Опубликовано: Февраль 1, 2015
Музей Изобразительного Искусства города Хошимин (Museum of fine art, 97 Pho Duc Chinh, Quan 1, HCM). Центр делового, современного и шумного города Хошимин бурлит своим хаотичным движением, рыкает моторами мотоциклов и сигналами машин. Чуть в стороне от этого безудержного ежедневного торжества жизни, от громкой болтовни мчащихся во весь опор на своих мотоциклах школьников и студентов, от монотонных возгласов уличных торговцев и от суетящихся женщин с корзинами фруктов, в небольшом переулке рядом с рынком Бен Тань находится элегантное трехэтажное здание. И турист, утомленный бурей звуков и кипящим ритмом Сайгона, ощущает, словно бы ему прорубили некое «окно в Париж»...
Внутренний двор музея. Действительно, многие уголки современного Хошимина связаны с колониальным французским прошлым и продолжают звучать сквозь века и ежедневную суету нотками ностальгии. Такие места проникнуты духом истории - сотрудничества Азии и Европы и их противостояния, национально-освободительной борьбы, историями взлетов и падений судеб разных людей, семей, империй. В годы правления французской колониальной администрации было создано и разрушено многое. В те времена две великие культуры встретились лицом к лицу, это была и схватка, и обмен опытом, и взаимное недоверие, и, в то же время, стремление извлечь выгоду из складывавшихся своеобразных отношений любви-ненависти... Бурные интриги прошлого остались на страницах истории и застыли в облике изящных и величавых фасадов зданий колониальной архитектуры Сайгона. Среди них здание Музея Изобразительного Искусства является одним из примечательнейших мест. Музей был создан по инициативе городского комитета города Хошимин в 1987 году, ввиду необходимости создания крупного художественного центра в быстро растущем мегаполисе. Коллекция музея расположена в здании особняка, принадлежавшего семье зажиточного китайского купца Хуэй Бон Хоа, сколотившего неплохой капитал при французах. Именно он был хозяином знаменитого отеля Мажестик в Сайгоне, ныне являющегося государственной собственностью. Архитектура здания сочетает в себе признаки как китайской традиционной архитектуры, так и французской неоклассики. Общий план здания и расположение залов и лестниц рассчитаны с учетом принципов «фэн-шуй», фасады же выполнены в лучших традициях европейской архитектуры того времени, в декоре использована керамическая плитка, колонны, пилястры, лепнина. Скульптор Диеп Минь Чау (1919 - 2002). Дядюшка Хо и дети. Бронза, 1990, 83х45. Перед самым входом в музей нас встречает прославленный образ дядюшки Хо в окружении детей, созданный заслуженным скульптором Вьетнама Диеп Минь Чау, выходцем из крестьянской семьи из провинции Бен Тче в дельте реки Меконг. Мягкость, почти импрессионистическая подвижность размытых форм, лепящих целостный и четкий визуальный образ, создает в этом памятнике ощущение живого общения, диалога со зрителем. Образ дядюшки Хо лишен пафосности и какой-бы то нибыло политической пропоганды, а уж тем более, нет здесь и отображения так называемого «культа личности», о котором любит говорить западная пресса. Зритель и не сразу догадывается, что это собственно Хо Ши Мин, так же, как не с первого раза его узнавали дети, рабочие, крестьяне, к которым он шел не как лидер и герой, а как простой собеседник. И, только чуть присмотревшись, мы видим выраженное в лице добродушие, и в то же время - некоторая одухотворенная целеустремленность и отчаянность борца. В мягком изгибе бровей угадывается прямота и простота характера, жест и поза отображают спокойствие и умиротворенность. В каждой своей работе, посвященной Хо Ши Мину, Диеп Минь Чау показывает разные стороны его образа, но ближе всего мастеру не официально-пафосные образы, а глубоко прочувствованные лиричные портреты, в которых удается передать одновременно и душевную теплоту дядюшки Хо, и величественность его образа, и значимость его для истории. С детства Диеп Минь Чау любил рисовать, и его вдохновляли идеи борьбы за свободу для рабочих и крестьян. Он начал писать картины с пятнадцати лет, долгое время он был художником, делал декорации для театральных представлений. И только в 1940 году Дием Минь Чау поступил в колледж изобразительных искусств Индокитая, чтобы продолжить совершенствование своего мастерства. Он вступил в ряды патриотического движения студентов, боровшихся за равноправие, свободу и независимость. Однако, начало японской оккупации не дало возможности окончить образование. Вернувшись в родную провинцию, художник начал активно бороться за освобождение своей земли, и ему пришлось взяться за оружие. Он был партизаном, и продолжал писать - изображал быт