ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 21, 2010

Кинетическое искусство

   Искусство, использующее реально изменяющиеся или перемещающиеся формы во взаимодействии со светом, музыкой, пространством, называют кинетическим. Строго говоря, его нельзя считать только современ­ным. Двигающиеся по кругу статуи апостолов на здании ратуши в Праге, заводные куклы, пестрые карусели — вот далеко не полный перечень попыток украсить дви­жением окружающий предметный мир. Изощренного искусства достигало устройство фонтанов и каскадов, фейерверков. Все это доказывает, что реальное движе­ние уже давно стало для человека не просто средством достижения какой-либо цели, но и предметом бескоры­стного восхищения, воссоздать которое он и стре­мился.

Современное кинетическое искусство располагает одновременно возможностями света, цвета, многих ма­териалов, звука, кроме того, оно может решить практи­чески любую программу их взаимодействия. Не следу­ет, впрочем, думать, что эти средства должны быть использованы обязательно вместе. Как и в традицион­ном искусстве их выбор идет от сложившегося в созна­нии образа, и тут действует скорее принцип самоогра­ничения, чем «расточительства».

Что же представляет собой образ кинетического ис­кусства? Как он ни своеобычен, его формируют общие для изобразительного искусства элементы плоскостной, объемной и пространственной композиции. Разница в следующем: ритмика в живописи, графике, скульпту­ре и других рассчитана на собственное движение чело­века (или его взгляда); здесь же цвет, освещенность, силуэт, формы и глубина ритмически изменяются и при фиксированной точке зрения.

Условность изображения в кинетическом искусстве проявляется намного решительней, чем в станковом и монументальном искусстве.

Язык кинетического искусства неразрывно связан с новыми материалами, с достижениями науки и техни­ки, и эта сторона в кинетических установках обычно ярко выражена наряду с изобразительной, тематиче­ской. Они не противоречат друг другу, а дополняют, от­сюда особо современное, обобщенное звучание произ­ведений кинетического искусства.

Так же, как и в театре, здесь очень важна зрелищная сторона, неожиданные и впечатляющие красочные, световые эффекты, метаморфозы форм. Обычно про­грамма кинетической установки задается по замкнуто­му циклу, и этот возвращающийся ритм тоже придает своеобразное впечатление произведениям.

Кинетическое искусство — массовое зрелище. У нас в стране имеются интересные опыты обращения к кине­тическому искусству как к мощному средству монумен­тальной пропаганды, и один из самых значительных — праздничное оформление улиц и площадей Ленингра­да в дни 50-летия Великой Октябрьской социалистиче­ской революции, осуществленное коллективом ленин­градских и московских художников. В этом большом кинетическом произведении сочетался голос Владими­ра Ильича Ленина, записанный на пластинку при его жизни, с показом исторических документальных кино­кадров сразу на нескольких огромных экранах, постав­ленных на площади В. И. Ленина. На набережной Невы вращение чаши радиотелескопа сопровождалось стар­товыми командами запуска первых советских космиче­ских кораблей. А вся праздничная кинетическая свето-динамическая постановка завершалась конструктивной электрифицированной моделью атомного ядра и дви­гающихся вокруг него светящихся электронов.

Аналогии с кинетическим искусством имеет искус­ство светомузыки. Здесь также используется движение света и цвета, еще значительней в общей композиции произведения роль звука; сила и разнообразие выра­зительных средств зависят от инженерного решения установки, являющейся непосредственным источником их; как и кинетическое искусство, светомузыка нахо­дится в стадии становления и поисков.

Поиски художников, композиторов и технических специалистов идут по нескольким направлениям. Соз­даны и создаются системы с «жесткой» связью «свет— звук», где каждый звук музыкального произведения вызывает свет определенного цвета и силы. В декоративное убранство общественных интерьеров включают­ся светомузыкальные программы, развивающиеся по замкнутому циклу.

Но основное поле деятельности художников — соз­дание «не жестких», образных интерпретаций музы­кальных произведений. Основоположником этого на­правления следует считать великого русского компо­зитора А. Н. Скрябина, обладавшего ярким даром видения музыки в цвете и мечтавшего об их синтезе. Еще в 1910 году, впервые в мире, была исполнена в свето­вом сопровождении его симфоническая поэма «Проме­тей». Сейчас у нас в стране работают несколько твор­ческих групп. На произведения классической и совре­менной музыки снимаются светомузыкальные фильмы, с помощью специальных стационарных установок уст­раиваются светомузыкальные концерты (в том числе в музее Скрябина в Москве). Подготавливается почва для осуществления оригинальных светомузыкальных про­изведений, где светоцвет и музыка сочинялись бы од­новременно и взаимосвязанно.

Мы рассмотрели отдельные художественные средст­ва разных видов и жанров изобразительного искусства, составляющих многосложный, яркий и целостный язык этого искусства. Только мастерски владея этими сред­ствами, художник может воплотить свой замысел и пе­редать мысли и чувства многих людей, раскрыть сущ­ность жизненных явлений. Но чтобы понять и внутренне пережить созданный художником образ, зритель должен сам проявить твор­ческую активность в познании закономерностей искус­ства, его языка, его средств, являющихся не просто од­ними из слагаемых художественного образа, а полно­стью воплощающих идею и художественную суть про­изведения.

Поэтому внимательное, чуткое отношение к тому, как именно создается художником впечатляющее про­изведение, как мастер, тонко чувствующий специфические особенности, требования и назначение того или иного вида искусства, умело и вдохновенно использует нужные ему художественные средства, позволяет и нам, зрителям, войти в творческую лабораторию худож­ника, почувствовать и понять своеобразную логику в построении художественного образа.

Все это делает более глубоким и проникновенным наше непосредственное восприятие произведений изо­бразительного искусства, доставляя воистину большое эстетическое наслаждение, духовно обогащает каждо­го, стремящегося во всей полноте познать правду и поэ­зию жизни, воплощенные в прекрасных образах ис­кусства.

 






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
Вам могут быть интересны следующие ресурсы: