Анатолия Зверева, художника-авангардиста ныне называют недооцененным мастером своей эпохи. В те времена непризнанные шедевры художника ютились на квартирах, а в семидесятых годах к тому же, вообще чудом сохранились на даче Георгия Костаки, частного коллекционера картин русского авангарда, во время пожара, который не пощадил уникальных картин советских художников и даже иконы.
По словам дочери коллекционера, художницы Натальи Костаки, живописные работы Анатолия Зверева помог спасти случай. Незадолго до случившегося пожара их готовили к переезду и отнесли в кладовую. Там их после пожара и нашли, сильно обгоревшие и залитые водой. Но даже после этого они не потеряли своей ценности и гениальности. И, по мнению искусствоведов, эти обгоревшие, сохранившиеся неопалимые шедевры, которые считались утерянными навсегда, стали еще более неотразимы и загадочны.
Зверева ценили даже такие весомые фигуры того времени как Пикассо и Фальк. Сам Пабло Пикассо называл его "гениальным русским рисовальщиком 20 века", а на родине художника Анатолия Зверева не признавали. Как же, он ведь нарушил все каноны и правила классической живописи. Он был, одним из первых в СССР, экспрессионистом, свободным художником.
У него была очень узнаваемая необычная манера письма – прерывистыми линиями и с разбрызгиванием краски, похожим на то, как если бы он рисовал сидя в машине, едущей по кочкам. Портреты, пейзажи, зарисовки он стремительно как бы фотографируя, рисовал быстро всем, чем придется – красками, карандашами, даже огрызками вареной свеклы.
Сейчас для картин Анатолия Зверева открыли выставку, расположенную в выставочном зале Новом Манежа, на которой представлены более чем 200 работ теперь уже знаменитого художника-импровизатора. По словам куратора выставки Полины Лобачевской – «Его уникальные до сих пор неизвестные иллюстрации к трем повестям Н. В. Гоголя, таким как «Вий», «Тарас Бульба», «Пропавшая грамота» выполненные в удивительно кинематографическом ракурсе и сейчас свежи и необыкновенно суперсовременны»
Все картины на выставке - из коллекционного собрания друга художника, коллекционера-авангардиста Георгия Костаки. Костаки, грек, который родился в России, был в свое время шофером в посольствах разных западных стран в Москве. Возя дипломатов в антикварные магазины, и сам стал коллекционером и собрал самую богатую в мире коллекцию картин русских авангардистов.
Георгий Костаки одним из первых сумел разглядеть уникальный самобытный талант художника-экспрессиониста того времени Анатолия Зверева, рассказывала его дочь искусствовед Алика Костаки. Он писал портреты друзей, любимых женщин, автопортреты. Что ни картина, то стихийная игра красок. И в этих, казалось бы, случайных импровизациях, каждая линия, каждый мазок, каждое пятно, - всё на своем месте. Сам лично художник со своими работами обращался небрежно, вечно терял их, выбрасывал, раздаривал друзьям. Дочь коллекционера Алика Костаки тоже решила подарить работы любимого художника музею, который должен появиться уже через год.