солдат, портреты боевых друзей... Но самой знаменитой картиной Диеп Минь Чау была небольшая совсем картина «Дядюшка Хо и трое детей», нарисованная собственной кровью на клочке бумаги в походных партизанских условиях. Трое детей - это не просто, как говорил сам автор, трое обыкновенных детей из множества тех, кто желал прикоснуться к народному любимцу и герою, это символическое изображение трех частей Вьетнама - Севера, Центра и Юга. Символическое послание бойца с фронта о необходимости объединения во имя спасения страны и народного единства. С 1949 года он был переведен служить на Север Вьетнама, и там часто общался с самим Хо Ши Мином, и образ героя стал ещё ближе и понятнее художнику. В течение нескольких лет он создал более тридцати картин, как на шелке, так и произведений масляной живописи, посвященных Хошимину. В 1952 году Диеп Минь Чау учился скульптуре в Академии художеств в Чехословакии, а вернувшись, стал преподавать скульптуру, рисунок и живопись. Весь его творческий путь был посвящен теме национально-освободительной борьбы, и именно этому мастеру удалось наиболее выразительно и разнопланово создать образ прославленного Хо Ши Мина, которого он хорошо знал лично. Его Хо Ши Мин - это и мудрый старец, и отважный боец, и простой крестьянин, понимающий свой народ всем сердцем, чуткий к людям и добрый. Диеп Минь Чау (1919 - 2002) Сердце людей Южного Вьетнама. 1979, бронза, 70х73. В залах музея представлен и ряд других работ заслуженного скульптора. Все они - отмечены глубокой человечностью, лиричностью, яркой метафоричностью и захватывающим сердце зрителя сентиментализмом. Пафосные патриотичные идеи скульптор всегда воплощает в доступных чувственных образах, передающих красоту и чистоту души простых людей. В скульптуре «Сердце людей Южного Вьетнама» скульптор Диеп Минь Чау передает обобщающий образ людей, переживших годы оккупации, живших в страхе и голоде, в ожидании освобождения и объединения страны. Ребёнок обнимает мать, а она держит в руках цветок, нераспустившийся цветок лотоса, символ чистоты и благородства сердца её народа, знак её надежд на будущее, её дар и подношение. Силуэт женщины с ребенком вызывает в памяти изображения Девы Марии с маленьким Иисусом Христом на коленях, это архитепичный образ женственности, заботы матери о ребенке, мыслей матери о будущем своего любимого дитя. Безусловно, высокообразованный и глубоко понимающий духовную общечеловеческую суть различных религиозных учений, скульптор апеллирует как к христианским, так и к буддийским традиционным символам и ценностям, ведь и на юге Вьтнама часть населения исповедует буддизм, а часть христианство. Образ матери с ребенком восходит к бразам христианского искусства, а лотос - традиционный буддийский символ. Лотос, вышедший из грязи болот, сохраняет свою чистоту, так же и народ Юга Вьетнама, переживший годы оккупации, сохранил преданность, чистоту своей культуры, верность своему народу. Огромную часть своей жизни и творческой деятельности Диеп Минь Чау провел в борьбе за свободу, прошел путь многих войн, постигших Вьетнам в двадцатом столетии. И все же, как мы видим, в образе победоносной борьбы его привлекает не пафосный порыв, не романтика отчаянной схватки, а спокойствие, человечность и мудрая стойкость перед трудностями и лишениями, умиротворенная уверенность в победе добра, справедливости и правды. В творчестве же художника Нгуйен Тхань Чау воплотился иной образ борьбы - сражения, мятежного порыва, всепобеждающего величия силы стремления к свободе. Такой обобщенный и величественный образ мы видим на картине «Лидер», по силе своей композиционной и колористической динамики близкой звучанию полотен Делакруа. Нгуйен Тхань Чау (1939) Лидер. 1995, Холст, масло, 140х130. В начале своего творческого пути, Нгуйен Тхань Чау учился у знаменитого и очень даровитого вьетнамского художника Чан Ван Кана. Художник принимал участие в боевых действиях на Севере Вьетнама. После чего, он был направлен на обучение в Советский Союз, где учился в Киеве в начале 1960-х годов в Национальной школе изящных искусств, и многое в своем творчестве вдальнейшем он почерпнул из советского реализма, но не был чужд он и влияниям живописи французских романтиков, воспевавших Революцию. В Советском Союзе художник специализировался на освоении техники акварели, возможно, поэтому и колорит его последующих работ, выполненных не только акварелью, но и маслом, обладает истинно акварельной мягкость и многообразием изящных полутонов, тонкостью свето-теневой игры. Его картины отличаются особым колористическим богатством: в картине «Лидер» основным цветом является белый. Другие цвета даны не сами по себе, а как блики от