ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
информер
 



Смотрите здесь http://a-doma.ru/dizajn-proekt/kirpich/ проекты кирпичных домов и коттеджей.

 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

От: Волков Олег


Опубликовано: Июнь 14, 2007

Изображая эпизод из истории Запорожской Сечи, Репин поднял его до
высокого героического звучания. Его герои — люди особой богатырской породы,
сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в
процессе создания картины. Представленные больше натуральной величины и
написанные с предельной рельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются
в пределы большого полотна. Репину пришлось выслушать много упреков за эту
«тесноту». Но это был сознательный художественный прием, который
способствовал впечатлению мощи изображенных людей.
Вся сцена очень естественно скомпонована Репиным, наполнена
внутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности
бурными эмоциями картина не знает себе равных). И вместе с этим композиция
полотна подчинена требованиям монументального искусства. Расположение
персонажей лишено натуралистической случайности. Не боясь нарушить внешнее
правдоподобие, Репин большую часть людей изображает лицом к зрителю, как бы
веерообразно распластывая группу на плоскости холста. Это дает ему
возможность сосредоточить внимание на лицах запорожцев, обыграть
выразительность их типов и характеров. Благодаря своей центричности и
подчеркнутой фронтальности крайних, фланкирующих сцену фигур композиция
обладает устойчивостью. При этом она уравновешена в основных своих
компонентах — многие персонажи в правой и левой части картины даны в
соответствии друг с другом. Замыкающие с двух сторон изображение казаки,
стоящие спиной к зрителю, статичностью своих фигур упорядочивают сложное
переплетение поз и ракурсов запорожцев, увлеченных сочинением письма.
Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм
монументального полотна. Мажорные яркие краски картины чуть погашены
сумеречным освещением предвечернего часа и потому не нарушают возвышенно-
героического строя произведения, не мельчат его своей пестротой.
«Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па
исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Они являлись для него
неиссякаемым источником веры в силу народную, живым свидетельством
богатства народной души, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем
народа. И недаром художник относился к ним не как к героям далекого
прошлого, а как к живым и дорогим для него людям. «Чертовский народ! —
восхищался запорожцами Репин. — Никто на свете не чувствовал так глубоко
«свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову).
Картина «Запорожцы», рассказывающая о героических подвигах
свободолюбивого и мужественного народа, принесла Репину славу подлинно
исторического живописца. Ничего равного ей художнику уже больше не удалось
создать в области исторической живописи.

Портретная живопись


Репин был художником широких творческих интересов, многогранного
таланта. Бесконечно влюбленный в жизнь, неисчерпаемое богатство ее
проявлений, он пытался охватить в своем творчестве многие стороны
окружающей его действительности. Но предметом самого пристального его
внимания всегда оставался человек. Поэтому-то Репин и был первоклассным
портретистом. Глубина проникновения в характер изображаемого, восприятие
человека не только в неповторимом своеобразии его личности; но и в ее
социальной обусловленности, поразительное портретное сходство и, наконец,
виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейших
портретистов XIX века.
Портретное творчество Репина — новый этап в развитии русского
портрета, завершающий деятельность в этой области таких замечательных
портретистов, как Перов и Крамской. Портреты Репина подкупают своей
подлинностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы,
случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его
натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица
портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого
лица и фигуры. Исключительно широк был круг портретируемых художником — от
простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных
писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого,
Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига,
композитора Мусоргского). Мастером группового портрета Репин показал себя в
картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901—1903).
Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника — «Отдых»,
«Осенний букет» и др.
Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П.
Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина».
Портрет написан в феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго до смерти
композитора, находившегося на излечении в Николаевском военном госпитале.
При всей глубине характеристики Репину удалось передать в портрете
непосредственность первого впечатления, сохранить в его живописи свежесть
этюда. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую
печать на весь облик Мусоргского. Конкретность изображения одутловатого от
болезни лица композитора, его помутневших, словно выцветших глаз, мягких
спутавшихся волос просто поразительна. Зритель воочию ощущает эту больную
человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим
очень явственно проступает иное. Чистые, как родниковая вода, печальные и
все понимающие глаза освещают лицо Мусоргского; приковывают внимание его
высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. И уже не больной,
угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго
сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Вспоминаются
портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя
в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей
картины «Запорожцы». Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди
Мусоргского расшитая украинская сорочка. Портрет Мусоргского
свидетельствует о беспощадной остроте художнического видения Репина, его
непредвзятости и вместе с тем о гуманизме художника, о его высоком
представлении о человеке.


« Предыдущая страница | Страница 8 из 9 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.