«... На Таити где-то есть музей Гогена,
Жил он здесь сто двадцать лет тому назад.
Нужно нам туда поехать непременно,
По дороге заглянув на водопад...»
Виктор Райзман
Детство
Эжен Анри Поль Гоген - парижанин, представитель постимпрессионизма конца XIX века, когда-то был мальчиком и бегал по улицам Перу, живя у матушкиной родни. Дед Поля Гогена был представителем влиятельной перуанской семьи, а мать, Алина Мария, - ярой феминисткой.
Маленький Поль рано осиротел - в 1849 году скончался его отец по пути из Франции в Перу, желая перебраться в теплые края после неудавшегося антимонархического переворота. Так Поль остался в полуторагодовалом возрасте вместе с сестрой на попечении матери. Семья мальчика жила четыре года в перуанской столице Лима вместе с семейством дяди по линии матери. Этот отрезок времени был очень ярким и запоминающимся в жизни ребенка. Уже тогда его творческий разум приклеивал беглый взгляд распахнутых глаз на контрастных пятнах национальной одежды, палантинах, необычной посуде и цветах.
В силу своего пытливого ума и любознательности, мальчик Поль заострял внимание на мелочах роскошного пейзажа южноамериканской республики: перуанские жаркие улочки, тихоокеанское побережье, архитектура в колониальном стиле и направлении мудехар, влажные вечнозеленые леса, кофейные деревья и созревающий хлопчатник.
Мама будущего художника увлекалась керамикой. Это были горшки инков и доколумбовая глиняная посуда, которую матушка Алина коллекционировала, бережно расставляла на столах и смахивала с нее пыль. Керамическое собрание было ярким и навсегда застыло в памяти юного француза. Потом, когда Поль Гоген вырос, скульптура и керамика стали одним из промыслов, которым увлекался Гоген.
Одним из ярких воспоминаний детства для юноши были перуанские женщины в ярких национальных нарядах. Разумеется, эталоном для юноши была мама - загорелая, с оголенными плечами в белой хлопковой кофте и ярко-красной юбке. Сын тайком, из-за тонкой тюли, наблюдал, как она сновала по дому в пышном легком наряде. Позже этот костюм мелькал в его полотнах.
Роскошный дом, масса прислуги и вечная жара наложили отпечаток на творчестве Гогена. Почти до семи лет мальчик говорил только по-испански, одевался, как перуанец, и был окружен разноцветными людьми различного телосложения и с необычными лицами. Двое слуг, негретянка и китаец, служили матери Алине. Такой уклад, казалось, навсегда отрывает новоиспеченного перуанца от французских корней.
В 1855 году Гоген с сестрой и матерью перебрались обратно на родину, где жили в Орлеане у дедушки. Там мальчик Поль получил престижное образование в католической школе - интернате Петит.
Однако его испанские корни по линии матери толкали неугомонную юношескую душу в путешествие к жарким странам. Поэтому в возрасте семнадцати лет неугомонный Поль покинул семейное гнездо, отправившись в морское путешествие, поступив в военно-морской флот Франции на службу. Длительное путешествие длилось пять лет до Полярного круга от Средиземного моря. Теперь душа Поля закалилась и насытилась морским воздухом, превратив мальчишку в морского волка.
В 1867 году, 7 июля умерла мать Поля. О ее смерти он узнал спустя несколько месяцев из письма сестры Марии. Так, в девятнадцатилетнем возрасте юноша остался один, по - неволе став взрослым.
Любовь и творческое становление
В 1873 году Гоген женился. Его брак был заключен по любви. Женой поля стала датчанка Мэтте-Софи Гад, а их брак был плодовит и подарил супругам пятерых детей: Эмиль (1874-1955гг.), Алина (1877-1897гг.), Хлодвиг (1879-1900гг.), Жан Рене (1881-1961гг.) и Павел Роллон (1883-1961гг.).
Женитьба совпала с первыми творческими проектами художника - появлением новоиспеченных гогеновских пейзажей. Среди представленных полотен были «Прояснение» - 1873 - 1874 гг., «Лесная тропа» - 1873г., «Работа на земле» - 1873г. и другие. Работы были выполнены в традиционном классическом стиле и благоухали естеством. Никто не мог предположить, что позднее творчество автора станет более сочным, контрастным и откровенно-смелым. Совместно с живописными шагами Гоген предпринял попытки освоить маклерскую стезю. Знакомство с парижской биржей устроил художнику богатый друг семьи Гюстав Ароза. Тогда Полю исполнилось только двадцать три, но молодой человек имел успехи на маклерской бирже, как заправский специалист.
Наравне с маклерским делом Гоген Поль постигал азы живописи и гончарного дела. Его имя стало светиться на арт-рынке. Первая выставка новоиспеченного живописца состоялась в 1876 году. На ней-то и были показаны свежие пейзажи художника. Спустя три года продажа картин и организация выставок стала основным источником доходов Гогена, принося около 30 000 франков в год. Благодаря неплохому заработку автор незатейливых картин - Гоген, организовал собственную художественную студию в одной из квартир на третьем этаже дома № 8 на улице Рю Карсель. Теперь художник посещал выставки и галереи, приобретал полотна иных авторов и заводил интересные и нужные знакомства.