ослепляющего нас света взрыва, порождающего пламя борьбы. И сначала взгляд зрителя воспринимает лишь белый цвет и возникающий в глубине полотна полумифический силуэт. Блики рыжеватого, темного розового, красного и желтого оттенков словно бы хаотично рассеяны по полотну, но и в их расположении взгляд замечает закономерность. Словно бы выходя из некой разверзжейся бездны в глубине, они равномерно расходятся по основным диагоналям, тем самым подчеркивая динамику композиции, отображающую напряженность и стремительность героической борьбы вьетнамцев за свою свободу. Картина «Лидер» интересна тем, что создана она тогда, когда отгремелы грозы войны, давно исчез огонь и дым битв, в 1995 году. Художник дает обобщенный, условный образ, здесь он словно бы подводит итог, глядя на прошлое со стороны, ведь он, вернувшись из Советского Союза во Вьетнам в 1966 году, сразу же присоединился к Народной Армии и сражался на «тропе Хо Ши Мина», где проходили наиболее ожесточенные бои партизанской войны, в том числе, и рядом со знаменитыми туннелями Кучи, ставшими сейчас одной из ярчайших туристических достопримечательностей близ города Хошимина. Чан Ван Лам (1915 - 1979) Деревянная хижина дядюшки Хо. Холст, масло, 1977, 50х65 Пейзажи Чан Ван Лама пронизаны спокойным лиризмом, гармонией с природой, в них царит благородство тишины и умиротворенная атмосфера любования красотой мира. Деревянная хижина дядюшки Хо, этот «президентский дворец», постоенный по проекту обычной вьетнамской избы на деревянных сваях под крышей из пальмовых листьев и соломы, сейчас представляет собой мемориальный музей в самом центре Ханоя, рядом с мавзолеем и с центральной площадью. Весь первый план картины занят изображением отражения в тихих водах зеркально чистого пруда стройных стволов пальм и силуэта хижины. Колорит картины построен на тонком сочетании мягких теплых полутонов, оттенков зеленого, коричневатого древесного, голубоватых и светло-серых дымчатых красок неба и вод пруда. Три основных горизонтальных линии рисунка - линия набережной, основания фундамента избы, крыши, - подчеркивают статичность композиции, тишину и покой безветреннего утра, и вьетнамская мирная природа в изумрудном зеркале чистейших вод предстает как драгоценный камень, мерцающий непостижимыми оттенками и бликующий под теплыми лучами солнца. Вьетнамская природа трактована мастером как величайшая из драгоценностей, отвоеванная и сбережанная вьетнамским народом во главе с мудрым и самоотверженным, влюбленным в идеал свободы и справедливости и в свой народ дядюшкой Хо. Нгуйен Фи Хоань (1905 - 2001). Кукурузное поле в Ки Луа. 1965, холст, масло, 20х65. Природа Вьетнама, столь разнообразная, меняющаяся при продвижении с севера на юг, как узоры тканей и как звучание мелодий национальных песен разных народностей Вьетнама, поражает каждого путешественника своим богатством и трогательной красотой гор, равнин, рек, морских побережий и глубоких озер, затерянных высоко в горах или глубоко в джунглях. Особенно удивляет рукотворная красота полей, нет ни одного метра деревенской земли, нетронутого плугом и заботливыми руками крестьян. Рис, кукурузу и другие виды сельскохозяйственных культур до сих пор сажают, выращивают и собирают исключительно вручную, и дело здесь не в том, что крестьяне экономят на сельскохозяйственной технике. И в Тайланде, и в Индии, и в Китае уже используют комбайны и другие механические приспособления для посадки и сбора урожая. Во Вьетнаме все делается и будет делаться вручную, до каких бы высот ни доходил технический прогресс. Потому что, такова традиция, уважение к земле, возделывавшейся из века в век руками предков. «Земля принадлежит тем, кто поливает её своим потом», говорят вьетнамские крестьяне. И в этом их правда. Каждое поле - как коллективное произведение искусства, как выложенная вручную мозаика, как вытканный долгими часами кропотливого труда ковер. Это - сокровище и гордость вьетнамского народа, залог его благополучия, процветания и независимости. Художник Нгуйен Фи Хоань показывает, в какой умиротворенной гармонии с природой протекают будни крестьян, возделывающих кукурузу. Борозды поля уходят по диагонали вдаль, до самых подножий величественных гор, устремленных к высоким небесам изгибами своих хребтов, словно бы дышащих облачными вершинами. Они, горы, веками взирающие на смену поколений, и люди, каждый день посвящающие своему труду, вместе создают этот мир, этот ландшафт, и им принадлежит это пространство, насыщенное солнечным светом, теплом, дышащее любовью и красотой. Таково кукурузное поле в Ки Луа, и во многих других селах и деревнях Вьетнама. Шедевр, созданный самой природой и трудолюбием людей, перенесен художником на холст и увековечен для будующих поколений. Художник Май Ван Хиен (1923 - 2006). картина Солдаты и народ. 