История
портрета уходит далеко в историю прошлого. Пещера Вильонер, что близ французского городка Ангуль хранит в своих недрах первый, как принято считать, на земле меловой портрет. Ему насчитывается более 27 000 лет. И, разумеется, следующая эволюционная ступень картин людей с натуры принадлежит древнеегипетским мастерам.
В силу религиозных убеждений, Античность редко обращалась к живописи портретов, отдавая предпочтение объемным работам из гипса или камня. Зато Возрождение просто взорвалось спросом на фотографически точные работы художников.
Современный портрет, в отличие от прошловековых работ, имеет преимущества как в создании, так и в востребованности. И это не смотря на всеобъемлющее искусство фотографии и кинематографа! Сегодняшние портретисты получили прекрасную возможность завуалировано исполнять написание работ с воспроизведением истинной модели – человека. Среди портретных работ можно условно определить основные ниши. Это детский портрет, женский, мужской, исторический с изображением известных личностей и государственных деятелей, групповой.
В руках художников появились незаменимые атрибуты для передачи той же детскости или одиночества ребят. Примером служит серия полотен детского портрета Евгения Александровича Демакова. Среди них и «Сонечка», и «Дашенька» с непременной игрушкой в руках и безвоздушным фоном. Или, наоборот портрет девочки Насти того же автора, но в совершенно иной обстановке, где много зелени, веселья и игры с живым существом. Подобные «зацепки» за характерные для детей и их поведения нюансы, вступают в немой диалог со зрителем, наделяют его настроение той эмоцией, которую вложил в работу сам автор.
Обращаясь к портретам взрослых людей, с уже устроенным собственным миром, харизмой и нажитыми морщинами, художник по-иному передает настроение персонажа. Многие изображения, в отличие от детских, становятся сухими и не такими трогательными. Они передают с фотографическими подробностями мимику, гусиные лапки у глаз, особенности физиологии, но при этом теряют одухотворенность. Например «паспортное» изображение мужчины кисти Е. Демакова (1998г.) из частной коллекции, или портреты сурового священника и главы компании «Ситроникс» того же автора. Где тепло и доброта? Они укрылись за пронзительным взрослым взглядом умудренных потерями людей, а палитра стала скупой на разноцветие.
Женский портрет, наравне с детским, имеет схожую утонченность и уют. Как правило, для написания слабого пола, особенно с натуры, мастера используют более светлые тона, ванильные оттенки и теплую палитру («За чтением», «Портрет Марии Никитиной», «Портрет женщины с черным платком» Е. Демакова). В этих полотнах чувствуется более кропотливая работа кисти, точная прорисовка вышивки, бижутерия и аксессуаров одежды. Надо отметить ту самую изюминку российских художников, которые не отступили от классической школы портретной живописи, культивируют творчество Боровиковского, Кипренского, Серова. Пользуются их творениями, как пособием для возрождения и продолжения особого русского стиля.
К сожалению, современный портрет утратил былую душу. Это объяснимо и материальной заинтересованностью, и зачастую отсутствием истинного таланта и настоящей школы. Не редко лица, смотрящие с холста, имеют восковую однообразность и клонированную мимику. Почему-то многие авторы боятся собственных эмоций, а тех, что смелы в передаче человеческой некрасивости и подлинности, очень мало.
Зато теперешний автор имеет огромное поле для объединения в единое целое нескольких жанров живописи. Например того же портрета и фэнтези, фантастики и мистики - на выбор самой натуры в соответствие с собственным мироощущением и амбициями. Не редко такие тандемные работы зрители заказывают для подарков, тем самым удивляют своих домочадцев и друзей.