ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

список багетных мастерских

Багетные мастерские Москвы, России, адреса, телефоны, сайты

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


Опубликовано: Июль 12, 2010

Дерево в изобразительном искусстве

Дерево, как и глина, привлекало к себе внимание чело­века с незапамятных времен, с того момента, когда он осознал возможность выполнить из дерева необходи­мые предметы, тем самым подчинив свойства материала собственной воле. Раскопки последних лет в Новгороде дали возможность судить, как широко была распространена художественная обработка дерева на заре нашей государственности. Резьба в виде хитроумно построен­ной плетенки покрывала столбики, украшавшие древние новгородские постройки. Из дерева же выполнялись модели зданий. Резной в де­реве орнамент покрывал многие предметы домашнего обихода чело­века Древней Руси — ведь Русь была страной дерева, и из дерева де­лалось многое, начиная от ложки и кончая домом.

Дерево в изобразительном искусстве

Новое русское искусство XVIII —XIX веков внесло свой вклад в искусство художественной обработки дерева. Стоит вспомнить хотя бы русские паркеты и русскую мебель того времени. Однако в посту­пательном развитии искусства художественной обработки дерева, при­мерно с начала XIX века, стала отчетливо намечаться определенная дифференциация. Если в «ученом» искусстве роль дерева становилась все ограниченнее, то в крестьянской среде художественная обработка дерева продолжала развиваться. Так, словно следуя процессу конца XVII века, когда иконостасная деревянная резьба вызвала к жизни бо­гатейшую «каменную резь» прославленных памятников стиля «москов­ского барокко», крестьянские избы Поволжья обогатились так назы­ваемой корабельной резьбой. Она превращала крестьянскую избу в три окошка в сказочный теремок, снизу доверху убранный всевозмож­ными как растительными, так и геометризованными орнаментальными мотивами. Даже простые ворота, ведшие во двор, превращались в про­думанное во всех деталях высокое произведение искусства.

Дерево в изобразительном искусстве

Правда, во второй половине XIX века эта обильная и трудоем­кая архитектурная резьба сменилась пропильной, сквозной, обычно подвергающейся по сравнению с предшествующей осуждению из-за своей сухости, графичности и известной эклектичности. Последнее, малоприятное, свойство появилось в связи с почти что официальным псевдорусским стилем, который на­саждался во всей России в те годы.

Однако, поскольку в крестьян­ском быту, а также в провинциаль­ной городской ремесленной среде сохранялись старые навыки, то, естественно, тут продолжали изго­товляться законченные и совершен­ные по форме предметы — ковши, скобкари, прялки, рубеля, прянич­ные доски и т. д., как правило, по­крытые разнообразным по форме и различным по технике выполнения орнаментом (описанным в спе­циальной литературе). Законченное совершенство этих изделий из дерева послужило источником вдох­новения для художников подмо­сковного Абрамцева и мастеров окрестных деревень, стремившихся возродить былую славу русского национального искусства. Так, в конце XIX века родилась под руководством Е. Д. Поленовой широко известная абрамцево-кудринская резьба.

Дерево в изобразительном искусстве

В Абрамцеве изготовлялись всевозможные деревянные изделия, покрытые, главным образом, растительным орнаментом. Он напоми­нал вьющиеся, изгибающиеся побеги, близкие хвое или мху. Такой орнамент либо заполнял определенные места вещи, либо обтекал верх­ние части предметов. Для такой резьбы особенно хороша липа. Ост­рым ножом наносится задуманный, умело скомпонованный узор, кото­рый затем со всех сторон фона подрезается, а острые углы орнамен­та закругляются. Последующая окраска в естественные коричневатые тона дерева и полировка завершают работу, создавая необходимую законченность произведения.

Хорошим примером абрамцево-кудринской резьбы может служить деревянное блюдо В. П. Варноскова. Мастер украсил его край ритмично повторяющимися пальметками, определившими фестонообразные вырезы борта блюда, оставшегося в основном гладким, полированным. Лишь геометрическая розетка в середине центрирует, как бы привязывает к себе бегущий по краям орнамент. Можно было бы привести здесь еще ряд произведений абрамцево-кудринской резь­бы, обогатившейся за последнее время многими хорошо выполненны­ми орнаментальными мотивами и усовершенствованными приемами.

Однако будет целесообразнее наметить общее художественное на­правление резьбы по дереву, сопроводив его отдельными советами.