1998, гуашь, 88х143. Художник Май Ван Хиен много внимания уделяет темам из повседневной жизни солдат. Его картины отчасти напоминают народные картинки на бумаге из пальмовых листьев, а отчасти - советские агитплакаты. Художник учился в Советском Союзе, его внимание особенно привлекали работы советских художников-графиков, и ясная и яркая наглядность, и незамысловатая выразительность, близкая и понятная простым крестьянам. Примечательно, что талант художника был замечен и высоко оценен в 1945 году министром финансов Фам Ван Донгом, и Май Ван Хиену было поручено создать дизайн первых денег независимой Демократической Республики Вьетнам. Вместе с другими художниками, Нгуйен До Кунг и Нгуйен Ван Кхань, Май Ван Хиен создал рисунки для банкнот номиналом в один, пять, двадцать, сто тысяч донг, которые представляли собой образы вьетнамского сельского хозяйства, промышленности, культуры и торговли соответственно. На лицевой стороне банкнот художник изобразил Президента Хо Ши Мина, основываясь на гравюре со знаменитой фотографии, сделанной фотографом Ву Нанг Аном. Он справился со столь сложным и ответственным делом ещё до того, как завершил своё профессиональное образование. Процесс обучения у Май Ван Хиена был дважды прерван войной. В 1943 году, когда американцы атаковали японцев на территории Вьетнама, бомба попала на спортивную площадку рядом со школой, много студентов было убито, и школу закрыли. Май Ван Хиен пошел в армию, служил там с 1947 до 1965 года, и продолжал писать картины и делать беглые зарисовки из повседневной жизни солдат, многие из которых не вернулись с войны. Образы солдат в окружении вьетнамских деревенских пейзажей - основная тема творчества художника, он остался верен своей военной музе и после окончания войны. До самого последнего года своей жизни он писал образы солдат по памяти, воспроизводя на холстах сцены пережитых военных лет. Художни Тхуань Хо (1920 - 2007) картина Река Хам Тыу. 1995, холст, масло, 60х80. В творчестве Тхуань Хо преобладает импрессионистское начало, берущее исток в его увлечении творчеством художников французских импрессионистов и в его интуитивном лиризме творческого взгляда на окружающий мир. В его простых, словно бы живущих своей жизнью на полотне и столь обыденных образах повседневности раскрывается красота и душа Вьетнама. Пытаясь уловить бесконечно изменчивые свойства света и цвета, Тхуань Хо воплощает едва уловимые движения волн, белья, сущащегося на веревках перед рыбацкими хижинами и трепещащего на ветру. Колорит картины сливает все на полотне в единое целое, и наш взгляд мерно скользит по полотну в такт переливающимся волнам, и ветру, развевающему одежды рыбаков. Но вот на лодке мы замечаем фигурку женщины с ребенком, крохотную, но ярко выделяющеюся своим стройным и четким силуэтом, своей статичностью, словно противостоящую всеобщему волнению и движению, царящему вокруг. Художник дает богатое разнообразие оттенков, точно пытаясь уловить бесконечно изменчивые свойства света и цвета. Художник Чыонг Тхи Тьинь (1928). Автопортрет. 1985, холст, масло, 74х54. Чыонг Тхи Тьинь училась в Институте Изящных Искусств в Сайгоне с 1954 по 1948 годы. Она стала профессором этого института в 1963 году и проработала до 1980 года там. Автопортрет художницы, созданный в 1985 году, - это словно бы обобщенный портрет эпохи, портрет поколения, пережившего ужасы войны, сохранившего теплоту доброй и отважной души, и не сломленного страданиями и лишениями. В её автопортрете передана одухотворенная красота уже немолодого лица, поседевших волос. В её облике и взгляде - след пережитых лет, полных испытаний и трудностей, её мудрые и проницательные глаза были свидетелями тех страданий, что пришлось пережить вьетнамскому народу в двадцатом столетии. В колорите картины преобладает сине-зеленая гамма, который обогащают блики и насыщенная игра свето-тени. Художник Хо Тхань Дык. картина Фестиваль середины осени, 1995, холст, масло, 60х80. В одном из интервью художник Хо Тхань Дык сказал, что искусство служит интернациональным языком, на котором разговаривают наши тайные мысли и чувства. Краски его работ легкие и яркие передают движение, природу и энергетику самой жизни. В колорите картины «Фестиваль середины осени» отразились праздничная восторженная радость детей, их счастье искреннего веселья, передающееся всем зрителям. Ощущение праздника и всеобщего веселья, звон детского смеха и мажорных нот праздничных песен, - все это близко и знакомо всем, это и есть тот «интернациональный язык», на котором люди