Художник Валентин Серов
Валентин Алексеевич Серов (19 января 1865 - 5 декабря 1911) - русский художник, один из ведущих портретистов своей эпохи. Жизнь и творчество Юность и образование Серов родился в Санкт-Петербурге, он был сыном российского композитора Александра Серова и его жены Валентины Бергман, композитора немецко-еврейского происхождения. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Реализм Репина и строгая педагогическая система Чистякова вызвали в нём ранние творческие способности. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан.
Портрет принцессы Ольги Орловой, Валентин Серов Ранние работы Наиболее выдающимися работами раннего периода были портреты: «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка освещённая солнцем» (1888), обе находятся в Третьяковской галерее. В этих картинах Серов сосредоточился на спонтанности восприятия модели и природы. Признаки раннего русского импрессионизма появились в развитии света и цвета, комплекса гармонии отражений, чувства насыщения атмосферой и свежего живописного восприятия мира. Портретное искусство и успех Начиная с 1890 года портрет стал основным жанром в творчестве Серова. Именно в этом жанре его ранний стиль станет очевидным, а картины будут отличаться психологически точными характеристиками изображаемых. Любимыми моделями Серова были актёры, художники и писатели («Константин Коровин», 1891, «Исаак Левитан», 1893, «Николай Лесков», 1894, «Николай Римский-Корсаков», 1898, - все в Третьяковской галерее). Девушка с персиками (1887) стала картиной, открывшей русский импрессионизм. Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов, и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. Черты импрессионизма иногда появлялись в композиционном построении портрета или захвате чувств спонтанных движений. Как и в творчестве его современников, Джона Сингер Сарджента и Андерса Зорна, импрессионизм не был догматичным, но происходил от учения Халса и Веласкеса настолько же насколько и от современной теории. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам, и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, композиционно правильных и живописных исполнениях в величественной манере, Серов постоянно использовал линейно-ритмический рисунок в сочетании с декоративно-цветовыми комбинациями. В то же время, он разработал контрастное направление: часто создавал интимные, искренние, камерные портреты, в основном женщин и детей. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Серов часто обращался к различным графическим методам - акварели, пастели, литографии и так далее. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909; многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В 1890-1900 годах Серов написал много пейзажей страны, в которых художественное направление взял романтический поворот. Брак и семья В 1887 году Серов женился на Ольге Трубниковой. Жена и дети были предметом многих его произведений. Примечательно, что на картине «Дети» изображены его сыновья Юра и Саша. Поздние работы Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности, из неудовлетворенности движением передвижников. В начале XX века, у Серова был стилистический переломный момент: из его работ исчезли черты импрессионизма, и развился модернистский стиль, но присущее ему истинное и реалистичное понимание характера объектов изображения осталось постоянным. В начале XX века Серов создавал героические портреты; в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва; Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) - оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Валентин Серов - Портрет Елены Рерих, 1909 Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Его позднее творчество нашло выражение в исторической живописи («Выезд Пётра II и цесаревны Елизаветы Петровны на псовую охоту», 1900, Русский музей), и глубине постижения исторической достоверности эпохи («Пётр I», темпера, 1907, Третьяковская галерея). Последние годы жизни Серова отмечены работами на темы из классической мифологии. Рассматривая изображения с античной стороны, он придавал классическим предметам изображения личную интерпретацию. Валентин Серов скончался в Москве 5 декабря 1911 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Наследство Лучшие картины Серова принадлежат к одним из величайших произведений русского реалистического искусства. В 1897-1909 годах он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, среди его учеников были Павел Кузнецов, Сапунов Н. Н., Мартирос Сарьян, Кузьма Петров-Водкин, Ульянов Н. П. и Константин Юон. В его честь названа малая планета (3547) Серов, которую в 1978 году обнаружила советский астроном Людмила Журавлёва. Хронология жизни Валентина Алексеевича Серова.
- 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Отец - композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Мать - Валентина Семеновна Серова (урожд. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель.
- 1871. Смерть отца.
- 1872. Живет с матерью в Мюнхене. Начало занятий рисунком с Карлом Кеппингом, впоследствии известным офортистом и керамистом.
- 1874. Переезд с матерью в Париж. Начало систематических занятий с И. Е. Репиным. Возвращение в Россию. Знакомство с семьей Мамонтовых. Обучение в гимназии К. И. Мая.
- 1876. Переезд с матерью в Киев.
- 1878. Возвращение в Москву. Продолжение занятий с Репиным.
- 1880. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Поступление в петербургскую Академию художеств.
- 1883. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Дервизом.
- 1885. Поездка в Мюнхен и Голландию. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса.
- 1886. Знакомство с К. А. Коровиным. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ.
- 1887. Поездка в Вену и Италию с И. С. Остроуховым, М. С. и Ю. С. Мамонтовыми. "Девочка с персиками".
- 1888. "Девушка, освещенная солнцем"; "Заросший пруд". 8-я периодическая выставка МОЛХ, на которой за "Девочку с персиками" Серов
- получил единственную премию, присуждавшуюся за портрет.
- 1889. Женитьба на О. Ф. Трубниковой (1865-1927). Поездка в Париж. Затем Серовы обосновались в Москве.
- 1891. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Коровина.
- 1892. Встречается с Л. Н. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой.
- 1893. Портрет И. И. Левитана. Рождение сына Александра.
