качество получившихся красок таково, что многие из рисунков сохранились в сравнительно неплохом виде до наших дней. Технология изготовления фресок была трудоемкой, но стала использоваться мастерами других регионов помимо Греции и Египта. В частности, Византия также могла похвастать собственными шедеврами. А далее появились русские монументальные произведения.
Росписи, близкие по технике к фреске, применялась в странах Востока. Разумеется, рисунком украшались храмы, как снаружи, так и внутри, и ритуальные постройки.
Сегодня фреской называют стенную живопись, выполненную по любой технологии, - акриловыми красками и маслом, темперой и «а секко» (роспись по сухой штукатурке). Если говорить о последней разновидности украшения живописью стен, то стоит отметить, что она резко отличается от классической фрески. Традиционной считается чистая фреска («буон фреска» по-итальянски), выполненная по сырой штукатурке. Штукатурную основу наносят в несколько слоев и процесс этот весьма долгий и трудоемкий. А вот сама техника живописи по такой основе считается простой для опытного мастера и доступной по содержанию компонентов (цветные минералы, песок и известь).
В качестве пигмента для фрески используют натуральные земляные краски - оттенок умбры или охры, кобальт - зеленый или синий, марсы, а также краски медного происхождения, например голубец. Растительные краски накладывают на сухую штукатурку, используя при этом клей. В ряду растительных стоят киноварь, синие и черные оттенки. Как правило, палитра фресковых изображений очень сдержанна и «не кричит», что обусловлено свойством натуральных красок высветляться при высыхании.
На Руси стенная живопись была удачным симбиозом письма водными красками «по сырому» и темперно - клеевого способа, где в качестве связки пигментов выступали растительные и животные клеи, а также яйцо.
Особенностью фресковых изображений служит их ограничение, связанное с архитектурными особенностями зданий и поверхностей - основы для рисунка. От этого зависит сюжет, расположение и цветовое решение композиции.
Эпоха Высокого Возрождения - пик расцвета росписи стен «по сырому». Фресковая роспись распространилась из европейских католических стран на территорию христианских и стала украшать внутренние стены храмов. Мастера Италии применяли темперу для завершающего штриха «а секко». Среди основоположников античного направления фрески были Мазаччо, Рафаэль, Джотто, Микеланджело. До наших дней сохранились не все образцы монументальной живописи итальянцев.
Обособленным фресковым искусством стали работы Леонардо да Винчи, который пытался совместить штукатурку и масляные краски. Попытки его были не совсем удачными, и примером такого эксперимента стала «Тайная вечеря» на стене трапезной комнаты монастыря Санта-Мария деле Грацие в Милане. Фреска стала осыпаться спустя короткое время после ее создания. А позже подверглась не совсем хорошей реставрации горе - реставраторами и солдатами Наполеона, устроившими конюшню в трапезной во время войны.
Более удачная судьба постигла микеланджеловские работы «Страшный суд» и «Сотворение мира» Сикстинской капеллы. Их очередная реставрация завершилась сравнительно недавно с применением современной электронной техники и аппаратуры. Для анализа состава красок, используемых автором, в ход пустили современные химические методы. Очищенный верхний слой красок закрепили акриловым лаком.
Наравне с итальянскими мастерами стоит отметить творчество монументалистов Рима. Фрески римлян отличались от итальянских. В эпоху ренессанса мастера Рима разнообразили тематику работ изображением садов, ландшафта и цветов. А технология изготовления красящего слоя включала применение животного клея в смеси с чистой известью, яичным белком и казеином. Слои штукатурки закреплялись молоком и пемзой вводимыми в состав штукатурки.
Византийские мастера привнесли много новшеств в традиционную фресковую живопись. Технология изготовления фресок византийцами хорошо описана иконописцем XVII века Дионисием в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота». Увеличилось время выполнения работ по сырой основе, а количество слоев штукатурки сократилось до двух. Причем в нижний слой вводилась солома (ранее толченый мрамор), а в верхний - пакля или пряди льна. Образец самой ранней фрески по византийской технологии стала роспись в церкви Санта Мария (500 - 850 годы до нашей эры) в Риме.
Обращаясь к истокам древнерусской росписи стен и потолков, время относит нас в XI-XVII вв. к памятникам фресковой живописи в Ферапонтовом монастыре у города Кириллова и монастыре Светогорском недалеко от Пскова. Работы выполнены в соответствие с технологией, разработанной в 1599 году греческим художником и епископом Нектарием, обосновавшимся на Руси. Он привнес изменения в состав левкаса (штукатурки), советуя не оставлять «без письма» грунт на ночь и даже на обед. Начиная с XVIII века яичная темпера, служившая краской для завершающих штрихов по уже высохшему рисунку и штукатурке, сменилась на масляные краски.
Наряду с кажущейся простотой изготовления фрески, она таит много нюансов, связанных с относительно скудной палитрой, при этом сам рисунок, как и в обычной станковой живописи, заранее набрасывался на картон с соблюдением правил компоновки. Объемные картины разбивались на квадраты - джорнаты, которые считались дневной нормой для росписи.
Сама роспись пигментом для неопытного художника становилась испытанием. Кисть словно «боронила» поверхность штукатурки, а пигмент быстро высыхал и не проникал глубоко в штукатурку. Приходилось срезать незаполненный краской кусок и покрывать снова сырой штукатуркой. Фреска не поддавалась переделке, и исправить можно было только незначительные недочеты. Поэтому художник заранее прорабатывал в цвете задуманный эскиз на куске гипса. Окончательным этапом была шлифовка поверхности фрески и иногда полировка с помощью мыльно - воскового раствора, описанная Леоном Баттистой Альберти.
Полированная поверхность фресковой живописи встречается в работах, начиная от Джотто, заканчивая Перуджино. Немного позже полировке подвергались лишь отдельные участки картин - лица, руки, персонажей.
В период барокко фресковая роспись становится корпусной и пастозной, и, начиная с XVIII века, авторы фресок стали использовать казеиново-известковые краски вместо водорастворимых. Такая живопись распространилась в Италии, Германии и Испании, став основополагающей для Трогера, Тьеполо, Кноллера и Гюнтера.
Современники XIX и XX веков, - Репин, Васнецов, Суриков, Бруни так же выполнили роспись на библейские сюжеты с церквах Киева, Москвы и Ленинграда, опираясь на масляную фресковую технику.
Итальянские современники тоже обращались к фресковой живописи. Но это были отдельные мастера, работающие в направлении модерна. В XX столетии живопись «а секко» и по сырой штукатурке практически забылась, и обращались к ней немногочисленные прогрессивные художники Италии (Боргонцони А.) и Мексики (Ривера Д.).
Господство фрески завершилось в начале XIX столетия.