всего мира думают и чувствуют одинаково. В середине осени во Вьетнаме традиционно поклоняются богине луны Куанг Хан и молятся о лучшем урожае риса и о здоровом потомстве. Детей угощают «пироженными полнолуния», круглыми сладкими пирожками из клейкого рисового теста с начинкой из сухофруктов и орехов. Дети участвуют в праздничных представлениях, устраивают «танцы драконов и львов», проводят время в веселых играх. Композиция картины построена так, что зритель невольно вовлекается в происходящее на полотне, вживается в этот праздник, - дети сидят кругом, а на переднем плане свободное место, на котором зритель мысленно может разместиться и включиться во внезапно вспыхнувший спор между мальчишкой и девчонкой, зажимающей за спиной карандаш. Желтая кофточка, зелёная и оранжевая - это цвета праздника, веселья, они словно бы озаряют собой окружающее пространство, и противостоят тьме надвигающейся ночи. В манере письма Хо Тхань Дыка ощущается его увлечение творчеством Гогена. Лучшее, что было создано французскими художниками в конце XIX - начале XX века, воспринято и творчески осмыслено вьетнамскими мастерами. Они продолжают эту европейскую традицию, сочетая её с традицией вьетнамской живописи, привнося в неё своё собственное видение мира и понимание, и решение художественных задач. Художник Нгуйен Ван Чунг (1937) картина Обнаженная дама. 1964, холст, масло, 51 х 67. К теме обнаженной натуры вьетнамские художники обращаются не часто, вернее, не так часто, как европейские мастера. Почему? Вопрос весьма сложен и, в то же время, прост. Тело в культуре Вьетнама воспринимается как тайна, как священное вместилище жизни и души, поэтому надо его тщательно скрывать от посторонних глаз и беречь. Телесная красота, конечно, ценится высоко, но обнаженное тело не может восприниматься как «красивое», ведь оно ничем не защищено, священная тайна открыта, и красота, соответсвенно, утрачена. Обнажить человека на полотне, значит унизить его достоинство, низвести его до уровня животного, не знающего одежды. В отличие от европейцев, воспринимающих обнаженное тело как «венец творения», люди в Азии видят в обнаженном теле - просто плоть животного и потерю человеком своего лица. Европейская живопись, которой принято восхищаться и в самой Европе, и в России, кишащая обнаженными телами нимф, амурчиков, античных божеств и просто обнаженных безымянных моделей воспринимается большинством консервативно мыслящих вьетнамцев как нечто варварское, кощунственное и ...невежественное. Тем не менее, с появлением европейской школы живописи с приходом французов во Вьетнам, появляется необходимость в учебных целях копировать слепки с античных скульптур, изображающих обнаженное тело, и писать обнаженных моделей с натуры. Для вьетнамского традиционного понимания жизни и красоты это было настоящим абсурдом - изучать столь подробно анатомию человека вовсе не обязательно, что бы передавать его красоту, внутренний мир, духовные ценности, заложенные в нем. В связи с этим, возникало множество горячих споров, дискуссий. В кругах творческой интеллигенции Вьетнама приводилось сотни доводов «за» и тысячи доводов «против» живописи «ню». Нгуйен Ван Чунг в своей «Обнаженной даме» приводит недвусмысленный довод «за». Он изображает модель без приукрашивания, он показывает природу человеческого тела такой, каковой она является. Складки на обвисшем животе, полные груди, вскормившие, вероятно, нескольких детей, сутулая осанка, ноги, далекие от стройности... И, все равно, в целом модель прекрасна, она воплощает саму женственность, художник любуется этим телом и его естественным несовершенством, потому что в этом несовершенсвтве заключена и красота, и жизнь. Пусть консервативно настроенная публика осуждает, пусть прогрессивные зрители, ориентированные на европейские жизненные ценности и стиль мышления, радуются и хвалят. Художник сказал свое слово, он сделал это без оглядки на мнения, а просто потому, что ему понравилась сама идея показать красоту жизни, неприкрытую ничем. Отдельный зал музея посвящен лаковым картинам. Художник Куак Фонг (1938). картина Солдаты проходят через деревню. Лак, гравировка, 1974, 120х90. Лак - сложный, неподатливый и даже опасный материал, он производится из ядовитого вязкого, подобного резине, сока сумахового дерева (Toxicodéndron succedáneum). Сок этот приходится добывать ночью, до рассвета, и так, чтобы в сок не попал ни кусочек древесины, ни насекомая, ни даже капля росы. Если, например, этого сока коснется луч солнца, он может затвердеть комочками и растрескаться, если в сок попадет хотя бы даже капля воды - он станет неприятного темно-серого цвета и будет уже не годен для изготовления даже