Художнику следует задуматься, прежде чем он приступит к резь­бе, над целесообразностью своего будущего произведения. Скажем, если он захочет сделать украшенную резьбой (по краям) доску-хлеб­ницу, то это не вызовет возражения. В то же время вряд ли стоит в наше время изготовлять украшенный орнаментом ларец, который когда-то составлял неотъемлемую часть быта состоятельных классов. Наше современное декоративно-прикладное искусство очень часто прибегает к контрастным сопоставлениям даже отдельных частей того или иного предмета. Поэтому сочетание гладкого, хорошо отпо­лированного дерева, наделенного красивой текстурой с резным, бла­городным по форме и законченности построения орнаментом, всегда пойдет на пользу делу. Узоры старых деревянных резных изделий весьма разнообразны, однако вряд ли уместно новое современное произведение «одевать» в такой убор. Лучше всего задуматься над новыми орнаментальными формами, однако помня о необходимости стро­ить узор в непосредственной связи с качествами самого материала, то есть в данном случае, со свойствами дерева.

При изучении старой русской резьбы по де­реву легко усмотреть, как в отдельных случаях ее мастера непосредственно переходили от пло­ского рельефа к более объемным формам, прев­ращавшимся затем в так называемую круглую скульптуру. Этот путь раньше всего сказался в детской игрушке. Как бы ни были примитивны ее фигурки, все же в них в той или иной сте­пени видно стремление передать объемность форм, живость поз и жестов, красоту линий. Естественно, что эти свойства выступают более отчетливо и более полно при обобщенности форм, когда художник сосредоточивает свое внимание на основном замысле, а не на деталях бытового порядка.

 Изготовление деревянных резных игрушек встречалось раньше повсеместно. В отдельных центрах, как, например, в прежнем Сергиевском пасаде (ныне Загорске) или недалеко располо­женном селе Богородском, изготовление игрушки прекратилось в развитой промысел. Особенно прославились произ­ведения села Богородского, выполняемые обычно в простом неокра­шенном дереве. Уже в начале нашего столетия здесь стали изготовляться отдельные фигурки людей и животных, которые были не столько игрушками, сколько небольшими декоративными скульптурами. Посте­пенно это направление начало преобладать.

Как в игрушках, так и в статуэтках ясно виден первоначальным призматический (трехгранный) кусок дерева. Мастер, работая ножом, придает ему обобщенную форму либо фигуры человека, либо живот­ного. Крупные порезки хорошо лепят форму, передают характерные черты и жесты. Вместе с тем эти порезки с большой полнотой говорят о свойствах дерева как пластического материала. По скульптуре «Со­кольник», выполненной И. К. Стуловым, видно, что это декоративное произведение восходит к конным игрушкам старого Богородского. Однако как скульптура малых форм он значительно декоративнее своего прототипа: его силуэт обострен, заметно возросла роль про­светов между отдельными частями фигуры, внимательно проработаны общая пластика форм и ритм линий.

В «Козле» М. Ф. Баринова эти же высокие художест­венные качества небольшой декоративной скульптуры усилены выразительным строем крупных порезок, хорошо передающих податли­вость дерева при резьбе.

Помимо художников, так или иначе связанных с Богородском, в дереве работают и другие скульпторы. Д. Н. Шушкановым выполнена группа небольших фигурок — кабана, антилопы. Художест­венным достоинством его произведений следует считать великолепно показанную пластику деревянных форм, с которой согласуются ха­рактерные особенности животных. Вместе с тем художник не забы­вает о декоративности своих произведений, что особенно ясно видно в силуэтах животных. Следует отметить, что здесь мы не найдем ка­кой-либо утрировки поз и движения — все естественно и закономерно.

По-иному подошли к дереву (самшиту) художники Хотькова А. В. Барашков и Ю. С. Чурилов. Они придали миниатюр­ным фигуркам тех же животных подчеркнутую декоративность. Пос­ледняя сказывается в тщательной проработке отдельных форм обще­го композиционного построения, наделенных определенной, несколь­ко нарочитой угловатостью, а также в системе декоративных поре­зок, как бы противопоставленных общей форме фигурок.

Все эти приемы свидетельствуют о широких возможностях дере­ва как хорошего скульптурного материала, в котором скульпторы мо­гут осуществить много высокохудожественных декоративных произ­ведений. Из того же самшита на черноморском курорте Сочи местные художники изготовляют небольшие токарные изделия. И тут дерево способно показать свои незаурядные пластические качества. В туа­летных чашечках-лоточках, небольших декоративных вазочках, бусах и т. д. сразу же угадываются свойства материала. Это видно по не­сколько «припухлой» верхней части горла каждой вазы или туалет­ного лотка, в мягком по рисунку профиле поясков, тяг и «цоколей» изделий. Можно сделать эти детали более тонкими и острыми по форме, но это нежелательно, потому что даже легкий случайный удар может привести к выщерблинам и непоправимым повреждениям. Токарные формы особенно хорошо передают пластику форм, богат­ство лепки светотенью как крупных, так и даже весьма мелких дета­лей. Поэтому работа над рисунком формы, над плавными, не режу­щими глаз линиями, над ритмическим сопоставлением отдельных де­талей должна стоять здесь, как говорится, во главе угла. Старые рус­ские деревянные токарные изделия представляют собой незаурядный материал, где художник может почерпнуть для себя ни один урок как в области композиционного построения вещи и ее детали, так и в трактовке форм дерева.

