Государственный музей Крёллер-Мюллер Своим появлением музей обязан страстной собирательнице произведений искусств Элен Крёллер-Мюллер (1869-1939). Родилась она в семье судовладельца Вильгельма Генриха Мюллера из Роттердама. В 1888 году Элен вышла замуж за Антона Крёллера. Муж сначала принимал участие в семейном бизнесе, а позже стал членом Консультативного совета министерства торговли и промышленности в Голландии. В юные годы Элен коллекционировала фаянс, а на живопись она обратила внимание только после знакомства с одним известным голландским искусствоведом Хендриком Бреммером (1871-1956). Кроме того, он был художником, и в наши дни в музее Крёллер-Мюллер можно увидеть три его работы: пейзаж и два натюрморта. Картины Хендрика Бреммера выполнены в пуантилистской манере. Под его влиянием Элен увлеклась работами живописцев конца XIX века. Примерно в 1907 году миссис Крёллер-Мюллер приняла решение создать собственную коллекцию живописи.
Несколько пейзажей живописцев Гаагской школы стали первыми картинами в ее коллекции. С 1908 года, после удачной покупки настоящего шедевра - "Подсолнухи" Ван Гога, собрание Элен быстро увеличивается. В 1917 году ее первый каталог включал 408 картин и рисунков, а уже к 1921 году в нем насчитывалось 1011 произведений искусств. Наследница Голландской судоходной компании собрала одну из интереснейших в Европе коллекций современной живописи. Полотна Сёра можно увидеть во многих музеях мира. Знаменитые работы этого художника "Гранд-Жатт" находятся в Институте искусства в Чикаго, а "Купание в Аньере" в лондонской Национальной галерее. Неплохая коллекция картин Сёра хранится в музее де Орсэ в Париже. Но самое полное собрание работ художника прописано в Голландии, в музее Крёллер-Мюллер. Здесь находится пять картин Сёра: знаменитый "Канкан" и четыре нормандских марины. Собрание живописи Крёллер-Мюллер должно было соответствовать и времени, и собственному мироощущению хозяйки. Ядро коллекции составили работы Ван Гога. В Музее находятся 278 картин этого мастера, написанных в различной манере и технике. По полноте и значимости эта коллекция уступает только собранию музея Ван Гога в Амстердаме. Кроме этого, в музее Крёллер-Мюллер хранятся работы постимпрессионистов французской школы, символистов, кубистов и т. д. Последние были приобретены в 1920-х годах. Элен считала, что ей удалось купить наиболее ценные полотна художников названных направлений. Она сожалела о том, что в ее коллекции нет картин Сезанна, и несколько раз пыталась заполучить собрание ван Блаадерена, пока его не увезли из Голландии. Отсутствие в коллекции работ немецких экспрессионистов было осознанным и принципиальным решением собирательницы. Проектирование и строительство галереи для солидного собрания Элен продолжалось годы. Сначала семья Крёллер-Мюллеров приобрела парковый участок. В 1912 году Людвигу Майсу ван дер Роге (1886-1969), молодому протеже немецкого архитектора Петера Беренса, было предложено разработать проект галереи, совмещенной с жилым домом. Работу он выполнил, но к этому времени Элен, по совету Бреммера, уже перепоручила проектирование здания Хендрику Берлаге. Однако и это поручение закончилось ничем. В 1921 году за проектирование галереи взялся бельгийский архитектор Анри ван де Вельде, живший тогда в Швейцарии. Ван де Вельде в молодые годы сам был художником, и представлял свои картины на выставке "Группы двадцати" в 1887 году. Здесь экспонировалось и полотно Сёра "Гранд-Жатт". Молодой художник некоторое время находился под впечатлением от этой картины Сёра, и даже сам пытался писать в неоимпрессионистической манере. Свои полотна он выставлял и в Салоне независимых, а после 1891 года пытался совместить линейную манеру Ван Гога с пуантилизмом. Анри Ван де Вельде с энтузиазмом взялся за порученное дело, но из-за недостатка средств его проект музея оставался на бумаге. В 1926 году архитектор уехал в Бельгию. В 1928 году собрание Элен Крёллер-Мюллер было передано государству с условием, что правительство профинансирует строительство здания музея для него. Пришло время для реализации проекта архитектора ван де Вельде и работа закипела. Двери музея были открыты для посетителей 13 июля 1938 года, однако строительство продолжалось еще на протяжении многих лет. Последние элементы этого проекта - конференц-зал и галерея для скульптур, были закончены лишь к 1953 году. Время работы: Музей открыт для публики со вторника по воскресенье (и в праздничные дни) с 10.00 до 17.00 часов. Сад скульптур закрывается в 16.30.
Музей закрыт на: По понедельникам (кроме праздничных дней) 1 января Картины (часть):
сиреневый подарок | Оливковая роща | Сборщики оливок | Оливковая роща V | Натюрморт с луком и чертёжной доской | Терраса ночного кафе | Портрет Мадам Августин Рулен | Каштан в цвету | Алискамп, «Падающие осенние листья» |
От: MargoKM,  
Похожие темы:
|