декоративно-прикладных изделий. Сок аккуратно собирают в специальную непротикаемую емкость, сделанную из плотно сплетенного бамбука, и покрытую непромокаемым покрытием из пропитанной воском бумаги. В эту емкость не попадает ни влага, ни воздух, ни пыль. Собранный сок сумахового дерева оставляют в этой емкости на несколько месяцев в сухом, прохладном и темном месте, и когда сок отстаивается, он разделяется на три слоя. Верхний слой - это самый жидкий, красновато-коричневый лак, который в дальнейшем фильтруют, оставляют в керамическом сосуде и перемешивают бамбуковой палкой несколько раз. Получившимся лаком покрывают декоративные вазы или используют в строительстве для пропитки деревянных деталей архитектуры. Следующий слой - лак, который плотнее и темнее, он густого желтовато-коричневого цвета. Его помещают в металлический сосуд и перемешивают металлической палкой до тех пор, пока он не превратиться в черный блестящий лак, который быстро загустевает. Его надо как можно быстрее перенести на заранее подготовленную доску с уже выполненным рисунком. И, наконец, самый верхний слой лака - это очень липкий, мягкий, мутно-желтый лак, идущий на покрытие предметов мебели или других деревянных изделий. Традиция создания лаковых картин очень древняя, никто не знает точно даты её появления. Во Вьетнаме лак широко использовали мастера строители буддийских храмов из дерева, это был удачный способ продлить жизнь непрочному материалу. Дерево проедается насекомыми, портится от влаги. Особенно жаль, когда утрачиваются произведения тонкой резьбы и росписи, предназначенные для храмов. Дерево научились пропитывать лаком, особым соком из коры деревьев. Сначала лак использовали для покрытия деталий архитектуры, предметов домашней утвари, для изготовления буддийской скульптуры, а потом создание лаковых картин превратилось в отдельный вид изобразительного искусства. Существует небезосновательное предположение, что лак, сок сумахового дерева, впервые стали использовать именно на территории современного Вьетнама, а не Китая, как настойчиво утверждают все китайские историки. Более двух тысяч лет назад именно на территории Вьетнама существовала культура Донг Шон, знаменитая своими огромными железными ритуальными барабанами. И тогда вьеты уже знали, как использовать сок сумахового дерева для производства изделий, применяющихся в быту, чтобы сделать эти изделия более прочными, удобными и красивыми. Эти изделия были найдены археологами на севере Вьетнама входе раскопок мест культуры Донг Шон. В период династии Ли, в одиннадцатом столетии, лак широко использовался для покрытия деревянных деталей архитектуры, посуды, музыкальных инструментов, предметов дворцовой и храмовой утвари. Самые даровитые мастера, специализировавшие на производстве лаковых изделий, удостаивались почетных наград и щедрых подарков от короля и высокопоставленных чиновников. Рост популярности и насущной необходимости в лаковых изделиях способствовал появлению целых гильдий мастеров, в городах и селах возникали районы, где жили только семьи тех, кто занимается этим сложным и трудоемким делом. И до сих пор в Ханое можно найти кварталы, где живут, произодят и продают свои работы мастера художники по лаку. В современном Вьетнаме, как несколько тысячелетий назад, лак используются и для покрытия рыбацких лодок и деревянных стен деревенских хижин, и для создания утонченных, непревзойденных по прочности и уникальных по своей красоте произведений ремесла и высокого искусства. Лаковая живопись как отдельный вид изобразительного искусства возникла в 1930-е годы в Ханое. После того, как в 1924 году в Ханое при участии французских колониальных властей была основана Школа Изящных Искусств ( Ecole des Beaux Arts), во Вьетнаме стала формироваться национальная школа живописи, базирующаяся на сочетании исконно вьетнамских и европейских художественных традиций. Восхищенные красотой и мистическим блеском черного лака в изделиях бытовой утвари и храмовых статуй, два французских художника - Виктор Тардье (1870 - 1937) и Жозеф Ингуимберти (1896 - 1917) решили попытаться совместить традиционную вьетнамскую технику с принципами европейского искусства, рисунка, воздушной и линейной перспективы, светотеневой моделировки. Они вдохновили своих вьетнамских студентов на эксперимент, который и породил новый вид изящного искусства - лаковую живопись, ставшую в искусстве Вьетнама двадцатого века удачным примером встречи Запада и Востока в творческой мастерской. Художники, освоившие и традиционную технику изготовления изделий декоративно-прикладного искусства из лака, и технику европейского рисунка и живописи, стали объединять технику станковой картины