Опубликовано: Январь 13, 2015
Антуан-Жан Гро - мастер исторической живописи
Барон Антуан-Жан Гро, также известный как Жан-Антуан Гро, был историческим и неоклассическим живописцем. Ранние годы и учёба Рождённый в Париже, Антуан-Жан Гро в возрасте шести лет начал учиться рисовать у своего отца, который был миниатюристом и проявил себя как талантливый художник. В конце 1785 года Гро, по своему выбору, поступил на обучение в мастерскую Жака-Луи Давида, продолжая в то же время посещать занятия в колледже Мазарини.
После смерти отца в 1791 году Гро был предоставлен самому себе. Теперь он целиком посвятил себя профессии, а в 1792 году довелось соревноваться (безуспешно) за Гран-при. Примерно в это время, по рекомендации Школы изящных искусств, Гро начал писал портреты членов Национального собрания. Встревоженный развитием Революции, художник в 1793 году покидает Францию и отправляется в Италию. Генуя и Бонапарт В Генуе он продолжил свою работу, производя большое количество миниатюр. Гро побывал во Флоренции, а вернувшись в Геную познакомился с Жозефиной Богарне. Художник последовал за ней в Милан, где его хорошо принял её муж, Наполеон Бонапарт. 15 ноября 1796 года Гро присутствовал возле Аркола, когда Бонапарт установил французский триколор на мосту. Гро ухватился за это событие, и через свою трактовку (под названием «Бонапарт на Аркольском мосту») показал, что нашёл своё призвание. Портрет Наполеона Бонапарта на Аркольском мосту, 1801; Бонапарт сразу же дал ему должность инспектора смотров, что позволило художнику следовать за армией, а в 1797 году назначил его в комиссию по отбору трофеев, которые должны были обогатить Лувр. Париж В 1799 году, вырвавшись из осаждённой Генуи, Гро пробрался в Париж, а в начале 1801 года поселился у Капуцинов. Его набросок «Битвы при Назарете» (ныне находится в музее изящных искусств Нанта) удостоился приза, который в 1802 году предоставил консул, но не получил его, из-за ревностного высказывания Жана Андоша Жюно. Наполеон возместил ему это заказав у Гро изобразить его поездку в здание, где находился карантин для заражённых чумой в Яффе. Картина «Наполеон возле больных чумой в Яффе» (Лувр) повлекла за собой «Битву при Абукире», 1806 (Версаль) и «Битву при Прейсиш-Эйлау», 1808 (Лувр). Согласно статье о Гро в одиннадцатом издании энциклопедии Британика 1911 года, эти три сюжета - известный правитель непреклонен перед чумой, испытывает великолепный момент победы, и удручён с огромными потерями выигрывает сражение - проложили художнику путь к славе. Британика далее отмечает, что до тех пор, пока военная составляющая оставалась связанной с французской национальной жизнью, Гро получал от неё новое вдохновение, которое привело его в самый центр событий, которые он изображал; но, как и армия отделилась от народа, так и Гро, иллюстрировавший сюжеты, которые представляли собой лишь осуществление личных амбиций, перестал находить пищу, необходимую для его гения, и этот изъян стал очевиден. Обучаемый в течении классиков, он был скован их правилам, даже в случае с его натуралистическом подходе к образам, а обращаясь к живописному эффекту цвета и тона, он, казалось, вступал с ними в противоречие. Битва при Абукире 25 июля 1799 года, 1806 Салон В Салоне Гро дебютировал в 1804 году с картиной «Наполеон возле больных чумой в Яффе». Этой картиной он начал свою карьеру как успешный художник. На ней изображён Бонапарт в Яффе, посещающий солдат, зараженных бубонной чумой. Он изображён равнодушным к болезни, пытаясь дотянуться до одного из больных. В действительности, Бонапарт приказал отравить больных солдат, а некоторых оставил туркам. Даже говорят, что он сжёг здание, где находился карантин, чтобы скрыть содеянное. Картину заказали в качестве антикризисной меры, когда известие о его действиях начало распространятся. Картина выполнена в неоклассическом стиле, хотя такие элементы как освещение и склонность к эзотике свойственна предшественникам романтических идеалов. Битва у пирамид в 1798 году, 1810 В 1810 году из картин «Мадрид» и «Битва у пирамид» (Версаль) видно, что звезда Гро покинула его. «Франциск I» и «Карл V», 1812 (Лувр), имели значительный успех; но оформление купола собора Святой Женевьевы (начато в 1811 г. и завершено в 1824 г.) - единственная работа последних лет, в которой Гро показывает свою былую силу и энергию, а также своё мастерство. «Отъезд Людовика XVIII» (Версаль), «Отплытие герцогини Ангулемской из Пойака» (Бордо) стали плафоном в египетской комнате Лувра, и, наконец, его картина «Геракл и Диомед» выставленная в 1835 году, свидетельствуют о том, что усилия Гро - в соответствии с частыми советам его старого учителя Давида - остановить прилив романтизма, лишь нанесли вред его блестящей репутации. Наполеон возле больных чумой в Яффе, 1804; Иоахим Мюрат. 1812 Императрица Жозефина в 1808 году. Ницца. Музей Массена.
Прибытие герцогини Ангулем в Пауиллак (1819) Музей изящных искусств Бордо «Битва при Назарете» 1801. Музей изящных искусств, Нант Смерть Вновь ссылаясь на Британику: «Измученный критикой и горечью неудачи, Гро искал убежище в удовольствиях жизни». 25 июня 1835 года Гро был найден утонувшим на берегах Сены в Мёдоне, возле Севра. Из записки, которую он оставил в шляпе, стало известно, что он «устал от жизни и его предали последние способности, которые делали её сносной, поэтому решил покончить с ней». Признание После Салона 1808 года, на котором выставили «Битву при Прейсиш-Эйлау», Наполеон наградил Гро и дал ему звание барона Империи. У художника было большое количество учеников, и оно значительно увеличилось, когда в 1815 году, Давид оставил Париж и передал свою мастерскую Гро. При Реставрации Бурбонов он стал членом Института, профессором в Национальной высшей школе изящных искусств, а также был произведён в кавалеры Ордена Святого Михаила. Гро был источником вдохновения для Эжена Делакруа, особенно его работа в литографии. Обоим довелось работать в один период и оба написали портреты Наполеона. Хотя в определённый момент Гро относился к Хиосу и Месолонгиону Делакруа как «расправе над искусством». Г. Даргенти выпустил книгу под названием Les Artistes célèbres («Знаменитые художники») Le Baron Gros. М. Дельклюз дал краткое изложение жизни Антуана-Жана Гро в Louis David et son temps «Луи-Давид и его времена»), а в книге Geschichte der modernen französischen Malerei («История современной французской живописи») Юлиуса Мейера содержится высказывание, которое Британика приводит в качестве отличной критики на его работы. Картины: Конный портрет князя Бориса Юсупова, 1809;
Лейтенант Шарль Легран, прибл. 1810. Наполеон на поле битвы при Прейсиш-Эйлау. 1808. Лувр. Париж
От: Mishlen,   -
-
Скрыть комментарии (2)
Похожие темы:
|
С художественной точки зрения картины выполнены профессионально, с мастерской техникой и увлечением. Но слишком ощущается политический заказ или стремление угодить власти, некое подобие работ советской пропаганды. Хотя массовые сцены битв и других событий в любом случае заслуживают уважения, нельзя не заметить, с каким старанием и усердием автор создавал героев в их разнообразии и многочисленности.
1
Полководцы, сражения, битвы - это очень эмоционально и интересно. Хорошие работы
2