Опубликовано: Июнь 28, 2010
ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ Простая гончарная посуда известна со времени глубочайшей древности. Эту посуду первоначально лепили от руки без помощи гончарного круга. И сейчас на сельских и небольших городских базарах в воскресный день мы часто видим в продаже изделия простых гончаров — горшки, крынки, миски. Несмотря на сугубо утилитарное назначение этих простых сосудов, многие из них наделены высокими художественными свойствами. Мы можем залюбоваться умелыми пропорциями, хорошо найденными и «прорисованными» округлыми формами, лаконичной, но выразительной росписью, выполненной непритязательной рукой гончара, наделенного природным талантом. Особенно часты такие «находки» на Украине, где сильно еще развито простое гончарство. Вот, например, глиняная миска, распространенная на Полтавщине. Ее формы чрезвычайно просты, но в сочетании ее частей мы живо ощущаем наметанный глаз художника-гончара, превратившего свое скромное изделие в законченное произведение. Красоте форм миски немало способствует такой же простой орнамент. Он состоит из трех-четырех витков тонкой полосы-спирали, обегающей миску по внутреннему краю. В трех местах она ритмически прерывается введением маленьких парных листочков, как бы вырастающих из ее тела и образующих своего рода колосок. Эти листочки выполнены легким ударом-поворотом кисти, рисующим основную спираль обводки. На дне миски свободно расположены еще три слегка изогнутых «колоска». Все здесь настолько просто и вместе с тем так на месте, что эту миску можно с полным правом сравнить со знаменитыми древнегреческими гончарными изделиями. Именно к этим высоким художественным свойствам простой гончарной посуды стоит приглядеться, стоит в них разобраться. А усвоив этот столь наглядный «урок», достигнуть в новых современных керамических изделиях той же совершенной простоты и красоты орнаментации. Среди русских гончарных изделий заметное место занимают произведения города Скопина Рязанской области. Скопинская керамика, покрытая яркой изумрудной и коричнево-охристой глазурью (для чего требуется повторный обжиг, так называемый политой обжиг), развилась в XIX веке. Но погоня за широким рынком сбыта ухудшила художественные качества произведений Скопина. Декоративная сторона изделий взяла верх над утилитарными. Малопригодные для чего-либо сосуды — вазы, кувшины и т. п. — сплошь покрывались многочисленными и разнообразными по форме «прилепами». Последние, взятые отдельно, представляли собой детали, характерные для простых гончарных изделий, но, примененные с избытком, они не столько украшали, сколько отягощали сосуды. Художница Д. Н. Шушканова задалась целью выполнить ряд новых образцов для Скопина. Она сохранила в них своеобразные декоративные приемы скопинской керамики, одновременно отбросив нелепые декоративные формы прошлого и общую перегруженность деталями. Такова, например, ее небольшая низкая ваза для цветов. В общей форме и силуэте вазы легко угадывается прототип — простой глиняный горшок. Но форма вазы стала более приземистой, кроме того, у нее появились две ручки. Традиционный скопинский орнамент в виде двойных фестонов расположен по горлу сосуда, что сказывается на декоративности силуэта. Тулово же вазы украшено графическим, процарапанным по глине, рисунком, изображающим небольшие ракушки, помещенные в обрамлении лепестков. Яркая охристо-коричневая потёчная полива-глазурь немало способствует декоративности этого произведения. Не меньшими декоративными и пластическими качествами отличаются простые гончарные изделия селения Балхар в Дагестане. Большинство из них до сих пор делается для местных хозяйственных нужд — кувшины для вина, для ношения воды, для хранения зерна, миски для масла, кислого молока и т. д. Многовековое производство балхарской глиняной посуды сказалось на отработке ее художественных приемов, ставших классическими. Чистый, ясный силуэт любого произведения Балхар сочетается с пластичностью форм сосудов. Особенно хороши водоносные кувшины или кувшины для вина с их относительно узкими и острыми по силуэту горлами, отличающимися «мятой» формой наподобие распускающегося цветка, как бы противопоставленной круто сбегающим вниз «на конус» стенкам сосудов. Горло и верх (плечи) матовых, без глазури кувшинов с их своеобразными простыми ручками покрыты обычно росписью, выполненной белым или коричневым ангобом (роспись жидкой цветной глиной). Она состоит из тонких полос-обводов, завитков, спиралей, зигзагов или условного растительного орнамента, рисунок которого как бы повторяет очертания горловин кувшинов. Эти узоры хорошо подчеркивают отдельные части сосудов, располагаясь лишь в легко обозримых местах. При археологических раскопках наши ученые не раз находили грубо выполненные из гончарной глины статуэтки — то фигурку коня, то человека. В глубокой древности эти фигурки были часто связаны с первобытным языческим культом; позднее они превратились в детские игрушки. Исконная любовь народа к непритязательной глиняной игрушке дожила до наших дней, породив в отдельных центрах производства керамических изделий небезынтересные произведения. Такова, например, вятская или, иначе называемая, дымковская игрушка. Ее происхождение связывают с некогда существовавшей в городе Вятке весенней ярмаркой, называвшейся «Свистуньей». На ней продавалось множество различных по форме свистулек, в том числе и глиняные игрушки-фигурки, изготовлявшиеся в пригородной слободе Дымкове. Дымковскую игрушку лепят из жирной красной глины, к которой примешивают мелкий речной песок. Затем фигурки просушивают и обжигают в обычной русской печи (закаливают), после чего покрывают раствором мела, разведенным на молоке. По этому белому фону наносят роспись красками, приготовленными на яйце или современными химическими. Основными цветами росписи служат синий, зеленый, желтый, оранжевый, розовый, малиновый, коричневый и черный (последний применяется лишь при окончательной отделке). Помимо этого, часто употребляется сусальное золото, что повышает яркость и без того декоративных фигур. Дымковская игрушка давно перестала быть игрушкой для детей, превратившись в декоративную мелкую пластику. Если известное число животных и птиц, выполняемых в Дымкове, восходит к древнейшим образцам ритуального назначения, то подавляемое число человеческих фигур воспроизводит типичных до середины XIX века представителей купеческой или мещанской городской среды. Всем фигуркам в одинаковой мере свойственна большая обобщенность, а также пластичность форм; последнее свойство особенно важно в скульптуре. Тонкая пластичность форм в соединении с характерной позой или жестом изображаемого человека или животного делает скульптуру декоративной, свидетельствует о наблюдательности мастера, о его желании подметить и воплотить основное (что очень важно для силуэта фигуры), откинув излишние черты бытового, натуралистического пошиба. Нередко отдельные детали дымковских фигурок сильно гипертрофируются, приобретая даже несколько смешной характер. Так, хвост индюка похож, скорее, на подол юбки с оборками, а его «борода» превращается в гроздь винограда. Рога оленя сильнейшим образом разветвляются так, что они становятся похожими на куст, достигая половины размера животного. Естественно, что цвет в дымковской игрушке играет особо большую роль. Его броские, порой даже «пронзительные» цвета, восходя к ярким ситцам XIX века, требуют от мастеров незаурядного колористического чувства, тем более что их сочетания строятся по принципу контрастности. Геометрический рисунок узоров крайне прост — квадратики, круги, полосы-сетки, зигзаги, но в сочетании с белым фоном этот орнамент получает необыкновенную силу и «звучность». Большое распространение дымковской игрушки за последнее время объясняется ее большими декоративными свойствами, столь необходимыми в обстановке современной комнаты.с ее мебелью.
От: Bira,   -
Похожие темы:
|