с лаковой техникой. В итоге возникли первые лаковые картины в исконно вьетнамской технике с рисунком в европейском стиле и с композициями, построенными по принципам искусства реализма, а не декоративного искусства. Таким образом, лаковая картина впервые была трактована как произведение изящного искусства. Для создания лаковых картин художники успешно стали использовать технику рисунка, резьбы, гравировки, инкрустации перламутром и яичной скорлупой, листочками золота и серебра, обычным песком и мелкой галькой. Процесс изготовления лаковой картины сложный и трудоемкий, он требует много времени, усилий и терпения. На хорошо отпалированную доску из сухой, прочной и неволокнистой древесины наклеивается тонкая шелковая ткань, поверхность грунтуется и опять шлифуется. Потом художник должен нанести очень четко контуры будущего рисунка, потом по этим контурам он быстро пишет вязкими лаковыми красками, пока они не загустели. На день - два картина оставляется для подсыхания. А дальше - ещё один сложный и ответственный этап. Получившаяся картина полностью покрывается черным лаком. Такой «черный квадрат» оставляют для подсыхания, потом аккуратно шлифуют так, чтобы снять практически весь последний слой лака, из-под которого открываются краски и так возникает окончательный колорит. Краски рисунка выступают, а черный лак остается в качестве фона. Первоначально, палитра таких картин была ограничена сочетанием из пяти основных цветов - черного, коричневого, красного, желтого (золотого) и серебристого. В XX веке, с появлением химических красителей, изобразительные возможности колорита лаковых картин расширились, появились дополнительные цвета и оттенки, палитра стала разнообразной и яркой. В 1980-е и в 1990-е годы большинство художников, работающих в этой традиционной сложной и опасной для здоровья технике (пары лаковых красок ядовиты и могут нанести серьезный ущерб здоровью художника при малейшей неосторожности), рисунок лаковыми красками чаще всего сочетают ещё и с гравировкой и инкрустацией. Художник Сю Мань, Хуинь Ван Тхуань. Урожай для того, чтобы прокормить армию. 1981, лак, гравировка, 60х45. Победоносная война давно закончилась, но образы мужества и самоотверженного труда народа, сумевшего отвоевать независимость, остаются в живописи наиболее популярными, и творятся не под диктовку Компартии, как о том хотят твердить западные СМИ. Образы простых тружеников и прославленной былой войны создаются из-за искренней любви к народу, к тяжелому крестьянскому труду и его благостным плодам, служащим основой развития и процветания современного Вьетнама. Художник Хуинь Ван Тхуань (1921) картина Новоселье. Лак, гравировка, 1996, 90х110. Хуинь Ван Туань - один из самых знаменитых и талантливых современных художников Вьетнама. Он родился в Сайгоне в 1921 году, в крестьянской семье. Талант живописца проявился рано, и страсть к искусству возрастала с каждым годом больше и больше. Он успешно сдал вступительные экзамены и в 1939 году стал учеником Школы Изящных Искусств Индокитая в Ханое, которую окончил с отличием в 1940 году. Но сразу приступить к профессиональной деятельности ему не удалось, вскоре после получения своего диплома он присоединился к движению сопротивления французским колонизаторам. Он стал заниматься антифранцузской пропогандой и его талант художника был востребован на этом фронте для создания агитационных плакатов и листовок Вьет Миня, которые сейчас можно увидеть в коллекциях различных центральных и региональных музеев. В 1953 году, вместе с художником Ле Фа и Буи Чанг Чыок, он стал работать для Государственного Банка Вьетнама и создал первый портрет Хо Ши Мина для новых банкнот. После победоносного окончания войны и успешного объединения Вьетнама в 1975 году, художник вернулся на родные просторы южного Вьетнама, в город Хошимин, где возглавил Южный Департамент по делам Изобразительного Искусства Министерства культуры и информации. Художник был награжден многими государственными наградами, среди которых и почетная медаль Сопротивления в войне против французов и Медаль Сопротивления против американских интервентов. Своим творчеством художник внес вклад в борьбу за независимость и в развитие и совершенствования изобразительного художественного языка как агитплакатов, так и традиционной лаковой живописи. Художник Тхай Ха (1922 - 2005). картина Войска, движущиеся на тропу Хай Вань. Лаковая гравировка, 1997, 120х60. Настоящее имя художника Тхай Ха - Нгуйен Ньху Хуань. Он прошел по партизанским тропам, и в его памяти остались образы трудных боевых будней, полных веры, бесстрашия, стремления к победе, к свободе. Тогда он был совсем юным, и каждый миг жизни