1884 г. Холст, масло 164 х 297
Васнецов Виктор Михайлович. «Три царевны подземного царства (холст, масло, 1881г.)
Картина второй половины XIX века «Три царевны подземного царства» написана Виктором Михайловичем Васнецовым по заказу известного мецената Саввы Мамонтова для оформления кабинета руководства железной дорогой в Донецке. Представленная картина входила в живописное трио, написанное по мотивам сказок. Одно из них «Три царевны», остальные две работы - «Битва скифов со славянами» и «Ковёр-самолет».
Царевны Васнецова помимо живописной нагрузки и иллюстрации сказки «Подземные царства», имеют смысловую значимость. Их повествование напрямую связано с богатством украинских земель, а в частности Донбасского края.
История картины интересна. Она имела продолжение в 1884 году и писалась вновь, но уже представленная королева черного угля, имела иной ракурс и положение рук. Первая же версия не нашла поддержки у заказчика, была сочтена неуместной для серьезного заведения.
Идея самого автора шла рука об руку с собственным ощущением чуда. В качестве основных персонажей новоявленной сказки выступают сестры – царевны, героини русского фольклора. Это три ипостаси – воплощение основных богатств земли, тогда еще русской, - золота, меди и угля. Причем третья царевна, Угольная, была выдумана художникам в угоду правлению железной дороги.
Своих царевен Васнецов оживил мимикой, подлинными очеловеченными чертами и женственностью. Но олицетворение земных богатств могло иметь иные формы, нежели одушевленные. Несмотря на трагичность события, грусть в глазах и внутренний испуг, девушки горды и надменны. Белолицая угольная дева, вопреки юному возрасту, холодна и властна. Васнецов наделил ее взглядом взрослой особы, мудрой и холодной мимикой. Вопреки высказыванию зрителей об испуге и отчаянии героинь (якобы это прописано их лицах и жестах) в изображенных девушках наравне с красотой уживаются власть и непокорность. Художник объединил в полотне разные характеры, достаток и возраста. Здесь есть сложное переплетение богатства и роскоши старших (Золото и Медь) и скромность Угольной девочки. Она «беднее» в жестах и одеждах. Кроме того колорит написания молодой царевны более холодный и резкий. Ее пространство нарочито контрастное, видимо, в угоду заказчику, и напоминает письмо сухим углем, рассыпчатым и густым.
автор рецензии: Никонова Ирина © wm-painting.ru Государственный музей русского искусства, Киев русская живопись конец 19 века стиль: русский модерн картина имеет горизонтальный формат
теги: гора, большие валуны, вечернее небо, закат солнца, три женские фигуры, богатые красивые одежды, двое мужчин у валуна, один с ножом, богатый женский русский костюм, русские сказки Копия этой картины подходит для интерьера: классический, сказочный фото: Общественное достояние
Добавлено: Nika
Опубликовано: 19.08.2013
Назад в раздел: Разное (17-24)
Скрыть комментарии (0)
|