Не менее, если не более, притягателен в художественных дере­вянных изделиях капо-корешок — нарост на корнях березы. Его по особой рецептуре вымачивают, выпаривают, сушат, а выполненную затем вещь полируют. В результате этих трудоемких процессов полу­чается великолепный, прочный материал, отличающийся богатством естественных узоров древесины и большим количеством оттенков окраски — от темно-золотистого цвета до очень светлого, почти со­ломенного. Умение художника сказывается в подборе узора дерева, в гармонии колористических оттенков, в безукоризненном столярном мастерстве и в не менее совершенной зеркальной полировке. Разно­образие и красота рисунка древесины при ее янтарно-желтом цвете и полированной поверхности требуют гладких плоскостей, где бы есте­ственный узор капо-корешка (его текстура) обретал бы полную силу. Именно поэтому изделия из капо-корешка, изготовляемые в тепереш­ней Кировской области, отличаются простотой и ясностью форм. Мастера, работающие в этой области, избегают даже самых простых профилировок, так как рисунок древесины неминуемо зрительно раз­рушит, уничтожит любой профиль, любой поясок, сделает его мало­заметным и, следовательно, ненужным. Вследствие этой же причины в изделиях из капо-корешка можно часто встретить закругленные уг­лы или очень просто профилированные выступы Цоколя-основания.

Естественно, что названные свойства капо-корешка определили известную ограниченность изготовляемых из него изделий. В боль­шинстве случаев это небольшие коробочки и шкатулки различного на­значения.

В отдельных произведениях из капо-корешка можно встретить миниатюрные вставки декоративно-сюжетного порядка. Наилучшие результаты дает мамонтовая кость, желтоватый тон которой гармони­рует с цветом капо-корешка. В такой вставке, выполняемой также иногда на самшите, особенно важно соблюсти согласованность ее масштаба и узора с рисунком самого капо-корешка. Тогда образуется то высокое художественное единство, которое позволяет считать по­добное изделие из дерева по-настоящему драгоценным.


Береста

Немалыми декоративными качествами отличается береста. В се­верных районах нашей страны ее применяют для разнообразных изде­лий домашнего обихода, главным образом в виде туесов — своего рода берестяных банок). Уже с глубокой древности такие берестяные туеса нередко украшались прорезным ажурным орнаментом, вырезанным по верхнему слою, который покрывал тот или иной предмет. Для боль­шей ясности орнаментальных форм под этот слой часто подкладывалась цветная фольга, что усиливало декоративность произведения. По-видимому, с XVIII века прорезной ажурной берестой стали украшать, наподобие вставок, различные деревянные шкатулки и коробки.

Мастерство художника заключается в том, чтобы согласовать масштаб и формы прорезного узора с текстурой самой бересты, покрытой, как известно, небольшими черточками. Так, если слишком сильно увеличить размер листа или цветка, то эти черточки станут чрезмерно заметными и будут вредить общему впечатлению. Именно поэтому мастера прорезной бересты или, как обычно говорят, Шемогодской резьбы (по имени реки Шемогды близ Великого Устюга, где больше всего делались подобные изделия) усложняют цветы и листья геометризованными розетками или иным, часто тисненным орнаментом.

Дерево в изобразительном искусстве

Одной из особенностей растительного узора Шемогодской резь­бы по бересте следует считать особый принцип построения орна­мента. Обычно ясно видно, откуда вырастает, берет начало сам мо­тив — декоративная ветка, куда устремлены ее бегущие линии и по­беги. Все как будто естественно, несмотря на определенную сказоч­ность растительных элементов. Фигурки животных, формы которых связываются с изгибами орнамента, умело вкомпонованы в листья и цветы. Большую роль играет абрис (силуэт) «пятен» прорезного фо­на, всегда связанный масштабно и по рисунку с узором. Само построе­ние узора зависит от плавного движения руки с ножом, вырезающей орнамент. Именно поэтому орнаментальные формы прорезной бе­ресты так плавны, так хорошо согласованы друг с другом, так пе­вучи в лучшем смысле этого слова.



От: Бирюкова Ирина,  15915 просмотров


-

Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« ДизайнСцены из жизни гарема в западноевропейской живописи »