воспринимался ярко и красочно, как всегда в молодости, все вокруг казалось новым, ярким, прекрасным, несмотря на все тяготы и лишения военных лет. Он был солдатом и в тоже время художником. И всю жизнь он оставался солдатом с душой художника, и художником - с душой солдата. После 1954 года, когда отгремела яростная победоносная битва с французами при городе Диен Биен Фу, художник получил возможность отдохнуть от войны и продолжить совершенствование своего профессионального мастерства и расширение творческого кругозора. Он отправился в СССР и стал продолжать обучение изобразительному реалистическому искусству и вместе с этим осваивать искусство кинематографии. После возвращения во Вьетнам он стал принимать участие в битве против американских агрессоров на юге Вьетнама, тогда взял боевой и творческий псевдоним Тхай Ха. Он создавал листовки, плакаты, воодушевляющие партизан и местное мирное население на борьбу за освобождение и объединение страны. Постоянные боевые действия, партизанские походы в изнуряющих условиях жарких, влажных джунглей, не мешали вести агитработу и создавать трудоемкие произведения лаковой живописи, а так же делать ценные зарисовки из повседневого быта партизан, которые стали бесценным материалом для дальнейшего творчества художника на долгие годы. Таких беглых этюдов создано около ...десятка тысяч!!! В этих этюдах запечатлены и радости побед, и горечь утрат. Художник стал свидетелем печально известных разрушений месторождения драгоценных камней в Ка Мау, гибели природного заповедника со множеством ценнейших видов флоры и фауны - лесов Дуок Лао, которые не восстановлены в полной мере вплоть до наших дней. Художник Тхай Ха (1922 - 2005). картина Партизаны готовы к походу. Лак, гравировка, 60х79,7 И в мирное время художник полностью посвящает своё творчество лаковой живописи, исследует и открывает новые изобразительные возможности этого неподатливого материала, ищет новые композиционные решения, воссоздавая по памяти и по своим военным этюдам реальные эпизоды из славных и тяжелых боевых будней. Он стал признан по праву одним из самых лучших и успешных художников по лаку во Вьетнаме, он сумел добиться создания идеально гладкой поверхоности лака, глубокого черного цвета фона, на котором с ещё большей, чем обычно яркостью выступают краски других цветов. Колорит его лаковых картин обладает магнетической притягательностью - в нем словно бы искряться краски, будто излучающие свет. Его техника - результат упорного многолетнего труда и огромного опыта, чуткого восприятия выразительности цвета и высочайшего мастерства, поднявшего вьетнамскую лаковую живопись и гравировку на самый высококлассный уровень. Работы Тхай Ха имеют огромную художественную и историческую ценность, они украшают коллекции и многих музеев мира, и частных галерей, и домов ценителей изобразительного искусства. Сам художник говорил, оглядываясь в 2001 году на прожитые годы бурной борьбы за мир и за годы долгожданного вожделенного мира, что за тридцать лет, посвященных войне, он создал тысячи этюдов. А за тридцать лет мира создал сотни картин про Вьетнам и про вьетнамский народ, и этого все равно мало и недостаточно, чтобы отобразить и запечатлеть для потомков все те испытания, что выпали на долю вьетнамцев, чтобы сохранить ценные свидетельства подвига смелого и самоотверженно боровшегося за независимость свободолюбимого народа. Художник мечтал, чтобы каждый его фронтовой рисунок был перенесен на лаковую картину, и до последнего года жизни, когда силы уже покидали его, он творил, не давая отдыха себе ни днем, ни ночью, подобно солдату, всегда готовому к бою и отдающему всю свою жизнь во имя Победы! И к концу апреля 2003 года, к празднику Освобождения Южного Вьетнама, итогом более шестидясяти лет безустанного труда стало создание знаменитой на весь мир огромной серии лаковых картин под названием «Военная кампания Хо Ши Мина - история освобождения Южного Вьетнама в 1975 году». Музей изобразительного искусства в городе Хошимин считается на сегодняшний день крупнейшим собранием вьетнамской живописи и скульптуры, и особенно высокую ценность представляет собрание работ художников XX века, позволяющее зрителям увидеть историю Вьетнама глазами выдающихся художников и проследить эволюцию художественных стилей и направлений в изобразительном искусстве Вьетнама. В музее регулярно проводятся выставки современных художников, творческие встречи с мастерами изобразительного искусства. Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, независимый арт-критик Все фотографии сделаны автором статьи с любезного разрешения администрации музея.
От: Лукашевская Яна © wm-painting.ru,  
Похожие темы:
|