1902 г.,
х., м. 66 х 76 см.,
Музей Фолькванг, Эссен
художник: Поль Гоген В сентябре 1901 года Гоген покинул Таити и поселился на Маркизских островах. Причина этого бегства до сих пор остается не ясной: в то время, как поклонники Гогена предполагают, что художник искал новые пейзажи для своих картин, большинство историков упоминают, что в этот период состояние его здоровья было очень плохим, и отмечают тот факт, что художник, пользовавшийся ранее огромной популярностью у таитянских девушек, вынужден был в эти годы воздерживаться от секса. Но что бы ни было причиной переезда, Гоген поселился на Хива Оа, крупнейшем острове Маркизского архипелага, на земле, находящейся в собственности Католической Церкви. Накануне своего отъезда художник создал прекраную картину, которая стала своего рода прощаним с Таити - «Идиллию на Таити» (1901, Цюрих, частная коллекция E.G.Behrle). Образ женщины продолжает занимать важнейшее место в художественной тематике Гогена. В «Сказках аборигенов» («Легенды чужой земли»; 1902, Эссен, Музей «Folkwang») художник снова воздает хвалу красоте Полинезии, изображая двух прекрасных девушек, позирующих на фоне экзотического пейзажа. За ними Гоген поместил изображение своего друга Мейера де Ганна, парижского поэта. Достаточно необычным было то, что западного человека художник написал в образе демона с кошачьими глазами и острыми когтями. И все же теперь Гоген начинает ощущать приближение смерти: состояние его здоровья ухудшается с каждым днем, и художник испытывает непреодолимое искушение — впервые за долгие годы — вернуться в Европу. Но, несмотря на все это, у него еще достаточно сил для того, чтобы писать картины. Раоты последних лет его жизни наполнены метафорами смерти. Особенно очевидно это в его последнем шедевре — написанной в двух вариантах картине «Всадники на побережье» (Эссен, музей «Folkwang», и частная коллекция Niarchos). В духе Дега, Гоген изображает всадников на морском побережье, которое кажется беспредельным. Вся картина пронизана ощущением печали, прощания, предчувствия собственной смерти (которая наступит несколькими месяцами позже). Всадники спокойно приближаются к морю, туда, где безжалостные волны проводят границу между землей и водой — или между жизнью и смертью — и откуда появляются два таинственных духа, одетых в яркие одеяния, которые, наверное, должны сопровождать живых в их последнем путешествии — путешествии в смерть. Роскошные цвета, яркость, сочность данной работы является, своего рода, завещанием Гогена и его последним восторженным гимном жизни на Полинезии. 8 мая 1903 года, будучи раздираемым многочисленными финансовыми и юридическими неприятностями и проблемами со здоровьем, Гоген умер. Легенды (которые, как известно, не всегда бывают правдивыми) гласят, что абориген, сообщивший о смерти художника, кричал: «Гоген мертв! Здесь вовсе не рай!»
фото: Общественное достояние
Загружено: Nona
Paul Gauguin (1-8)
Скрыть комментарии (2)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|
Яркая картина, хорошо подобранные цвета
1
Мне нравится контраст светлых и темных лошадей. На общем контрастном фоне это выглядит весьма впечатляюще.
2