Опубликовано: Сентябрь 6, 2010
Рельеф средневековый русский
Уникальным вкладом в скульптуру стал средневековый русский рельеф или, как его чаще называют, русская каменная резьба XII—XIII вв., центром ее была Владимиро-Суздальская Русь. Покрытые ковром орнаментально-сказочного узорочья, массивные стены русских храмов казались одновременно и монументальными, и декоративными. Как и все древнерусское искусство, резьба была тесно связана с церковью, но это не делало ее ни аскетичной, ни догматичной. На стенах Дмитровского собора во Владимире собственно христианских изображений сравнительно немного — всего сорок шесть из пятисот шестидесяти шести, они буквально тонут в массе звериных, сказочных, фантастических сюжетов. Резчики заимствуют их повсюду: из народных орнаментов, сказок, окружающей природы, старинных миниатюр, Библии и даже из средневековых романов. История путешествия Александра Македонского на небо целиком взята из популярной приключенческой повести «Александрия». Сидя в плетеной корзине, запряженной фантастическими чудищами-грифонами, Александр держит над головой маленьких, новорожденных львят; видя лакомую добычу, грифоны устремляются к ней, и корзина поднимается в воздух. Еще гуще и наряднее скульптурный убор Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Он поднимается прямо от земли, становится частью архитектурных деталей: капители порталов сплошь покрываются причудливой вязью цветов и листьев; пилястры украшаются лицами женщин и воинов. Изображения Христа, ангелов, святых, заключенные в рельефные медальоны, фигуры драконов и грифов утопают в растительном орнаменте. Мы видим и добродушно-улыбчатых, философски настроенных львоз, которые дремлют в тени своих древовидных хвостов. И сиринов, полудев-полуптиц, готовых в любую минуту обернуться легендарными птицами печали и радости. И кентавров, одетых в кафтаны и шапки княжеских ловчих. Кентавры и львы считались в средневековой Руси эмблематическими животными: их можно было изображать только рядом с князьями, олицетворяя их мудрость и силу. Но в русской каменной резьбе они живут сами по себе и, более того, теряют отвлеченно-величественный облик, становясь сказочными. Народный дух торжествует в ней и над княжеской символикой, и над церковными установлениями.
От: Bira,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|