Но арт-рынок вскоре потерпел крах, и выставки перестали быть основным занятием Поля. Зато с этих пор творчеству живописец стал уделять больше времени. Коллекция его собственных работ пополнилась натюрмортами («Составление букета» - 1880г., «Ваза с цветами на окне» - 1881г., «Натюрморт с японской гравюрой»- 1882г. и др.), в том числе зимними пейзажами («Зимний сад на улице Карсель» - 1883г., «Снег на улице Карсель» - 1882г.).
В начале 1884 года семья Гогена переехала в Копенгаген. Полю казалось, что там жизнь будет значительно веселее и плодотворнее. Однако творческая деятельность вынуждала автора много путешествовать, проводить время с новыми друзьями, такими как Писсарро и Сезанн, писать день и ночь, забыв семейный уклад и былые ценности. Несмотря на плодотворную работу, достаток семьи Гогенов оставался средним, а основным добытчиком стала жена Софи, благодаря урокам французского языка, преподаваемого детям. Непонимание и вечное отсутствие главы семейства окончательно развалили брак художника спустя 11 лет. Это был конец 1884 года.
Творчество и признание
Первые посещения выставок импрессионистов Полем Гогеном состоялись в 1881 и 1882 годах. Именно там Гогена впервые осмеяли и предали критике его, так называемый, постимпрессионизм. Единственный раз, на четвертом показе, Поль представил зрителю свою скульптуру сына Эмиля.
После развода, в 1885 году, бывшая супруга Гогена жила в Копенгагене с детьми. Художник забрал с собой шестилетнего Хлодвига и отправился на заработки в Париж. Однако первая зима во Франции была для художника настоящим испытанием, разбитым нищетой и голодом. В итоге, маленький Хлодвиг заболел и был отправлен нерадивым отцом Полем в интернат. Творческая стезя Гогена именно в этот период времени претерпевала упадок. Выставок практически не было и за весь год автором было представлено всего девятнадцать картин в деревянном багете на последней, восьмой, выставке импрессионистов в 1886 году.
Примерно с этого момента в пейзажах художника стали появляться контрастные аппликационные куски и детали. Например «Свинопас» 1888 года с яркой контрастной зеленью и желтыми кляксами животных или «Прачки» того же периода с красным фоном неба и коричневой землей без полутонов и света.
На выставке Гоген повел себя весьма не дружелюбно по отношению к одному из ведущих авангардистов Франции Жоржу Сера и рассорился с другом Писсарро. Он высмеивал недостатки, как ему казалось, серавской техники письма - пуантилизма и направления неоимпрессионизма. Отдаваясь полностью пейзажной тематике, Поль Гоген напрочь забыл о качестве рисунка и предварительном эскизе. Гогеновские бретонские мотивы отдавали заурядностью и калейдоскопом непрофессиональных деталей - отсутствием вкуса, света и тени, сочетанием плоскостного письма и надеждой создать нечто божественное из совершенно чистых детских цветов («Маленькие бретонки у моря» - 1889г. и др.).
Дружба с Ван Гогом, знакомство с творчеством Дега и его пастелью, вперемешку с манией величия самого Поля Гогена, не прошли бесследно. Он обратился к религиозным мотивам, написав Иакова, борющегося с ангелом, и весьма странное полотно с изображением Иисуса («Желтый Христос» - 1889г.). Практически весь период времени, до 1890 года, живописец провел в Британе, общаясь с художниками - символистами. Тихо, спокойно протекала его творческая жизнь. Но поездка на Таити, протяженностью в два года, стала весьма плодотворной. Тогда его копилка полотен пополнилась восьмьюдесятью работами на жаркую и сочную тематику таитянок и фруктовых садов («Женщина держащая плод» - 1893г., «Женщина с цветком» - 1891г. и др.).
После таитянского периода Гоген вновь вернулся в Париж, но тяга к приключениям и детские воспоминания вновь возвращают Поля в Океанию. В 1891 году он женится на молодой таитянке. Его работоспособности можно только позавидовать. Наряду с живописью художник стал уделять время журналистике и литературе, писать рассказы, заниматься скульптурой. Однако его здоровье начало сдавать. Поль Гоген «заработал» проказу, а нищета съедала его небольшие доходы. Вскоре художник вовсе впал в депрессию и предпринял попытку самоубийства.
Несмотря на тяжелую болезнь и старость, «жаркий» период был самым ярким пятном в творческой биографии мастера - экзотические сюжеты, бытовые сцены островитян, полуобнаженные женщины, фруктовый сок и вечное пекло...
Свою смерть Эжен Анри Поль Гоген встретил на Таити в 1903 году. На момент смерти он был бесславен и почти забыт. Настоящее признание художник получил после смерти в 1906 году благодаря выставке его работ. Его творчество оказало бесспорное влияние на живопись XX века, а сложная судьба легла в основу романа С. Моэма «Луна и грош». Теперь имя живописца известно не только на земле, но и в космических пространствах. В честь Поля Гогена назван меркурианский кратер. А кинематограф представил зрителю две киноленты о последних годах жизни гения «Волк на пороге» и «Найденный рай».