Опубликовано: Май 5, 2012
Шарлоттенбург - Прусский Версаль
Начиная с тринадцатого века на обширной территории замка и принадлежащих ему землях, располагались немногочисленные селения Казанов, Глинике, Литцов. Именно от последнего и пошло первоначальное имя замка. В 1695 году София-Шарлотта Ганноверская получила земли сегодняшнего Шарлоттенбурга в дар от своего мужа курфюрста Бранденбургского Фридриха III в обмен на свои земли Потсдама. Только в 1701 году Фридриха и Софию-Шарлотту короновали как первых короля и королеву Пруссии в Кенигсберге. Именно это знаменательное событие заставило Фридриха сделать первые расширения в резиденции жены, для чего и была изготовлена знаменитая Янтарная комната, ставшая подарком первому русскому императору (тогда еще царю) Петру I. Дворец был воздвигнут по ее королевскому приказу и закончен в 1699 году по проекту Арнольда Неринга, и изначально являлся достаточно скромной летней резиденцией жены Фридриха I под названием Литценбург. После постройки Литцтенбург представлял собой скромненькое двухэтажное сооружение, где бы был все один скромный овальный зал, а все одиннадцать окон усадьбы были обращены в сад. После коронации, София-Шарлотта решила несколько богаче украсить свою скромную резиденцию, добавить ей изящества, роскоши и шика. Было поручено заниматься перестройкой усадьбы зодчему Йохану Фридриху Ёзандеру, который немного удлинил фасад, добавил несколько флигелей, подкорректировал овальный зал с куполом и добавил постройке версальского стиля. Именно благодаря ему Шарлоттенбург можно назвать немецким Версалем. Замок на реке Шпрее значительно разросся и получил свое сегодняшние имя только после смерти королевы благодаря ее почтенному супругу Фридриху, который к тому же присваивает имя жены одной из ведущих академий Берлина в память о ее просвещении. С годами Шарлоттенбург становился все обширнее, прекраснее, богаче. После Шарлоттенбург заслужено считался излюбленным местом Фридриха II и Фридриха III. Скончалась королева Шарлотта в возрасте тридцати шести лет в 1705 году от самой обыкновенной простуды. На первый взгляд, широкие действия по реконструкции замка и памяти любимой королевы со стороны мужа могут быть трактованы чувствами. Но это совершенно не так, брак Фридриха и Шарлотты нельзя назвать удачным союзом двух любящих сердец, он носил лишь строго политический характер. При жизни королева Шарлотта совершенно отдалилась от мужа, который смел ступать на территорию ее резиденции только по приглашению! София-Шарлотта была совершенно независима и свободна в своих действиях. Мать Фридриха Вильгельма увлекалась всевозможными науками и видами искусства, именно поэтому в Шарлоттенбурге имеется театр. Среди ее знакомых стоит отметить Готфрида фон Лейбница, выдающего немецкого ученого. Дворец пришел в относительное запустение после смерти Фридриха. Когда на престол взошел Фридрих Вильгельм (1713 г), замок продолжали поддерживать и отапливать, но венценосная семья не торопилась проводить там много времени, лишь иногда король встречался здесь со своими гостями. Но с восшествием на трон Фридриха II Великого жизнь замка вернулась на круги своя. Первым делом, король сделал Шарлоттенбург, тесно связанный с горячо любимой бабушкой и беззаботным детским ребячеством, своей резиденцией. В годы его правления были произведены некоторые изменения: в западном крыле была построена оранжерея, а в парковой зоне новый флигель. Нововведения закончились с окончанием строительства замка (Сан-Суси, Потсдам), который стал новой королевской резиденцией. Из всех прусских королей наибольшие изменения внес расточительный Фридрих Вильгельм II. Этот монарх тратил баснословные суммы не только на украшения Шарлоттенбурга, его увлекала архитектура всего Берлина. Фридрих Вильгельм, как и София Шарлотта, сходил с ума от театра, именно по его приказу в Шарлоттенбурге был возведен совершенно новый роскошный театр и бельведер, в которой сегодня проходят выставки фарфора. А театр стал не только ареной комедий и драм, но и музеем. Здесь выставлялись экспонаты первобытной истории, в том числе и троянская коллекция Генриха Шлимана. Спустя больше двухсот лет после своей постройки Шарлоттенбург стал частью Берлина (1920 г), до этого момента это был аккуратненький городок близ столицы, где жила интеллигенция, величайшие умы и деятели культуры тогдашнего времени. После Красной Революции в России (1917 год) здесь можно было встретить и много русских эмигрантов, но они не надолго. Покинув Берлин, сливки русской аристократии направились в Париж, Рим и другие европейские столицы. На входе в дворцово-парковый комплекс красуется величественный купол, который чуть-чуть не достигает 50 м в высоту, увенчанный позолоченной скульптурой богини Удачи. Первым делом, стоит посетить главное крыло дворца. Там располагаются апартаменты Фридриха, зал приемов, дубовая галерея и, конечно же, покои Софии-Шарлотты. Далее стоит посетить оранжерею в западном крыле, которая была построена в 1712 г. По назначению ее использовали только зимой, когда возрастала нужда спасать цветы от морозов, в летнее время здесь собирались гости королевы, проводились чаепития, приемы, представления. Оранжерея представляет собой одноэтажное вытянутое здание в стиле барокко. То, что мы видим уже реконструировано, первоначальная оранжерея была разрушена в годы Второй Мировой Войны. Знаменитая фарфоровая комната, которая хранит огромное собрание китайского фарфора, также располагается в западном крыле. Всех посетителей дворца покоряет парк. Изначально он был спроектирован на манер французских барочных садов, чуть позже, отдавая дань моде, его переделали по очаровательному английскому образцу: расположенные один у одному кустики и деревца, тенистые дорожки… Но, во время послевоенной реконструкции, было вынесено решение вернуть первозданный вид парку. Павильон Шинкеля, который служит своего рода музеем живописи, был построен в 1825 году. Изящный домик с чертами итальянского стиля располагается чуть на восток от дворца, здесь собраны очень многие картины, эскизы и наброски лучших художников начала девятнадцатого века и самого Шинкеля в том числе. В 1810 году этот же архитектор, Карл Фридрих Шинкель, украсил парково-садовый ансамбль усыпальницей Фридриха Вильгельма III и его прекрасной супруги Луизы. На территории дворцово-паркового комплекса также можно встретить многочисленные бюсты: Петрарки, Данте, Ариостро, Тассо… все они выполнены знаменитым скульптором того времени – Густавом Германом Блезером. Время работы павильона Круглогодичный 10-17 часов Последний прием 16:45 часов Выходной: понедельник
Телефон 030/320 91-443 [музеи Германии]
От: Laura,  
Похожие темы:
|