Опубликовано: Июнь 28, 2010
Можно было бы продолжить анализ многих фарфоровых изделий, выполненных за последнее время. Однако сопровождающие наш текст иллюстрации дают полную возможность читателю не только ознакомиться со всем многообразием росписи нашего фарфора и его новыми формами, но и разобраться в принципах композиции, системе построения узоров и декоративности приемов. Среди фарфоровых ваз следует остановить внимание на вазе В. Л. Семенова «Кристалл», заслуженно получившей высшую награду на Брюссельской выставке 1958 года. Художник здесь вновь демонстрирует высокое чувство формы. Хотя эта ваза выполнена способом литья, ее изготовление кажется иным. Здесь скорее можно представить себе, как был раскатан «блин» каолина, как художник приподнял его края в трех местах, как остальные края от этого действия провисли, образовав соответственно три своеобразные полугорла. Созданная таким образом оригинальная ваза демонстрирует все богатство игры выступающих и отступающих форм, чему так хорошо вторит ее волнообразный не менее оригинально скомпонованный край. Его белый, не покрытый черным цветом ободок, как и тонкий поясок основания, сразу же говорит нам о том, что это фарфор. Выше мы отмечали свойства современной мебели — ее сухой геометризм, светлую по цвету древесину. Именно эти особенности бели невольно заставляют усиливать декоративность силуэта и кость тонов произведений декоративно-прикладного искусства. II этому, естественно, увеличиваются декоративные приемы настенных блюд и тарелок. Так, украинский художник Н. Бирюков в настенной тарелке «Красные яблоки» прибегает к крупным пяти ровного цвета во фруктах, что делает их весьма плоскостными. Одновременно он стремится подчеркнуть их декоративную роль черным контуром, нанесенным так, что создается просвет между ним и «пестринами» яблок. Благодаря последнему белый цвет фарфора включает в декоративную систему композиции. Серо-зеленоватые плоек листья, темные штрихи их черешков, как и ровные полосы несколько аморфной по построению ветки, заполняют свободные места тарелки. Следует отметить, что и просветы белого фона фарфора играют далеко не последнюю роль в декоративном построении композиции тарелки. П. В. Леонов в своих декоративных блюдах и тарелках «Золотой олень» и «Розовая птица», входящих в большой по масштабу cepвиз пошел по пути повышенной декоративности. Контрастное сопоставление отдельных цветов, например золотого и оранжевого, как и других, заставляет как бы светиться его произведение. Порой они выглядят даже нестерпимо яркими. Однако в них заключено много таких художественных находок, которые могут быть с успехом применены в декоративных настенных тарелках. Появившись еще в XVIII веке, мелкая фарфоровая скульптура получила большое распространение в XIX столетии. Все возрастающий интерес к внешнему миру, к жизни и быту людей предопределил не только развитие исчезнувшей в наши дни бытовой иллюстрации, но и бытовых сценок, выполнявшихся в фарфоре. Небольшие фигурки, в изобилии изготовлявшиеся многими фарфоровыми заводами, обычно занимали место за стеклом горок — специальных шкафчиков, бывших принадлежностью мало-мальски состоятельного дома. Бытовая иллюстрация, как отмечено выше, исчезла из нашего обихода — фотография ее заменила полностью. Однако до сих пор ряд наших скульпторов-керамистов продолжают создавать статуэтки на бытовые темы так, словно ничего не изменилось в нашем быту, словно по-старому мы можем подбирать коллекции мелкой пластики, расставляя их в специально изготовленных застекленных шкафах-горках. Среди них мы найдем и сплетницу на бульваре, и пару на пляже, и грузовой мотокар и многое другое. Многие из них по композиции сложны. Все они анатомически грамотно вылеплены и даже умело покрашены, но в них часто проскальзывает слащавая красивость — особенно в фигурках, изображающих танцующих. Подлинного искусства, настоящей красоты пластических форм, силуэта, рисунка линий, к сожалению, мы в них почти не найдем. И все же среди скульпторов есть такие, которые задумываются о месте для своих мелких статуэток в современной, как правило, небольшой жилой комнате (ставятся они на застекленных полках книжного шкафа или наверху невысокого шкафа, серванта, на настенной полке или столике).
« Предыдущая страница | Страница 4 из 4 От: Бирюкова Ирина,   -
Похожие темы:
|