|
|
|
|
|
Опубликовано: Март 12, 2007
Этапным произведением мы выделяем работу «Лола из Валенсии».
В этой работе художник решает ту же проблему, что и на протяжении всего периода – отношение модели и фона, поиск яркой, естественной натуры.
Он выстраивает соотношение красок яркого национального костюма танцовщицы с остальными цветами работы.
Можно привести высказывание Ш. Бодлера о картинах вообще: «все должно содействовать выражению основной идеи, все должно хранить ее изначальный колорит, …опознавательные цвета».
Основные цвета этой работы – красный, белый и черный. Фон дан условно – мы видим некие перекладины. Основные цвета – цвета страстной, эмоциональной Испании, символы духа страны. Художник передает своеобразие именно испанского темперамента.
Противопоставление фигуры и фона и поиск их гармоничного соотношения имеет отдельный детерминирующий фактор: я думаю, это может быть связано не только с живописными исканиями, но и с поиском самим художником места в обществе, желанием нравиться, выставляться в Салоне и получать награды.
Почему Э. Мане, француз, обращается к испанской живописи? У меня есть несколько гипотез.
Обращение Мане к Веласкесу и Гойе.
Во-первых, приведем отрывки их писем и воспоминаний о Веласкесе и Гойе: О Веласкесе писал его современник, учитель: «так хорошо, …так похоже на модель…его способность казалась чудом» Гойя в письмах определяет место художника: «живопись выбирает Вселенной то, что наилучше соответствует её целям, она соединяет в едином вымышленном образе явление жизни и свойства характеров, которые природа рассеяла повсюду, и благодаря такому искусно построенному сочетанию получаются удачное подражание, в силу которого художник и именуется творцом, а не покорным копировщиком».
Как видим, испанским художникам было важно точно скопировать модель, передать ее сущностные характеристики.
Гойю и Веласкеса называют реалистами. О живописи 17 века Испании говорят также, что появляется натуралистическая тенденция, связанная с распространением караваджизма, появляется воспроизведение повседневной жизни. Э. Мане в отечественных изданиях тоже классифицируется как «реалист». Если обобщить эти характеристики, и понять, что имеется в виду, то речь заходит, скорее всего, не о реализме в общепринятом искусствоведческом понимании, а о художественном реализме с точки зрения философии искусства. Художественный реализм – соответствие рожденного художественного образа объективной сущности. И Гойя, и Веласкес, и Э. Мане - художники, которые максимально «схватили» сущность времени, выявили ее в своих работах.
Во-вторых, и Веласкес, и Гойя резко порвали с художественной традицией, бросили вызов академизму. Тоже делает и Э. Мане. Он против академической школы Кутюра, не приемлет классицизм Энгра и Давида. Те современники Мане, которые также были «анти-академиками» - Курбе и Милле - также не вдохновляли художника. Он не приемлет их суровый реализм.
Может быть, у великих испанцев он искал поддержки именно в такой ситуации.
В-третьих, общее стремление к демифологизации находит свое яркое воплощение в работах Гойи и Веласкеса.
Веласкес обращается не к античным мифам и не к религиозным сюжетам, а к конкретной современной теме. Несмотря на античный сюжет, например, в картине «Вакх», художник продолжает традиции жанровой живописи 17 века, так называемых «бодегонес» - бытовых картин, натюрмортов. Бога виноделия окружают обычные «пьяницы» - крестьяне, мужички из народа. Этот прием – включение современников в мифологический сюжет использовал и Караваджо.
Считается, что у испанского художника пост-мифологическая концепция, которая составляет существенный вклад в живопись 17 столетия.
Я думаю, что Э. Мане также придерживается этой позиции, но у него уже не пост-мифологическая концепция, а стремление вообще к демифологизации, которая была свойственна всей культуре второй половины 19 века.
« Предыдущая страница | Страница 7 из 8
| Следующая страница » От: LeonovaLarisa,  
Похожие темы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|