Научно-исследовательский музей РАХ. Санкт-ПетербургНаучно-исследовательский музей Российской академии художеств (сокр. НИМ РАХ) — первый художественный музей в здании Императорской Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. Претендует на звание старейшего художественного музея России. На протяжении полутора веков, вплоть до революции 1917 года, музейная коллекция неуклонно росла. В соответствии с Регламентом, составленным Шуваловым, каждый приезжающий в Россию профессор обязывался передавать в музей какие-либо новые экспонаты. Множество картин и скульптур пожертвовала музею Екатерина. Поступали в музей и полотна из частных собраний. Так, замечательным приобретением стала коллекция графа Н. Кушелева-Безбородко, завещанная им Академии в 1862 году. Одно перечисление авторов работ, входивших в нее, дает представление о ее "бесценности" - среди них Брейгель Старший, Йордане, Рубенс, Делакруа, Милле, Курбе, Коро, Айвазовский, Брюллов и другие. Кроме того, достоянием музея неизменно становились лучшие учебные, пенсионерские и профессорские опыты. Уникальным было академическое собрание архитектурных чертежей и моделей (не забудем, что с начала XIX века и на протяжении следующих десятилетий "памятники славы отечественной" воздвигались только после их одобрения академическими экспертами).
К 1917 году музей приобрел славу крупнейшего и ценнейшего российского собрания произведений искусств.А далее произошла катастрофа. Удивительно, но первым приложил к этому руку рафинированный Александр Бенуа. Будучи заведующим Картинной галереей Эрмитажа, он распорядился в 1918 году передать Кушелевскую галерею Эрмитажу. Потом последовали чисто "идеологические" акции. Виднейшие русские авангардисты В. Татлин, Н. Альтман, П. Филонов, К. Петров-Водкин, возглавившие ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), который вселился в здание Академии художеств, приступили к полной реорганизации системы подготовки художников. Учебе у мастеров прошлого в этой системе места не нашлось - соответственно музей Академии художеств оказался как бы не нужен. Началось его расформирование - с передачей принадлежавших ему экспонатов в другие столичные и региональные собрания. На протяжении 1920-х годов музей то закрывали, то вновь открывали - коллекция между тем исчезала на глазах. Лишь после 1932 года, когда была предпринята централизация "художественных сил" под знаменем "социалистического реализма", музей восстановили окончательно. Но вернуть в него удалось уже немногое. Этот «театральный» портрет итальянской певицы Фанни Персиани в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула» Карл Брюллов создал в 1834 году, за год до своего отъезда из Италии в Россию. Тем не менее, Научно-исследовательский музей PAX, получивший это имя в 1992 году, по-прежнему остается владельцем одного из самых качественных художественных собраний в России. Он ведет активную выставочную деятельность, участвует в международных акциях и в меру сил пытается пополнять свою коллекцию. Обзавелся музей и сетью филиалов - это мемориальные музеи выдающихся художников-педагогов петербургской Академии художеств И. Репина, П. Чистякова, А. Куинджи и И. Бродского. Коллекция графики
Графическое собрание Научно-исследовательского музея PAX - выше всяческих похвал. Ученические рисунки "академистов" Академия собирала на протяжении десятилетий - все они поступали в музей. Здесь же хранятся натурные штудии профессоров Академии, произведения, выполненные русскими художниками во время разнообразных путешествий, а также рисунки Ф. Васильева и И. Шишкина, которые Академия специально приобретала в качестве "ориентиров" для учеников пейзажного класса. Наконец, поистине бесценной является коллекция графических работ западноевропейских мастеров. Ее ядром стали 31 альбом с рисунками, переданный в 1767 году в дар Академии ее вторым президентом И. Бецким (1704- 1795), и около семи тысяч рисунков, купленных Екатериной II у того же Бецкого и подаренных в 1769 году Академии. Около половины этих рисунков впоследствии перекочевали в Эрмитаж, но другая половина по-прежнему остается в распоряжении музея. Здание музея
Музей занимает историческое здание, построенное в 1764–88 годах для академии по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. Сейчас в нём, помимо НИМ РАХ, расположены Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.
Первый этаж занимает по традиции отдел слепков с антиков, второй этаж — "Академический Музеум" ( шедевры западноевропейской живописи, среди них оригиналы А. Кауфман, А.Р. Менгса, А. Челести, Л. Джордано, П.Ф. Мола; "программы" или дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств c XIX века до начала XX столетия (среди них эскиз И.Е. Репина "Ангел истребляет первенца фараона", картина В.Д. Поленова "Воскрешение дочери Иаира", «Капустница» Николая Фешина; мастерские картины К.П. Брюллова, И.И. Шишкина). Отдельный зал посвящен интереснейшему и сложному периоду существования Академии — 1920–1930 гг. Представлены учебные и дипломные работы этого периода, особенно полно — мастерских К.С. Петрова-Водкина и А.Е. Карева. Кроме того, в постоянную экспозицию включены рельефы и скульптуры русских мастеров XVIII–XIX вв. На третьем этаже — проектные модели знаменитых зданий Петербурга (экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII–XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах»). В парадных залах вдоль набережной — копии росписей станц Ватикана и других шедевров итальянских мастеров, исполненные пенсионерами Академии художеств середины XIX века во время пребывания в Италии.
От: AlMak,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|