- 1894. Избран членом ТПХВ. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды. Рождение сына Георгия.
- 1895. "Октябрь. Домотканово".
- 1896. Знакомство с А. Н. Бенуа. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Рождение сына Михаила.
- 1897. Становится преподавателем МУЖВЗ. Портрет великого князя Павла Александровича.
- 1898. Получает звание академика живописи.
- 1899. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи.
- 1900. Выходит из ТПХВ. Становится членом "Мира искусства". Покупает участок земли в Финляндии и строит дачу, где отныне почти каждый год проводит летние месяцы. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Начало работы над портретами семейства Юсуповых.
- 1901. Рождение сына Антона.
- 1902. Поездка в Германию.
- 1903. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Избран действительным членом Академии художеств.
- 1904. Поездка с женой в Италию.
- 1905. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. 18 февраля вместе с В. Д. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Портреты Ермоловой, Горького.
- 1906. Поездка в Париж.
- 1907. Поездка с Л. С. Бакстом в Грецию и на Крит. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Петр I; Портрет Г. Л. Гиршман.
- 1908. Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. Избран действительным членом венского Сецессиона. Рождение дочери Натальи.
- 1909. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее "политической неблагонадежности". Поездка в Берлин и Париж.
- 1910. Поездка в Рим и Париж. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая; портрет Иды Рубинштейн.
- 1911. Участие в Международной художественной выставке в Риме, поездка в Рим, затем в Париж, Флоренцию, Лондон. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Портрет O.K. Орловой. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Ссылки: https://ru.wikipedia.org Картины (нажмите для увеличения и подробного описания):
Волы | Открытое окно. Сирень | Портрет Ольги Трубниковой | Зима в Абрамцево. Церковь | Автопортрет | Пруд в Абрамцево | Осень. Домотканово | Площадь Св. Марка в Венеции | Набережная Скьявони в Венеции | Букет сирени в вазе | Прасковья Мамонтова | С. И. Мамонтов | Е. Н. Чоколова | С. П. Чоколов | М. Ф. Якунчикова | «Девушка, освещённая солнцем» | П. И. Бларамберг | Заросший пруд | Н. Я. Дервиз | П. А. Мамонтова | А. Я. Симонович | С. М. Драгомирова | Портрет А. Н. Серова | А. Мазини | Жена, О. Ф. Серова | П. Д. Антипова | Стадо. | П. П. Кончаловский | К. А. Коровин | Ф. Таманьо | Лёля Дервиз | О. Ф. Тамара | И. Е. Забелин | И. Е. Репин | И. И. Левитан | Ольга Александровна | Ксения Александровна | Ифигения в Тавриде | Н. С. Лесков | «Летом» | М. Я. Львова | М. К. Олив | В. В. Мусина-Пушкина | Баба в телеге | Октябрь. Домотканово | Коронация Николая II | Вел. кн. Павел Александрович | М. Ф. Морозова | Саша Серов | Баба с лошадью |
Деревня | Н. А. Римский-Корсаков | Дети (Саша и Юра Серовы) | В. В. Матэ (офорт) | Александр III | С. М. Боткина | П. М. Третьяков | А. С. Пушкин | А. К. Глазунов | А. П. Нурок | Пётр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте | Николай II | Вел. кн. Михаил Николаевич в тужурке | И. И. Левитан | С. М. Драгомирова | Дети С. С. Боткина | Мика Морозов | Вел. кн. Георгий Михайлович | Полоскание белья | И. Е. Репин | Автопортрет | З. Н. Юсупова | Финская мельница | Пётр I на псовой охоте | И. С. Остроухов | Стог сена | Е. И. Лосева | Ф. Ф. Юсупов | Н. Ф. Юсупов | Ф. Ф. Юсупов (младший) | Нина Хрущева | К. А. Обнинская | С. П. Дягилев | Г. Л. Гиршман | Г. Н. Федотова | М. Горький | М. Ермолова | М. П. Боткина | Купание лошади | Ф. И. Шаляпин | В. М. Голицын | А. Н. Турчанинов | Е. С. Карзинкина | Г. Л. Гиршман | Л. Н. Андреев | Дети Касьяновых | Н. С. Позняков | М. Н. Акимова | К. С. Станиславский |
Нина Раппопорт | Анна Павлова | Елена Рерих | И. А. Морозов | С. В. Олсуфьева | Грузенберги | В. О. Гиршман | Е. А. Балина |
теги: русская живопись
все фото в статье: Общественное достояние
От: Nika,  
Скрыть комментарии (2)
Похожие темы:
|
Уникальный стиль, такие разнообразные портреты, пейзажи, изображающие сцены из жизни, но все пропитаны каким-то единым духом сдержанности, чистоты, спокойного импрессионизма. Даже итальянские пейзажи выполнены в "русской" палитре. И впечатляют портреты царственных особ, особенно Николая II и Александра III - в них так много человеческого и так мало царского... Вообще многообразие изображенных героев, сцен позволяет буквально окунуться в эпоху художника, причем увидеть ее без политического акцента, а именно с точки зрения людей, которые тогда явно или тайно влияли на судьбу страны, или создавали ее культурный облик, или еще только взрослели.
1
Картины Серова популярны на весь мир, и этому есть весомое основание. Красота и изящность - вот их залог.
2