1905-1909 г., 138,8 x 102 см х. м., Австрийский музей прикладного искусства, Вена, Австрия [Фрагмент декора картона для фриза во дворце Стокле (Брюссель)]
художник: Густав Климт (1862-1918) стиль: модерн австрийская живопись начала 20 конца 19 века
Древо жизни. Эскиз для Фриза Стокле. Ок. 1905-1909 Это дерево познания, о котором говорится в Апокалипсисе, символ Золотого века, бросает вызов черной птице — символу смерти: так понимали круговорот жизни и Климт и Фрейд. Как неприятно были удивлены и даже шокированы поклонники «чистого искусства», воспитанные на классике, привыкшие к строгой жанровой системе, когда вместо людей, животных и пейзажей, вместо портретов и натюрмортом художники стали предлагать сочетание геометрических фигур или линий, яркие цветовые пятна. «Как, и это картина?!» - с негодованием вопрошали некоторые рафинированные эстеты. Сами же модернисты в оправдание и объяснение собственного новаторства писали целые теоретические труда, да только вот, пожалуй, не сильно преуспели – публике все равно подавай нечто понятное и традиционное. Одним из основоположников австрийского модернизма, земляком и популяризатором идей небезызвестного психиатра З.Фрейда, был художник Густав Климт. Он прекрасно владел академической манерой письма, но никогда не загонял себя ни в какие условные рамки. Его знаменитое «Древо жизни» отсылает нас к одному из апокалипсических библейских мифов. Сама же интерпретация мифа представлена в орнаменталистском обрамлении. Дерево, конечно, без особого труда угадывается – как-никак, нарисовано оно прямо по центру. Всё оно состоит из своеобразных тропинок, усеянных камнями. Что ж, «дорога жизни», «жизненный путь» – выражения устойчивые. На одной из веток-тропинок восседает черная птица. Черный цвет – цвет опасности и смерти. Так символически художник передал вечное противостояние всего органического, природного, живого с темным, мрачным началом в душе каждого человека. автор рецензии: Малафеев П.Н.
фото: Общественное достояние
Загружено: VaLeNt
Gustav Klimt (25-32)
Скрыть комментарии (1)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|
После знакомства с фрагментами творчества Климта хочется посетить Брюссель. Сильно подозреваю, что картины, предназначенные для особняка Стокле, необходимо смотреть в совокупности, и именно применительно к тем декорациям.
1